Жанна Анисимова
Конспект НОД по музыкальному развитию для детей старшей группы «Переливы музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей группы «Переливы музыки»
Интеграция: Социально – коммуникативное развитие / Познавательное развитие / Речевое развитие / Художественно – эстетическое развитие / Физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по музыкальному развитию для детей старшей группы „Переливы музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Цель: Ознакомление детей с музыкальными инструментами народов Республики Саха; формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в различных играх и в творческих начинаниях.
Задачи:
Образовательная:
• Обогатить знания детей о родном крае.
• Стимулировать у детей желание высказаться о музыке.
• Закрепить и систематизировать знания по классификации народных музыкальных инструментов.
• Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию;
Развивающая :
• Развивать чувство ритма.
• Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.
• Обогатить словарный запас новыми музыкальными терминами.
• Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание народной музыке.
Воспитательная:
• Воспитывать эстетическое восприятие красоты природы посредством звучания хомуса.
• Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к народным музыкальным инструментам и желание играть на них.
• Воспитывать культуру общения со сверстниками в совместных действиях.
Оборудование:
• Мультимедийная установка для просмотра видео
• Музыкальные инструменты : якутский хомус, эвенкийский дунур и чалыар.
• Наглядное пособие: картинки, шапочки с народными музыкальными инструментами.
Ход занятия
Дети заходят в зал. (звучит музыка)
М. р. :- Дорооболорун о5олоор! Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась на якутском языке.
М. р. :- Меня зовут Жанна Андреевна!
Я очень рада видеть вас. Какое у вас настроение? (ответы детей). Давайте передадим свое настроение друг другу, обменявшись рукопожатиями. Ну а, теперь мы получили заряд бодрости.
Отгадайте загадку:
Тает снег, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
Дети. Весной.
М. р. Маленькие якутяне тоже радуются приходу весны, и мы с вами станцуем якутский танец. Давайте встанем в круг. Дети это салама. Танец салама символизирует наступление радости и счастья у якутов. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
(раздаю детям салама)
Музыкально-ритмические движения с саламой : пружинка, приставной шаг, пружинка с движениями рук;
(звучит музыка, дети маршируют под музыку и я собираю саламу)
(Дети садятся на стульчики полукругом)
М. р. :- Ребята, что у меня в руках?
- Это якутский музыкальный инструмент – хомус. Посмотрите: он такой маленький, что помещается у меня на ладони. Поэтому в народе хомус называют «птичкой, согретой ладонью».
- А сейчас послушаем, как звучит мелодия на хомусе. Вы слушайте, а я у вас потом спрошу: что же вы себе представляли.
(игра на хомусе)
- Понравилось, как звучит хомус? Что вы представляли, когда слушали мелодию? (ответы детей).
- А я представила шелест ветерка, журчание ручейка и красоту якутской земли.
Теперь закройте глаза, я еще раз сыграю на хомусе.
(звучит хомус)
М. р. У каждого народа есть своя музыка и национальные инструменты. Сегодня, ребята, мы познакомимся с якутскими и эвенкийскими музыкальными инструментами.
На каком инструменте я поиграла?
(Ответы детей)
(Звучит фонограмма птичьих голосов.)
М. р. :- Слышите, как радостно поют птицы? Это они радуются приходу весны. Вот чирикают воробьи, а вот слышны трели жаворонка. Ребята, как поют птицы?
(Ответы детей)
М. р. :- А чему они радуются?
Дети. Приходу весны.
М. р. :- Детишки, я приехала к вам из поселка Хатыстыр. Мои ребята из детского сада «Сардана» передают вам большой привет. (включается видео). Они тоже очень радуются приходу весны и предлагают вместе спеть песню на эвенкийском языке, которая так и называется «Радуемся весне».
Вот мои дети исполнили на эвенкийском языке, а мы с вами разучим на русском языке.
Послушайте песню. (дети слушают)
- Ребята, какая это песенка?
Дети: веселая, игривая, радостная.
- Как вы думаете, что под эту песенку можно делать?
Дети: водить хоровод, танцевать.
Повторяйте за мной.
«Радуемся весне»
Пришла весна,
Радость, радость моя!
Солнце радуется,
Радость, радость моя!
Тает снег, тает снег!
Радость, радость моя!
Ручеек бежит
Радость, радость моя!
-Запомнили слова, ребята, чтобы песня прозвучала радостно, нужно ее петь весело. Давайте встанем все красиво и споем все вместе под музыку.
- Какие же вы молодцы. Как вы все хорошо поёте!
(дети садятся)
М. р. - Ребята, давайте вспомним: какие русские народные инструменты вы знаете?
Дети перечисляют. (балалайка, гармошка, трещотка, деревянные ложки)
М. р. - А какие эвенкийские народные инструменты вы знаете
Ответы детей
М. р. – Я вам покажу несколько эвенкийских народных инструментов.
Кто знает что это такое? (Показываю дунур)
Дети – бубен.
- Правильно, этот инструмент можно назвать бубном. Но по эвенкийски это Дунур. Он изготовлен из шкуры животного. Когда-то давным давно люди научились обрабатывать шкуры животных, они заметили, что, если кожу натянуть и ударить по высохшей коже колотушкой получится громкий звук.
Так появился Дунур.
Кто хочет попробывать поиграть.
Дети: я.
М. р. я буду показывать карточки: большой бубен и маленький бубен.
Если я покажу большой бубен, ты ударишь громко. и столько раз сколько раз покажу.
Если маленький бубен, значит тихо.
(показываю карточки, ребенок играет.)
М. р. А еще у меня есть Чалыар. (показываю детям). Посмотрите дети внимательно, и скажите из чего он сделан?
Ответы детей
М. р. Чалыар сделан из рога оленя и срезанных копыт. Звук чалыара созывают оленей. Они из далека слышат и прибегают.
Давайте поиграем на Чалыаре.
Под музыку эвенкийской певицы Надежды Докаловой «Эннэкээн», это песня о олененке (дети играют).
М. р. Молодцы!
А теперь поиграем в игру «Найди инструмент», трое детей будут музыкальными инструментами, а остальные звуками музыки.
Я приготовила шапочки. (показываю и одеваю на детей)
Под музыку вы бегаете по залу, а когда зазвучит музыка какого-либо инструмента, вы побежите к этому инструменту.
Звучит музыка, я играю на инструментах.
Играем два раза.
Молодцы! Как внимательно вы слушали звуки новых для вас инструментов.
Итог занятия:
Что нового мы с вами узнали на занятии?
Понравилось ли вам играть на музыкальных инструментах?
Я благодарю вас за вашу работу. Давайте все вместе встанем и друг другу по аплодируем.
До свидания! Бар5а махтал!
(Дети уходят под музыку)
Использованная литература:
1. Алгыс. Танцы С. А. Зверева. Гос-е издательско-полиграфическое предприятие «Якутполиграфиздат».1992
2. Музыка. Национальное книжное издательство «Бичик». Якутск. 2001
3. Биланин Н. Н., Мыреева А. Н. Эвенкийские песни. Якутск, отпечатно в типографии ООО «Офсет». 2006
4. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010
5. Харитонова М. Н. и др. ; Программа развития «Тосхол» МоРС (Я) 2-стахс Якутск: Сахаполиграфиздат,/Глав. ред. М. Н. Харитонова. 2004.