Екатерина Калугина
Конспект НОД по математике в старшей группе «Число и цифра 4»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о числе и цифре 4.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
1. познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 4;
2. совершенствовать умение соотносить количество предметов с цифрой от 1 до 8;
3. закрепить умение считать обратным счетом от 10 до 1;
4. продолжать учить ориентироваться во временных понятиях (дни недели);
5. формировать представления об арифметическом действии сложении;
6. упражнять детей в решении задач в стихотворной форме;
Публикация «Конспект НОД по математике в старшей группе „Число и цифра 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
7. закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трем признакам (форма, цвет, размер).
2. Развивающие задачи:
1. развивать восприятие, образное и ассоциативное мышление, внимание, речь, мелкую моторику руки, творческие способности детей;
2. развивать умение составлять фигуры по расчлененной цветной схеме.
3. Воспитательная задача:
1. воспитывать интерес к окружающему миру, чувство коллективного взаимодействия.
Методы и приемы:
1. словесный (вопросы, объяснение,
2. наглядный (картинки, показ написания цифр,
3. игровой (Д/и «Найди место по билету», «Собери фигуры», «Построй ракету»,
4. практический (упражнения, работа в тетрадях и с раздаточным материалом).
Оборудование:
Демонстрационный материал - набор геометрических фигур, карточки цифры 4.
Раздаточный материал – наборы (по количеству детей) : геометрические фигуры, счетные палочки, пуговицы, раскраска с цифрами.
Предварительная работа: беседа о космосе, решение логических задач, графический диктант, работа с геометрическими фигурами.
Ход НОД:
I. Орг. момент:
Разминка для ума:
- 12 апреля какой праздник мы отмечаем? (День Космонавтики).
- В этом году в какой день недели 12 апреля? (четверг).
- Соседи четверга какие дни недели? (среда и пятница).
- Сколько всего планет в Солнечной системе? (9).
- Какая по счету от Солнца планета Земля? (3).
- Какой формы планета Земля? (Шар).
- На чем космонавты летают в космос? (на ракете, космическом корабле).
Мы сегодня тоже отправимся в космическое путешествие. Полетим к неизведанным сказочным планетам. В полете нас ждет много интересного. На чем мы полетим с вами? (на космическом корабле). Но для начала нужно приобрести билеты. (Дети берут билеты, на которых изображены геометрические фигуры от 1 до 8 и занимают место в космическом корабле, где цифрами пронумерованы стулья). Как называют людей, которые летают в космос? (космонавтами). Что нужно кроме ракеты космонавту? (скафандр, специальный костюм, баллоны с кислородом). «Надеваем» костюм и скафандр, пристегиваемся и запускаем нашу ракету. Начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск.
Летит в космической дали
Стальной корабль вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Все видно в них как на ладошке:
Степной простор, морской прибой,
А может быть наш сад с тобой.
II. Знакомство с числом и цифрой 4.
1. Образование числа 4.
а) Воспитатель: Мы с вами оказываемся на планете цифр и чисел «Цифрикус». На этой планете живут цифры, числа и разные математические знаки.
На столах у детей геометрические фигуры, каждый работает с раздаточным материалом.
- Положите 3 круга, добавьте 1 квадрат. Сколько у вас всего стало фигур? (4)
- Как получили 4? ( К трем кругам прибавили один квадрат: 3+1=4)
- А что получится, если к одному квадрату добавить 3 круга? ( Тоже 4: 1+3=4).
Воспитатель может подвести итог: когда переставляются части, результат их объединения не изменяется. На доске воспитатель демонстрирует верный результат.
- Как по-другому разбить эти фигуры на группы? ( 2 большие и 2 маленькие: 2+2 =4; или 2 синие и 2 красные: тоже 2+2 = 4).
2. Состав числа 4.
Воспитатель читает веселые задачи-стихи, а дети по ходу действия выкладывают счетные палочки у себя на парте и находят ответ на вопрос задачи:
а) Потеряла крольчиха крольчат,
А крольчата лежат и молчат:
За кадушкой - один.
За кормушкой - один,
Под листом - один,
Под кустом - один.
Как детей поскорее найти?
Их должно быть чуть меньше пяти. 1+1+1
б) В садике гулял павлин,
Подошел еще один.
Два павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами. 1+1+2
В конце прочтения дети озвучивают свои ответы и делают взаимоконтроль.
3. Знакомство с цифрой 4.
- Посмотрите, как обозначается число 4. (Число 4 обозначается цифрой 4). На что похожа эта цифра?
На столе перед каждым ребенком счетные палочки и пуговицы, предлагается выложить цифру 4 из палочек или пуговиц.
Работа с раскраской.
- Найди в ряде цифр от 1 до 0 цифру 4 и раскрась её.
Ребята, вы – молодцы, справились со всеми заданиями на планете «Цифрикус». Нам пора отправляться дальше в путь. Но чтобы продолжить путешествие, нужно разбиться на 2 команды: 1) синих треугольников; 2) зеленых квадратов (надеваются маски на голову капитанам).
Физкультминутка
Космос
Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять вперед спешим Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте
III. Повторение геометрических фигур.
На пути перед космическим кораблем встречаются астероиды и метеориты, некоторые из них могут представлять опасность. Чтобы избежать столкновения с ними слушайте мою команду: Д/и «Собери фигуры» - команда синих треугольников – собирает большие зеленые квадраты, а команда зеленых квадратов собирает маленькие красные круги.
- ребята, вы – молодцы, быстро справились с опасными астероидами, а остальные метеориты (геометрические фигуры) дружно можно собрать в одну корзинку.
- Теперь путь расчищен и мы смело летим к планете «Геометрикус». Как вы думаете, кто живет на этой планете? (геометрические фигуры).
- Какие фигуры имеют 4 угла? (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, сколько сторон у этих фигур? А(4).
- На планете «Геометрикус» кто-то есть. Это - Робот. А в руке у него письмо: «Я – Робот. Я путешествую по разным планетам. Но на этой планете моя ракета сломалась. Теперь я не могу продолжать свой путь. Помогите, мне, пожалуйста».
- Ребята, перед вами различные геометрические фигуры. Робот просит вас помочь ему и построить из этих фигур ракету, на которой он смог бы полететь дальше в путешествия по планетам.
Д/и "Построй ракету". Дети в командах строят ракеты из геометрических фигур.
- Сколько геометрических фигур вы использовали при строительстве ракеты?
- Теперь Робот сможет путешествовать дальше на своей ракете, тем более у него их теперь две, и если сломается одна, то в запасе у него будет другая.
И нам, ребята, пора отправляться в обратный путь.
Мы садимся в космический корабль, звучит музыка, возвращаемся в детский сад. Снимаем скафандры.
VI. Итог.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
Рефлексия:
Если вам было интересно и было все понятно, то выберите красную звезду.
А если вам было трудно, или что-то не понятно, то выберите желтую звезду.
Звездами дети украшают небо на макете «Космос».
- Спасибо, ребята, вам за интересное путешествие. Мне очень понравилось с вами путешествовать, я думаю, впереди у нас еще много увлекательных путешествий по сказочным планетам.