Валентина Колегова
Конспект НОД по лепке в старшей группе детского сада «Весеннее печенье «Тетерки»
▼ Скачать + Заказать документы
Весеннее печенье Тетерки
Задачи:
• Обучающие:
1. Познакомить детей с символическим изображением Солнца в народном искусстве.
2. Продолжить формирование умения работать с пластилином.
• Развивающие:
1. Развивать пространственное мышление.
2. Развивать творческие способности детей.
• Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к истории народа, его традициям.
2. Воспитывать аккуратность при выполнении практической работы.
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД по лепке в старшей группе детского сада „Весеннее печенье „Тетерки“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по лепке из пластилина на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
у воспитателя: зрительный ряд (образцы печения, таблицы для сравнения изображений символа Солнца и форм печения, пластилин для демонстрации приемов работы.
у детей: пластилин, доска, стеки.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня чудесный солнечный день, чувствуется, что зиме приходит конец, приближается весна. Недавно, вы знаете, прошел по городам и селам веселый русский праздник проводов зимы – Масленица. Кто побывал на таком празднике? Что интересное вы там видели? А кто знает, почему на Масленицу принято печь блины?
- Верно, круглый, румяный, горячий блин – это символ Солнца. А солнце – это весна. Издавна повелось, что приближения весны люди не просто ждали, а старались как-то ускорить.
Приходи к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым…
- Так пели на народных праздниках, зазывая красавицу-весну. Ближе к весне во многих местностях по Руси народ обычно устраивал праздники, посвященные специально «приглашению», зазыванию весны-красны. Часто это был день весеннего равноденствия, 22 марта. К этому празднику делали фигурки символов весны и тепла – веселых птиц, пекли «жаворонков» из теста и выпекали печение «Тетерки» - символы Солнца. Давайте посмотрим, что это за весеннее печение.
(просмотр слайдов)
- Как по-вашему, похожи они на Солнце? Похожи тем, что они круглые. Но это еще и своеобразная переработка образа Солнца, создание на его подобии чего-то нового. Давайте рассмотрим, как изображали солнце наши предки и сравним формы весеннего печения с древними знаками.
(показ слайдов с изображениями солярных знаков и различных вариантов печения)
- Солнечный диск превращается в веселый праздничный узор. И печенье не только схоже с древними знаками, оно еще несет нам настроение людей, его сделавших. Каждое из них – солнце-радость, солнце-цветок, солнце-ликование. С какой любовь выкладывали люди эти завитки! Что же они изображают? Одни похожи на лучики солнца, другие на травку, кудрявую, кружевную. И все это движется, кружится. А сделано будто бы совсем просто: жгутики из теста уложены спиральками, вилюшками, петельками… Конечно, такое печение привлечет саму Весну!
- Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки: «Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут». Хорошо пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любовалась, приходили поглядеть узоры и соседи.
Как же делали это печение? Из тонких скатанных жгутов выкладывали три круга «по солнышку», а затем затейливые узоры: «Кудерочки», «Вьюхи», «Узорчатки», «Цветик», «Солнышко-высоколнышко».
Мы с вами будем делать весеннее печение из пластилина.
- Прежде чем приступить к работе, давайте прочтем небольшое стихотворение-уговор. Встаньте, поднимите руки, как бы простирая их к солнышку, и повторяйте за мной не очень громко, напевно:
Жавороночки,
Перепелушечки,
Птички-ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную,
Принесите нам!
- А теперь тихо сядьте, закройте глаза и представьте себе какое будет у вас печенье, какие чувства вы хотите передать, что изобразить. По мере готовности работ воспитатель выкладывает работы детей на стенде.
- Давайте посмотрим, какие у нас получились печения. Услышит ли Весна наши просьбы? Какие из работ вам кажутся наиболее удачными, интересными? Какие чувства отображают эти работы? Какие знаки использованы? Что они обозначают?
- Что нового вы открыли для себя сегодня? Чему научились?
Дома вы можете продолжить эту работу: вместе с родителями испечь настоящее печенье «Тетерки». Главное, не забудьте рассказать своим мамам, папам и бабушкам о его значении и дружно пригласить весну-красну в свой дом.