Елена Буракова
Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия по территории детского сада зимой».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
показать, что природа зимой не погибает, а погружается в глубокий сон.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представления детей о состоянии деревьев, кустарников и трав зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды, о пользе снега для растений; расширить представления о почках деревьев и кустарников; развивать умение находить, сравнивать почки разных деревьев и кустарников и по ним определять растение.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Экскурсия по территории детского сада зимой“,» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать доброе, бережное отношение к природе.
Развивать интерес к изучению удивительного мира растений.
Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы.
Методы и методические приё мы:
Наглядный (наблюдение, показ способа действия).
Практический (элементарный опыт).
Словесный (рассказ, беседа, объяснение, поисковые вопросы, педагогическая оценка).
Игровой (дидактическая игра).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением зимней природы, деревьев и кустарников в разное время года; беседы о зиме, чтение стихов русских поэтов о зиме; наблюдение за деревьями и кустарниками на прогулке; рисование различных деревьев.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Оборудование и материал:
веточки деревьев и кустарников, палочки, лупы, карандаши, деревянные рейки, лопата, стол.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, отгадайте загадку и узнаете, о чем мы будем говорить.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на прогулку по участку нашего детского сада. По пути на участок мы с вами поиграем.
Проводится игра «Скажи какая?» (подбор однородных определений к слову ЗИМА). Если зимой холодно, то какая зима? (холодная) (Также - ранняя, снежная, злая, суровая, морозная, тёплая, ветреная, весёлая нарядная, снежная).
Воспитатель: Вот мы и пришли. Какие признаки зимы мы видим здесь?
Дети перечисляют: солнышко не греет, небо серое, холодно, все покрыто снегом, деревья стоят голые, без листьев, не слышно пения птиц.
Воспитатель: Правильно, молодцы, много мне рассказали. Вы сказали, что деревья стоят голые, на них нет листьев. Давайте уточним, так ли это. Я вам дам по веточке и по палочке. Рассмотрите их и скажите, чем веточка отличается от палочки?
Ответы детей: веточка покрыта серо-коричневой корой, гладкая и на ней имеются бугорки-почки.
Воспитатель: Положите почку на ладошку, рассмотрите и раскройте её. Постарайтесь разобраться самостоятельно, что она собой представляет.
Дети рассматривают строение почки и обсуждают между собой.
Воспитатель: Что же такое почка? (ответы детей).
Правильно. Почка это туго свернутый листочек маленький.
Воспитатель: Какие почки по цвету, форме, размеру? Как они расположены на веточке? (Ответы детей).
Да, ребята, почки светло-коричневые, блестящие, тугие, толстые, округлые, островершинные, расположены на веточке попарно.
Воспитатель: А как вы думаете, почему почка сверху покрыта коричневыми скорлупками-чешуйками? (Ответы детей).
В мороз на голой ветке,
В чешуйках, как в платочке,
Спят листьевые «детки» -
Зимующие почки.
Конечно, они спасают почки от холода и снега.
Их можно сравнить с шубкой, которую человек надевает зимой.
Воспитатель: А сейчас, ребята, внимательно посмотрите вокруг и по веточкам с почками определите, с какого дерева или куста они взяты. (Ответы детей).
Воспитатель: Да, это куст сирени. Куст почти совсем не видно, его засыпал снег. А нужен ли снег кустам? (Ответы детей).
Дети: Да, нужен. Снег согревает растение в морозные дни.
Воспитатель: Ребята, а теперь мне покажите березу. Чем береза отличается от сирени? Какого цвета кора у березы? (Ответы детей).
Воспитатель: У березы, каждый знает,
Ствол зеленый не бывает.
А зачем березе кора?
Дети: Кора – это «одежда» березки, защищает от холода.
Воспитатель: Потрогайте кору. Какая она: гладкая или шершавая? Есть ли трещинки? Какого цвета верхняя часть ствола? Куда тянется крона? (Крона начинается довольно низко относительно поверхности земли, ветви тонкие, свободно обвисающие (повислые). Давайте рассмотрим веточку березы. Что мы видим? (Дети рассматривают и обсуждают увиденное).
Воспитатель: Ребята, а деревьям снег помогает?
Дети: Снег спасает корни от вымерзания, укрывает их.
Физкультминутка. (Речевая подвижная игра «Зимой»). Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а где сейчас трава? (Ответы детей)
Давайте проверим. У нас с собой лопата. Мальчики сейчас раскопают снег до земли. Посмотрите, что вы видите? (Ответы детей). Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна. Мы обнаружили зеленую травку. Значит, трава не погибла в целом как растение. Погибли только листики. Что осталось в почве живым? (Корни, корневища, семена). Для травы снег нужен? (Ответы детей). Правильно, снег для нее как одеяло: не пропускает к земле сильный холод.
А теперь засыпьте раскопанное место опять снегом, чтобы трава не замерзла.
Воспитатель: Ребята, скажите, какова же польза от снега?
Дети отвечают, что снег защищает от холода; снег полезен и весной: если его много, будет много воды и почки распустятся быстрее.
Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами проверим, одинаковая ли глубина снега в разных местах нашего участка. Выберите себе товарища с кем вы будете выполнять задание. Каждая пара получит деревянную рейку и карандаш. Старайтесь втыкать рейку до самой земли и рисовать карандашом черту, отмечающую уровень снега. Вот так (воспитатель показывает). Один держит рейку, другой — карандаш. Дети выполняют задание и возвращаются к воспитателю.
Воспитатель: Сравните: одинаковая ли глубина снега в разных местах? Где лучше сохранится трава: где много снега или где мало? (Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы. Наша экскурсия заканчивается. Постарайтесь ответить : зимой природа погибает или только засыпает? (Ответы детей.)
Почему растения не погибают зимой? Как они приспособились?
Дети: помогают особенности строения: толстая кора; плотные чешуйки, закрывающие почки; отсутствие листьев; снеговой покров защищает травянистые растения – корни, клубни, луковицы.
Ребята, давайте еще раз полюбуемся красотой нашего участка. Посмотрите на деревья. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как все блестит, искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту нужно беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, а весной и летом они будут радовать нас.