Галина Николаевна Роднова
Конспект НОД по краеведению и экологическому воспитанию «Заповедные тайны Мещеры»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по краеведению и экологическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
«Заповедные тайны Мещеры».
Цель:
Расширить представления детей о природоохранной деятельности человека.
Образовательная область:
Познание, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- познакомить детей с понятием заповедник;
- продолжать знакомить с характерными особенностями животных и птиц, занесенных в Красную книгу (бобр, журавль);
Публикация «Конспект НОД по краеведению и экологическому воспитанию „Заповедные тайны Мещеры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать внимание, воображение;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование:
Карта Рязанской области, знаки «Правила поведения в природе», разрезные картинки с изображением животных (бобр, белка, кабан, зубр, картинки с изображением детей животных, ягоды клюквы, веревочки, разноцветные бусинки.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы побываем там, где много цветов, но рвать их нельзя, где много диких зверей, но охота на них запрещена, где в воде много рыбы,но ловить ее нельзя. Вы догадались, куда мы отправимся? (ответы детей).
А побываем мы с вами в заповеднике. Вы когда-нибудь слышали о заповедниках? А что же такое заповедник? (ответы детей).
Заповедник – это значит охрана, сбережение, преумножение для тех, кто будет жить после нас, всего самого ценного, самого прекрасного, создаваемого самой природой. Если разрушится дом, то его можно будет построить заново. А если исчезнут некоторые виды растений или животных, то они исчезнут навсегда. А чтобы этого не случилось, люди стали создавать заповедники для спасения редких видов животных и растений.
Давайте посмотрим на карту Рязанской области. А как называется город, в котором мы живем? Найдите его на карте? На берегу какой реки стоит наш город? (ответы детей). А вы знаете, как называется заповедник, который находится в Рязанской области? Заповедник называется Окским. А вы догадались, почему он так называется? (ответы детей).
Дети, как вы думаете, на чем можно добраться до Окского заповедника? (ответы детей). Давайте поплывем по реке на катере. Мы отправляемся из города Рязани. Как называется река, по которой мы плывем? (ответы детей).
Вот мы с вами и оказались на территории заповедника.
Я вам предлагаю вспомнить правила поведения в природе. Как вы думаете, о чем предупреждают эти знаки? (показ знаков).
Молодцы! А теперь скажите, а что разрешено в заповеднике? (ответы детей).
Поиграем в игру «Продолжи предложение» (цель – закрепление знаний о правилах поведения в природе):
Муравейник – не топчи!
Очень громко – не кричи!
Под кустом костер – не жги!
Гнезда птичьи – береги!
Нежные цветы – не рви!
Тогда добро пожаловать в Окский заповедник!
В заповеднике много тайн и загадок. Здесь живет много зверей и птиц. Они ходят по тропинкам и оставляют свои следы. Я вам предлагаю поиграть в игру «Следопыты» (цель – продолжать учить различать следы диких животных) а заодно и проверить, сможете ли вы «прочесть» следы лесных жителей. Дети отгадывают следы животных на картинках. разложенных на полу. Правильность ответа можно проверить, перевернув картинку, на обороте изображено животное, оставляющее соответствующий след.
Молодцы, вы правильно отгадали следы зверей и птиц, живущих в заповеднике. А еще в заповеднике живут такие звери, которые почти не оставляют следов. А что это за животные вы узнаете, если поиграете в игру «Лапы и хвосты» (цель – продолжать развивать мышление, восприятие целостного образа по фрагментам). Дети собирают разрезные картинки. Каким животным вы подобрали лапы и хвосты? (белке, кабану, зубру, ласке, бобру).
Воспитатель:
Кто из этих животных ведет не совсем обычный образ жизни?
Бобр очень интересное животное (показ картинок). Обратите внимание на хвост и лапы бобра. Почему они такие? (ответы детей). Чтобы ему было удобно плавать у него на лапках есть перепонки, а хвост напоминает весло. Дом бобра называется хатка. Хатки у бобров двухэтажные. Первый этаж под водой, а второй – над водой. Бобр ныряет в воду и входит в хатку под водой, а затем выныривает. Питается бобр корой и ветками деревьев. У нас в Окском заповеднике люди оберегают и охраняют бобров, потому что их мало осталось на земле. В заповедники люди наблюдают за ними, чтобы узнать их численность и понять, как увеличить их поголовье.
Поиграем в игру «В гости к бобру» (цель – закреплять умения выполнять движения по команде, по очереди, выстраиваться быстро в одну колонну). В ходе игры дети изображают подныривающего в хатку бобра. Воспитатель держит обруч – бобриную хатку – на высоте около метра. Дети, проходя»ручейком», «ныряют» в воду и «выныривают» в обруче.
Ребята, знаете ли вы, что на территории заповедника есть и болота? Там живет много насекомых, зверей, птиц и много красивых растений. Болото служит домом для большой величавой птицы. Эта птицы – журавль (показ картинок). Вы можете рассказать о внешнем виде этой птицы? Журавль – птица очень красивая. Она занесена в Красную книгу. В Окском заповеднике создан журавлиный питомник. Здесь разводят птиц ухаживают за ними. Журавль питается лягушками, моллюсками, а еще журавли очень любят ягоду, которая растет на болоте. Вы узнали, что это за ягода? (ответы детей). Угощайтесь. Какая клюква на вкус? (ответы детей).
Воспитатель:
Вот нам и пора в обратный путь. А как мы с вами добрались до заповедника? По какой реке? Помните? (ответы детей). И сейчас мы по реке отправимся в наш город. Вот мы и на месте. Я хочу вам рассказать сказку, а чтобы вы ее не забыли берите по одной бусинке и нанизывайте их на веревочку, «записывайте» сказку:
«Давным-давно выглянуло солныiко и пригрело большую равнину (желтая бусинка). Почва на той равнине была плодородная, коричневая и рыхлая (коричневая бусинка). Принес ветер на почву семена, полил сильный дождь (голубая бусинка). Выросли на ней сосны да березы, дубы и ели, а еще и растений видимо-невидимо, ягод и грибов всяких (зеленая бусинка). Пролетали мимо птицы, увидели такую красоту и поселились в этом лесу. Набежали звери разные и стали там жить (красная бусинка). Человек увидел это место и стал оберегать его, заботиться, разводить зверей разных и птиц. Так и появился Окский заповедник».
А у нас появилась новая сказка, рассказанная бусинками. Свяжите веревочку и носите эти бусинки, да рассказывайте всем, что это не просто украшение. В каждой бусинке спрятана своя тайна (воспитатель опрашивает детей, что означает каждая бусинка).