Марина Радченко
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Насекомые» с использованием ментальной карты
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию с использованием ментальной карты.
Тема: насекомые.
Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых.
Задачи:
Обучающие: научить создавать ментальную карту на основе полученных знаний о насекомых с помощью рисунков-символов.
Развивающие: Развивать у детей словесно-логическое мышление,
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Насекомые“ с использованием ментальной карты» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
учить строить причинно-следственные связи. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Воспитательные : Воспитывать доброе отношение к природе, ее маленьким существам.
Методы:
1) словесные,
2) наглядные,
3) игровые.
Методические приемы:
1) художественное слово,
2) игровые приемы,
3) вопросы,
4) задания
Образовательная область: познание,коммуникация,художественноетворчество
Оборудование: картон (лист) А3, цветные карандаши.
Ход НОД
Приветствие. Воспитатель читает стих о весне.
Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Воспитатель : Снова к нам пришла весна. Ребята, какие признаки весны вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель : Послушайте загадку:
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я Под поклажей …. (Муравьи)
На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)
Воспитатель после ответа детей : Ребята, про кого все эти загадки? (ответы детей). Правильно, это насекомые. Мы сейчас окунемся с вами в удивительный мир насекомых. Будем закреплять знания о наших маленьких друзьях, кто-то узнает для себя что-то новое.
Насекомые — древнейшая и самая многочисленная группа животных. Они появились много миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Сегодня известно более 1 миллиона видов насекомых.
(Берем лист А3, в центре листа рисуем какое-либо насекомое.)
Воспитатель : Из каких частей состоит насекомое? (ответы детей фиксируем на листе, рисуем ветвь в виде стрелки цветным карандашом от картинки насекомого и зарисовываем части насекомого)
Воспитатель : А сколько ножек у насекомых? (рисуем от этой ветви маленькую ветвь, потоньше)
Ответы детей: 6 лап у обычных насекомых, но у паука 8 лап, у сороконожки, у мокрицы много ног.
(Ответы детей зарисовываем и обводим в кружок или облако карандашом другого цвета.)
Воспитатель : Давайте вспомним, как передвигаются насекомые?.
Ответы детей: ползают, летают, прыгают, передвигаются по воде.
От большой ветви проводит маленькую и зарисовываем ответы детей.
(Проводим еще одну широкую стрелку цветным карандашом, задаем вопрос:)
Воспитатель : Ребята, скажите мне пожалуйста, когда встречаются насекомые?
Ответы детей: Когда все зеленеет, становится тепло, тает снег, когда солнце становится теплее, прогревает землю.
(Ответы детей зарисовываем карандашом любого цвета и обводим в облако.)
Проводится игра «Помоги насекомому добраться домой».
Воспитатель : У насекомых есть свои домики, давайте поможем им найти свой домик, каждый возьмет по карточке с изображением насекомого и нарисует его домик.
(Рисуется еще одна широкая стрелка (ветвь). Дети рисуют домики цветным карандашом (паутину, дерево, муравейник, траву и т. д)
У наших ребят получилась еще одна ветвь по рассуждению детей где еще живут насекомые – это комнатные насекомые – тараканы, клопы, мокрицы, вошь (на голове).
Воспитатель : Ребята, а чем же питаются насекомые?
Ответ детей: Комар – кровь сосет, пчелы – нектар собирают, паук ест мух и т. д.
(Все ответы, которые назовут дети рисуем от следующей ветви и обводим в облако.)
Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
Воспитатель : Кто назовет, какого цвета бывают насекомые?
(Проводим еще одну широкую ветвь и ответы детей зарисовываем карандашом любого цвета. Можно обозначить кружками каждый цвет насекомого.)
Ответы детей: зеленого, красного, красно-черного, желто-черного и т. д
Воспитатель : А как вы думаете, зачем природа придумала им такие цвета и внешний вид?
Ответы детей: для маскировки, для защиты от врагов.
Воспитатель : Каких вы знаете насекомых маскирующих?
Ответы детей: лиственница, палочник, белостволка и т. д.
(Зарисовываем насекомых уже от другой маленькой ветви, обводим в облако.)
Воспитатель : Ребята, а кто питается насекомыми? (рисуем еще одну ветвь).
Ответы детей: пауки, лягушки, рыбы, птицы.
Воспитатель подводит детей к мысли, что существует цепь в природе. Цапля питается лягушками, лягушка насекомыми. Все зарисовываем на схеме, показывая стрелочками взаимосвязь в природе). Приходим в выводу, что насекомые нужны другим живым существам. И если разорвать цепь, исчезнут некоторые виды животного мира.
Дидактическая игра «Полезные и вредные насекомые».
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что в природе существуют вредные и полезные насекомые?
Вредные насекомые – переносчики болезней животных и человека, а полезные – опыляют растения, дают продукты и сырье. Давайте вспомним и нарисуем где грустный смайлик – вредных насекомых, где веселый – полезных.
Ответы детей: тараканы, клопы, мухи, тля – вредные, полезные пчелы – они собирают нектар, из которого делают мед, а мед ест медведь и человек.
(Рисуем цветными карандашами ответы детей.)
Проводится пальчиковая гимнастика:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
Воспитатель : Ребята, а какая у насекомых есть особенность, что не умеют делать животные, люди?
Ответы детей: ползать, цепляться лапами за любые предметы, потому что у них есть ворсинки на лапах. (зарисовывает на маленькой ветви, обводим в облако).
Воспитатель : А кто мне расскажет, как появляются насекомые на примере бабочки?
Ответы детей: Бабочка отложила яйца на цветочке. Потом появились гусеницы. Гусеницы ели листья. Потом гусеницы превратились в куколки. И из куколок появились бабочки.
(Рисуем еще одну ветвь и зарисовываем ответ детей.)
Подведение итога.
Воспитатель : Что нам сегодня понравилось делать?Какую карту мы сегодня учились рисовать? Какие знания мы сегодня закрепляли? Что вы узнали для себя нового и интересного? Что было трудно? Что понравилось больше всего?