Валентина Лобанова
Конспект НОД по рисованию манкой «Волшебный зимний пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
Познакомить детей с новым способом изображения снега - рисование манкой и клеем.
Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.
Материал для занятия:
Манка,
Публикация «Конспект НОД по рисованию манкой „Волшебный зимний пейзаж“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Зимний пейзаж. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крупы. Поделки из круп
- Манка. Рисование манкой и по манке
- Манная крупа
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
клей ПВА с дозированным носиком;
картон синего цвета А 4,
тонкие кисти,
салфетка,
репродукции с зимними пейзажами.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета зима?», обследование манной крупы, наблюдение за снегом, его свойствами.
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой, Двор в снегу, белы дома, Ночью к нам пришла ….(зима)
Входит Зимушка - Зима: Здравствуйте дети! Дети: Здравствуй, гостья - зима, Просим милости к нам, Песни севера петь, По лесам и степям. Есть раздолье у нас – Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам, И ковры расстилай.
Волшебница зима : Дети, вы рады зиме? Дети: Очень рады, мы зиме! Волшебница зима : Ребята, вы заметили, как стало красиво на улице: выпало много снега и всё вокруг превратилось в снежную сказку! Зима - замечательное время года. Зимой все покрыто снегом: крыши домов, земля, деревья, всё в белоснежном наряде из инея и пушистого снега. Послушайте стихотворение об этом прекрасном времени года:
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мечет, В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (Ф. Тютчев)
Волшебница зима : Так что же описывал автор в этом стихотворении? (ответы детей). Скажите, кто в царстве у Волшебницы – Зимы, помощницы:
Лёгкие пушинки, Белые …. (снежинки)
Именно снежинки помогают своей зимушке укрывать землю снежным покрывалом. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю, (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки); Я зиму и снег и снежинки люблю! (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки); Но где же снежинки? В ладошках вода, (На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать);
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй разжать); Растаяли хрупкие льдинки – лучи, Как видно, ладошки мои горячи! (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями).
Волшебница зима : • Ну что, ребята, расскажем о нашей зиме? • Чем зима отличается от других времен года? • За что мы любим зиму? Молодцы, ребята! Но еще мы любим зиму за ее красоту. Поэты воспевают волшебницу – зиму в стихах. Сегодня мы рассмотрим несколько фотографий о зиме и послушаем замечательные стихи. Просмотр презентации «Зима» (просмотр картин и фотографий сопровождается чтением стихотворения)
«Зима» И. Суриков Белый снег, пушистый, В воздухе кружиться. И на землю тихо, Падает, ложится. И под утро снегом, Поле забелело. Точно пеленою, Все его одело.
«Первый снег» Е. Трутнева Что такое за окном? Вот о чём всю ночь свистел, Сразу в доме посветлело! За моим окошком ветер! Это снег лежит ковром, Он про снег сказать хотел, Самый первый, самый белый! И про то, что зиму встретил.
«Берёза» С. Есенин Белая берёза, На пушистых ветках, Под моим окном, Снежною каймой. Принакрылась снегом, Распустились кисти, Точно серебром. Белою бахромой.
«Зимние краски» Василий Фетисов. Заготовила зима, Краски все для всех сама. Зорям - алые чернила, Всем деревьям – чистые, Блёстки серебристые….
Волшебница зима : Какое время года изображено на картинах? – Зима. Какие зимние месяцы вы знаете?
Ответы детей: Декабрь, Январь, Февраль.
Так что же описывали авторы в этих стихотворениях? (ответы детей). Правильно, ребята. А эти картины подходят под описание из стихотворений? (ответы детей). Волшебница зима : Что вы видели на картинах, фотографиях?
Дети: Деревья, кусты, снег, снежные сугробы и т. д.
Волшебница зима : Как одним словом можно назвать то, что на картинах?
Посмотрите, как окутал снежок весь лес, каждое деревце, каждую веточку. Как красива зимняя природа. Всё кругом красиво, как в волшебной сказке! Дети: Природа. Волшебница зима : А кто помнит, как называются картины, на которых изображена природа?
Ребё нок: Если видишь на картине
Нарисована река, или ель и белый иней,
Или сад и облака, или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется «Пейзаж»!
Ребята, а вы знаете, что означает слово пейзаж? Пейзаж - рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист - художник, который рисует пейзажи. Сегодня мы рассмотрим несколько пейзажных картин о зиме и послушаем замечательные стихи и музыку. Волшебница зима : Дети, а как художник рассказывает о красоте зимы? Какие основные средства выразительности он использует? – Краски, цвет. Волшебница зима : Какие основные цвета использовал художник? – Белый, голубой и т. д. Волшебница зима : Как можно еще назвать цвета, которыми пользуется художник? – Холодные. Волшебница зима : Что за прелесть, эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение у вас возникает? – Печальное, радостное, тихое, спокойное. - А теперь давайте погуляем по зимнему лесу. Физкультминутка «Зимний лес» Мы пришли в зимний лес. Ходьба на месте. Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны. Справа берёзка в шубке стоит, Руку отводят в указанную сторону и смотрят. Слева ёлка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, Отводят руку и прослеживают взглядом. И на землю красиво ложатся. Движение «фонарики» и смотрят вверх. Вот и зайка проскакал, Кружась, приседают. От лисы он убежал. Прыжки. Это серый волк рыщет, Имитируют «волчью» походку. Он себе добычу ищет! Не найдёт тогда он нас! Приседают, прячась. Лишь медведь в берлоге спит, Имитируют сон. Так всю зиму он поспит. Пролетают снегири, Имитируют полёт птиц. Как красивы они! В лесу красота и покой, Разводят руки в стороны. А нам пора уже домой. Садятся на свои места.
Волшебница зима : Художники нарисовали много картин о зиме. А сегодня мы с вами создадим свои зимние картины! Дети, давайте мы с вами станем художниками. А сегодня, я приготовила вам не совсем обычные материалы (Дети перечисляют материалы, находящиеся у них на столе). Посмотрите, как манка похожа на снег (трогают ее). Оказывается, с помощью клея и манки тоже можно рисовать! Как вы уже догадались рисование у нас сегодня необычное, нетрадиционная техника рисования. Сейчас мы узнаем, как? Волшебница зима : Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картинку – зимний пейзаж. Ваша задача – подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше. Каждое дерево в лесу в разное время года как по волшебству меняет свой наряд. Дети: Деревья зимой покрыты беленьким снежком. Дети выполнят работу под музыку А. Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”
2. Практическая часть. Способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью белого карандаша нарисовать рисунок. С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Пока клей не высох, насыпаем сверху густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать просохнуть картине. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Волшебница зима : Ну вот, молодцы! Какие красивые снежные картины получились у вас! Нужно немного времени, чтобы клей высох. А мы пока с вами разомнемся!
Физкультминутка: - Дети, все в кружок вставайте, игру скорее начинайте (Дети встают в кружок) «Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны) Стали белые дома, (Складывают руки домиком над головой) Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз) Дворник улицу метет, (Имитируют) Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед) Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся) Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют) И играем все в снежки. (Летят и бросают снежки)
Подведение итогов:
Волшебница зима : Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Что вам больше всего понравилось? – Ответы детей. Какие вы молодцы! Мы разместим эти пейзажи на стенах, для ваших мам и пап, чтобы они посмотрели. После того, как дети закончили рисовать, они вывешивают свои рисунки на доску.