Юлия Фомина
Конспект исследовательской деятельности детей в средней группе «Мыло и его свойства»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в средней группе.
Тема: «Мыло и его свойства».
Цель: Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности; познакомить детей со свойствами мыла; познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект исследовательской деятельности детей в средней группе „Мыло и его свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Задачи:
1. Учить детей: видеть проблемы; выдвигать гипотезы (предположения) ; задавать вопросы; смело высказывать свои определения; обобщать информацию.
2. Закрепить и уточнить представления детей о том, где люди используют мыло в повседневной жизни;
3. Уметь на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы; развивать познавательную активность; развивать связную речь, воображение, обогащать и активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.
4. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества, продолжить воспитывать аккуратность при работе с предложенным материалом.
Образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: коммуникация, безопасность, исследование.
Тип: интегрированное
Формы непосредственной образовательной деятельности: эксперимент, игра
Формы организации: подгруппа.
Предварительная работа: ситуативный разговор "Как можно защититься от микробов", чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», проведение игры с мыльными пузырями; карточки с символическим изображением тем и методов будущих исследований (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, прочитать в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, получить информацию у компьютера (из Интернета, позвонить по телефону (специалисту).
Оборудование и материалы: мыло разного цвета и формы, стаканы с водой, готовое натёртое мыло, тёрка, влажные салфетки, трубочки коктейльные, шапочки учёных, халаты, ноутбук, ИКТ.
Словарная работа: исследования, лаборатория, душистое, стружка, прозрачная, мутная.
Ход исследовательской деятельности:
I. Организационный момент (игровая мотивация): Воспитатель приглашает детей войти в группу:
-Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
-Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
- Поздоровайтесь, ребята.
Дети:- Здравствуйте!
Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре: Ребята, сегодня мы с вами станем настоящими учёными (именно поэтому вы так одеты) и будем учиться проводить самостоятельные исследования, опыты – так же, как это делают взрослые учёные. Хотите попробовать? Прошу вас пройти в лабораторию.
II. Выбор темы: Перед детьми выкладываются карточки с темами, из которых они должны выбрать одну. Один ребенок определяет тему исследования: выбирает карточку с картинкой (это мыло). Затем картинка с выбранной темой («Мыло») появляется на доске
III. Составление плана исследования:
Ребята, наша задача сегодня – получить как можно больше сведений о выбранном предмете. Для того, чтобы выполнить эту работу, мы вспомним всё, что мы уже знаем, а также будем проводить опыты с мылом, и узнаем много нового. Но сначала вспомним, какие методы исследования знают учёные.
Дети называют основные методы, которые появляются на доске:
1. Подумать самостоятельно;
2. Спросить у другого человека;
3. Прочитать в книгах;
4. Понаблюдать;
5. Провести эксперимент;
6. Получить информацию у компьютера (из Интернета);
7. Позвонить по телефону специалисту;
8. Получить информацию по телевизору.
- Какие методы мы сможем использовать в лаборатории? (сейчас на занятии) (Ответы детей) Сначала надо подумать самостоятельно. (Ответы детей). На доске остаётся четыре метода)
IV. Сбор материала:
Итак, вы сегодня будем проводить опыты с мылом. Для того, чтобы запомнить всё, что мы узнаем нового об этом предмете, нам будут помогать карточки-схемы. Они также будут появляться на доске. Но прежде чем начать опыты, повторим правила безопасности (рассказывают дети):
1. Всё за собой ты убери,
Будь аккуратным и не сори.
2. Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
3. И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
- Правила повторили, теперь немного отдохнём.
V. Физминутка:
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Встали, дети, скажем тихо:
«Раз, два, три, четыре, пять»
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Заново начать играть.
Далее следует поэтапный разбор объекта исследования — мыла.
VI. Совместная деятельность Мыло нам всем давно знакомо. Скажите, зачем нужно мыло? Почему мы им пользуемся? (Отмывает грязь, уничтожает микробов и неприятные запахи). Давайте вспомним о нём всё, что знаем. Посмотрите внимательно и опишите кусок мыла. Какое оно? (гладкое, твёрдое, может быть жидким). Давайте рассмотрим, какое мыло у вас. Какого цвета, какой формы, понюхайте? Что чувствуете? А какое оно на запах? (душистое, ароматное, пахучее). Чем пахнет твоё мыло? А твоё? А у тебя?
Вывод: мыло может быть гладким, жидким, твёрдым, мыло имеет форму, цвет, запах
Исследование 1. Как вы думаете, можно ли твёрдое мыло разрезать, измельчить? (ответы детей) Мыло можно поделить, порезать, но для этого понадобится острый нож. Но так как вы ещё маленькие дети, вам очень опасно пользоваться ножом. Поэтому, для того, чтобы измельчить мыло, можно воспользоваться тёркой. (Воспитатель берёт тёрку и трёт мыло). Что я делаю? Что получается? Получаются крошки. Вывод: мыло можно раскрошить, натереть, измельчить
Исследование 2. Какого цвета вода в стакане? (прозрачная, чистая). У вас в розетке готовая крошка из мыла. Насыпьте эту крошку в стакан с водой и перемешайте коктейльной трубочкой, вот так (педагог показывает). Какой стала вода? Вода стала белая, мутная. Почему? Вывод: мыло растворяется в воде, вода становится мутной.
Исследование 3. А теперь возьмём трубочки, опустим их в стаканы с мыльным раствором, вдохнём воздух через нос, выдыхаем через трубочку. Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей. Вывод: из мыла можно получить мыльные пузыри.
VI. (рефлексия):
- Ребята, сегодня мы с вами были в роли настоящих учёных. Вам понравилось? Что нового вы узнали? Хотите ещё проводить исследования и экспериментировать? (Ответы детей) Следующий раз мы займёмся проведением опытов с другими предметами по вашему желанию. Все сегодня отлично потрудились! Всем спасибо! За вашу работу я хочу вас отблагодарить и подарить вам вот такие улыбочки-смайлики.
Воспитатель раздаёт детям картинки-улыбочки.