Галина Бычкова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Путешествие в «Играй-городок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить с народной игрушкой, расширять знания о появлении её в России. Формировать умение самостоятельно составлять узор на одежде (платочек, платье, фартук). Развивать художественный вкус, творчество детей. Закреплять названия элементов декоративного рисования и способов их изображения.
Материал:
Иллюстрации с изображением героев мультфильмов, игрушки матрёшки, раскрашенные разными мастерами. Силуэт бумажной матрёшки на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Знакомство с элементами узоров Городецкой, хохломской, жостовской росписей.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Путешествие в „Играй-городок“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (да)
Оказывается, любят путешествовать и герои ваших любимых мультфильмов. Посмотрите, кот Леопольд отправился путешествовать на автомобиле. А на этой картинке кого вы видите? (Крокодил Гена и Чебурашка на пароходе, Хрюша и Степашка на верблюдах, дядя Стёпа на осле)
Скажу вам по секрету, куда отправились наши герои. Вы слышали когда-нибудь о городе, точнее о городке, в котором есть дом сказки, дом игрушек, поляна игр. Как вы думаете, как же называется этот городок? (ответы детей)
Воспитатель: Вы, почти угадали, этот город называется «Играй-городок». Там живут игрушки, там всегда весело и интересно. А вы хотели бы побывать там? (Да). Так что же вы сразу мне не сказали? Путь туда лежит через тропинку загадок. Тропинка загадок нырнёт под мосток. И вы попадёте в Играй-городок. (едва прозвучат последние слова, слышится звон колокольчика)
Воспитатель: Ребята, вы слышали? Что это? (колокольчик)
Верно, звенит колокольчик. Ведь мы на тропинке загадок. И если звенит колокольчик, то это значит, мы чуть не прошли мимо загадок.
Ростом разные игрушки,
А похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Кто же это? (матрёшка)
Правильно, матрёшка. Она живёт в Играй – городке. И мы отправимся к ней в гости.
(воспитатель берёт матрёшку в руки).
Воспитатель: А вот и хозяйка Играй – городка, красавица матрёшка.
Воспитатель и дети здороваются с матрёшкой.
Матрё шка: Здравствуйте.
Воспитатель:
Ах, матрёшечка, матрёшка
Мы хотим вам рассказать
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.
Матрё шка: Ребята, а вы знаете, откуда появилась первая матрёшка? (нет)
Воспитатель: Матрёшка, может ты расскажешь детям о себе?
Матрё шка: Конечно, расскажу. Матрёшка попала в Россию из Японии, сначала в форме куклы, но кукла называлась не матрёшка, а кокеси, и по форме она была совершенно другой (показываем картинку). Кукла была японкой, точнее даже японцем, сердитым на вид ускоглазым стариком. Эту куклу впервые увидел художник Сергей Малютин. Он переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам. Кукла им очень понравилась. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову платок, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем Дуняша! Маняша! Матрёша! Вот так и стали новые игрушки – матрёшками. Сначала нас делали в городе под названием Сергиев – Посад, затем в селе Полховский Майдан, а затем в селе под названием Крутец.
Воспитатель: Ребята, понравился вам рассказ о матрёшке? Как назвали куклу, которая пришла к нам из Японии? Кто запомнил имя художника, одевшего матрёшку в русский костюм? Где делали матрёшек? (ответы детей)
Воспитатель:
Вот пять кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут
Кукла первая толста, но внутри она пуста. Разнимается она на две половинки, в ней живёт ещё одна кукла в серединке. Эту куколку открой, будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную притёртую. И сумеешь ты найти куколку четвёртую. Вынь её и посмотри, кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая, куколка пузатая. Эта кукла меньше всех, чуть-чуть больше, чем орех. Вот составленные в ряд куклы - сёстры все стоят.
Ребята, подойдите поближе, можете потрогать матрёшек, рассмотреть повнимательнее их наряд. (дети подходят, рассматривают).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, из чего сделана матрёшка? (из дерева). Значит, какая она? (деревянная). Эти матрёшки изготовлены мастерами, которые живут в городе Сергиев-Посаде, Полховском Майдане и в селе Крутец. Посмотрите, какие они? (яркие, красивые, нарядные). Верно, все цвета яркие, нежные, поэтому и матрёшки получились добрые и весёлые.
Воспитатель: Какие краски использовал художник. Чтобы сделать куклу нарядной? (сарафан у неё красный, кофта жёлтая, платок фиолетовый, щёчки румяные, глаза голубые).
А теперь садитесь за столы, посмотрите, какую матрёшку я вам нарисовала. Давайте разберём, какие знакомые элементы можно использовать, чтобы одеть матрёшку в красивый наряд. Посмотрите, чем украшен платок? (платок украшен маленькими кружочками). Как ещё можно назвать этот элемент? (горошины). Каким способом можно нарисовать элемент горошины? (можно нарисовать тычком кисти). Покажите в воздухе кисточкой, как можно выполнить элемент горошина (показ детей). Какими элементами украшены рукава? (рукава украшают завитки). Кто покажет, как рисовать завиток? (показ ребёнком со словесным объяснением). Давайте попробуем в воздухе выполнить завиток. Раскручиваем клубок, начиная с маленького кружочка, постепенно его увеличивая (показ в воздухе всеми детьми).
Воспитатель: Как украшен сарафан? (по низу сарафана идёт волнистая линия). Посмотрите, как украшен фартук? (в середине фартука большой цветок, у него шесть лепестков). На что похожи лепестки по форме? (на треугольник). Правильно, у цветка лепестки имеют форму треугольную. Каким способом можно нарисовать треугольные лепестки? (можно нарисовать способом примакивания). Чуть ниже ещё расположен цветок, похож он на верхний? (нет, у нижнего – пять лепестков, все они круглой формы).
Дети, вы очень внимательно рассмотрели матрёшку, вспомнили элементы узоров и способы их выполнения. А теперь, мои дорогие мастера-художники, берите краски, кисточки и наряжайте своих матрёшек в яркие наряды (дети берут всё необходимое для работы и рисуют).
После завершения работ дети крепят матрёшек к доске. Воспитатель организует с детьми игру.
Хороводная игра «Подарки».
Итог занятия.
Воспитатель: Кто хочет рассказать, какие элементы вы использовали в своей работе?
(воспитатель выслушивает рассказы нескольких детей)
Молодцы, ребята, вы очень постарались, нарисовали своих матрёшек яркими, красивыми, весёлыми, использовали разные элементы, украшая их наряды. Матрёшки довольны.
Автор: воспитатель Юшкина Н. Ю.