Илона Рябова
Конспект НОД по лепке в старшей группе на тему «Жаворонки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к русским народной культуре, знакомство с древним обрядом закликания весны.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие: развивать художественно-творческие способности, совершенствовать изобразительные умения и навыки, закреплять умение моделировать фигурку птички из целого куска теста, развивать художественный вкус, умение видеть красоту и изящество формы «жаворонков», воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества.
Публикация «Конспект НОД по лепке в старшей группе на тему „Жаворонки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Познавательное развитие: формировать знания о традициях русского народа, познакомить с закличками как одним из жанров устного народного творчества.
Речевое развитие: развивать навыки диалогической речи детей, пополнить словарный запас детей по теме («зазывать весну», «весенние заклички», «песенки-веснянки», формировать умение чувствовать красоту родного языка.
Социально-коммуникативное развитие: формировать умение выслушивать друг друга, не перебивая, давать оценку своей работе и работе товарищей, воспитывать самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважение к истории своей страны и ее традициям.
Физическое развитие: повышать эмоциональное, психологическое благополучие детей, формировать способность самостоятельно следить за правильной осанкой во время работы.
Методические приемы: игровая мотивация (посылка от Весны, художественное слово (загадка о Весне, заклички, наглядный (презентация «Традиция закликания весны на Руси», проблемный (как будем закликать Весну, каким способом лепить жаворонков, продуктивный (лепка «жаворонков», динамическая пауза (хороводная игра «Воротца», методы стимулирования и мотивации (похвала, одобрение, рефлексия.
Материалы к занятию: солёное тесто, стеки, дощечки для лепки, баночки для воды, кисти, фартуки, салфетки.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация «Традиция закликания весны на Руси», магнитофон, фонограмма «Заклички», «Голоса птиц».
Предварительная работа: коммуникативная деятельность (дидактические игры «Когда это бывает?», «Возвратим весне память», познавательно-исследовательская (экспериментирование со снегом, проращивание семян) музыкальная деятельность (прослушивание русских народных песен «Весна-красна», «Калинка», «Во поле береза стояла…», П. И. Чайковский «Апрель», изобразительная деятельность (рассматривание репродукций картин И. Левитана “Весна. Большая вода”, “Март”, Саврасова “Грачи прилетели”, Б. Кустодиева “Весна», рисование «Весенний пейзаж», «Птицы на кормушке», восприятие художественной литературы и фольклора (знакомство с пословицами, приметами, чтение стихотворений Е. Баратынского “Весна”, В. Жуковского “Жаворонок”, В. Берестова “Жаворонок полевой”, А. Майкова “Ласточка”, Плещеева “Весна наступает”., отрывка из рассказа “Весна-Красна” Соколова-Микитова, двигательная активность (русские народные игры «Гуси-гуси», «Конь-огонь», «Ручеек», самостоятельная деятельность детей (дидактические игры по теме, знакомство с энциклопедиями и демонстрационным материалом).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красивую коробку я обнаружила сегодня в группе, мне очень хочется узнать, что же внутри. А вы хотите заглянуть в нее?
(Дети вместе с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо от Весны и фигурку птички из теста).
Воспитатель: Кажется, это письмо для нас. Хотите узнать от кого?
Пришла, улыбнулась,
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Кто я такая?
Ну-ка, скажи!
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, это весна. Зима закончилась, на календаре весна, но на улице еще холодно и в любой момент может пойти снег, завьюжит, запуржит. Не хочет зима уступать весне дорогу. А ведь всем уже хочется тепла и солнечных дней.
(Воспитатель продолжает свой рассказ, дополняя его материалами мультимедиа презентации).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на Руси весну-красну не только встречали, ее «зазывали». Издавна люди верили, что птицы точно знают, когда наступят теплые дни. Поэтому за прилетом птиц следили очень внимательно и встречали их радостно, торжественно. На Руси существовал особый праздник встречи и закликания весны, назывался он по-разному «Жаворонки», «Сороки», «Заклички Весны». Старые люди говорили, что на Сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна. Были и народные приметы. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. Отмечался этот праздник 22 марта. Считалось, что в этот день с юга прилетают сорок видов разных птиц, открывая дорогу долгожданной весне. И первая из этих птиц – жаворонок. Поэтому их звали, приглашали, «закликали». «Жаворонки» во многом детский праздник, потому что именно дети были главными его участниками. Они вместе с мамами пекли печенье в виде птичек «жаворонков», насаживали фигурки на прутики, бегали с ними по деревне, по пригоркам, пели заклички, веснянки - особые песенки, которыми приглашали птиц и весну. Хотите их послушать?
(Включается фонограмма «Весенние заклички».
Завершение показа презентации).
Воспитатель: Вы видели, что по традиции в этот день играли в веселые игры. Хотите я научу вас играть в одну из них?
Хороводная игра «Воротца».
Воспитатель: Ребята, а мы ведь тоже хотим, чтоб весна пришла поскорей и принесла нам тепло? Что же нам нужно для этого сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: «Жаворонки» такие разные, как же их лепить? На самом деле, в их лепке нет ничего сложного. «Жаворонки» и сами могут рассказать свои «секреты» - стоит только взять такую птичку в руки, и хорошенечко рассмотреть со всех сторон, но не просто так, а задавая себе вопрос «А как это сделано?».
(Дети рассматривают образцы «жаворонков», вместе с воспитателем определяют способ их изготовления).
Воспитатель: Перед началом давайте вспомним правила работы с соленым тестом и стеком.
(Дети называют правила и приступают к работе. Воспитатель в процессе занятия подходит к каждому ребенку, одобряет его работу, при необходимости оказывает помощь. Готовые работы располагаются на столе).
Воспитатель: Посмотрите, какие разные жаворонки у вас получились. Какие вам больше нравятся? Почему? Что вам сегодня особенно понравилось? Что показалось трудным?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все хорошо сегодня потрудились. Теперь у нас есть «жаворонки» и мы с вами можем покликать весну, чтобы она принесла нам тепло и солнечные дни.
(Дети в хороводе повторяют за воспитателем слова заклички).
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
Воспитатель: Ну, ребята, мы сегодня весну славили?
Ответы детей.
Воспитатель: В игры играли?
Ответы детей.
Воспитатель: Жаворонков налепили?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, скоро и Весна-красна к нам придет.
Ярче вы, лучи, сияйте
И земельку согревайте!
Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь, птицы!
(Звучит фонограмма «Голоса птиц»).