Получи документы

«Знакомство с картиной художника И. Грабаря «Февральская лазурь». Конспект НОД в старшей группе

Светлана Астахова
«Знакомство с картиной художника И. Грабаря «Февральская лазурь». Конспект НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Тема. Знакомство с картиной художника И. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: вызвать у детей эмоциональные отклики на красоту зимней природы, на музыкальное и поэтическое произведения.

Задачи:

- способствовать художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

- обратить внимание детей на способы передачи характерных признаков березы – серо-белый ствол, ниспадающие каскадом тонкие ветки, на композицию картины (березы на переднем плане, на разные оттенки снега – от белого до розового, яркую лазурь неба;

- обогащать речь эмоционально-эстетическими терминами;

- стимулировать проявление эстетических и эмоциональных чувств при восприятии художественного слова и музыкальных произведений;

-закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе;

- воспитывать любовь к родной природе посредством музыкальных и художественных произведений.

Материалы: репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; аудиозапись отрывка пьесы «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года П. И. Чайковского, пьеса Р. Шумана «Зимой»; альбомные листы, краски гуашь, палитры, кисти, вода.

Предварительная работа: прогулки и наблюдения за покрытыми инеем деревьями, чтение поэтических произведений о зиме, рассматривание художественных иллюстраций, изображающих заснеженные березки.

Ход занятия

I. Вводная часть

Приветствие

Сядем рядышком по кругу,

Скажем, здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Доброе утро!

- Ребята, назовите, какое сейчас время года? Верно, зима, а точнее – уже конец. Зима заканчивается и мне бы хотелось, чтобы мы поговорили об этом удивительном времени года. Сегодня предлагаю вам посмотреть на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце

Н. Рыленков

- К чему призывает автор этого стихотворения? (Внимательно смотреть вокруг, чтобы увидеть красоту природы)

- Это умение видеть прекрасное в обычном, нам сегодня, ребята, очень понадобится.

II. Основная часть

- Полюбуйтесь этим шедевром и послушайте небольшую музыкальную пьесу из альбома Петра Ильича Чайковского «Времена года».

Даю время для рассматривания картины и слушания музыки.

– О чем рассказала нам музыка? Что вы услышали? (Ответы детей).

– Какой характер у этой пьесы: грустный или радостный, задорный; звонкий или тихий? (Пьеса «Февраль» передает праздничное настроение. Перед слушателем предстают картины русских народных гуляний. Ощущается общий подъем, веселье, радостное ожидание весны)

– Вглядитесь в изображение. Как вы думаете, передает ли музыка настроение, которое создал художник?

- Картина называется «Февральская лазурь». Как вы думаете, почему художник выбрал это название? (Рассуждения детей)

- Однажды февральским солнечным утром, гуляя по своему поместью, Игорь Эммануилович увидел на опушке старую березу, загляделся на неё и выронил из рук палку, а когда стал её поднимать, нагнувшись, посмотрел на березу снизу, и обомлел от увиденной красоты: лазурного неба, коралловых ветвей, жемчужного цвета берез.

- Как вы понимаете слово «лазурь»? (Ответы детей) Лазу рь — один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

- Даже название картины «Февральская лазурь» уже дает понять, что эта картина раскроет удивительный мир русской поздней зимы, представленный в изображении небольшого кусочка родной земли.

- На что здесь хотел обратить внимание наше внимание художник? (Ответы детей).

- Да, на красоту белоствольных берез. Послушайте, как описывает поэт Мария Пожарова зимние березы.

Разукрасила Зима…

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льет вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье:

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!»

М. Пожарова

Береза, стоящая перед нами на переднем плане, написана плотными мазками и поэтому кажется огромной, могучей. Она белого цвета, у нее множество тонких белых ветвей. Художник восхищается березой, любуется ее красотой.

-Ребята, а какие березы вдали? (Молодые, тонкие, стройные, высокие).

- Березы выглядят величаво, они даже не умещаются на вертикальном полотне картины. Посмотрите, их вершины выходят за его пределы. Ветви берез устремлены вверх, они, словно в радостном порыве, приветствуют день. Под лучами солнца загорелись рыжевато-красными красками обледеневшие прошлогодние листья. При легком дуновении ветерка они касаются друг друга, издавая мелодичный хрустальный перезвон.

- Как вы думаете, ребята, какую мелодию зимы здесь услышал художник? Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Давайте подумаем, почему художник назвал свою картину именно так, а не зима, февральский день, береза? Непростой вопрос, но догадаться можно?

- Почему на картине так хорошо видны тени на снегу? (Потому что день солнечный, светит солнце, день ясный).

- Что еще говорит о том, что день солнечный? (Снег искрится, блестит, сверкает, горит).

- Какие краски использовал художник, чтобы получить голубой цвет? (Белый с синим).

- Как передал художник небо? Какими красками? (от светло-голубого до темно-синего). Кажется, что даже воздух звенит от чистоты и прозрачности.

- Какие цвета называются холодными, теплыми? (Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом, относятся к теплой цветовой гамме, а цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.)

- В нашей картине сочетаются и теплые и холодные тона? (Ответы детей). В картине удачно сочетаются холодные и тёплые тона, вот почему мы сделали вывод, что художник изобразил чудесный зимний день.

- Это яркая, звонкая, радостная, громкая, праздничная и прощальная песнь уходящей зимы.

- Ребята, я сегодня предлагаю вам стать художниками и нарисовать зимний пейзаж. Подумайте, что вы будете рисовать? Будет ли одинокая береза в зимнем уборе или высокие могучие сосны и молодые зеленые ели. Именно оттого, какое настроение вы заложите в свою картину, зависит и выбор красок.

- А сейчас, ребята, мы с вами отдохнем, выходите все ко мне.

Динамическая пауза «Снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

А потом покажем маме. (руки над головой, хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги (потягиваясь руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,

Выше поднимаем ноги (шаг на месте высоко поднимая ноги)

Вон лисица в поле скачет,

Словно рыжий, мягкий мячик (прыжки на месте)

Ну, а мы идем, идем (ходьба на месте)

И к себе приходим в дом (подходят к столам)

Самостоятельная работа детей.

- А сейчас пройдите за столы, на столах есть все необходимое для работы. Сядьте поудобнее, спинка прямая. Приступаем к работе.

Дети рисуют под пьесу Р. Шумана «Зимой»

III. Заключительная часть

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? С какой картиной вы познакомились?

- Давайте полюбуемся нашими работами. Кто пожелает рассказать о понравившейся работе? Спасибо вам за интересные рисунки, вы все хорошо потрудились. Ваши работы мы разместим на нашей выставке.

Публикации по теме:

«Февральская лазурь». Коллективная работа детей подготовительной к школе группы«Февральская лазурь». Коллективная работа детей подготовительной к школе группы Нашу картину мы решили назвать "Февральская лазурь". Февраль в нашем крае выдался аномально теплым,быстро стал таять снег, а вместе с ним.

Фотоотчет о НОД «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина»Фотоотчет о НОД «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина» Не одно поколение детей выросло на иллюстрациях Ю. Д. Коровина к русским народным сказкам, к произведениям С. Я. Маршака, Дж. Родари, А. Л. Барто.

Конспект итегрированной НОД «Знакомство с творчеством нашего земляка художника» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ № 54 детский сад "Теремок" г. Ковров. Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с картиной художника И. Грабаря «Февральская лазурь». Конспект НОД в старшей группе
Опубликовано: 12 января 2025 в 17:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство с картиной художника И. Грабаря «Февральская лазурь». Конспект НОД в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Астахова (УИ 2486642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД