Вера Оксина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Украшение панара мордовским узором»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательный областей:
ОО «Речевое развитие»; ОО «Художественно-эстетическое развитие»; ОО «Социально-коммуникативное развитие»; ОО «Познавательное развитие»; ОО «Физическое развитие».
Цель: Знакомство с национальным костюмом и вышивкой мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления об изделиях мордовского декоративно-прикладного искусства, учить узнавать их характерные особенности, обращать внимание детей на выразительные средства (цвет, форму и величину);
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Украшение панара мордовским узором“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Орнамент и узоры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- закреплять у детей знания приемов и способов изображения элементов мордовского орнамента кистью (всем ворсом слева-направо, примакиванием, концом кисти);
- учить детей изображать элементы мордовского узора («галочка», «крест», «ёлочка», «ромб», ритмично располагать. Учить подбирать цвета и гармонично сочетать их.
Развивающие:
- развивать умение детей рисовать, упражнять детей в украшении бумажных силуэтов, используя элементы мордовского орнамента;
- развивать эмоциональную отзывчивость на цветовое сочетание и расположение узоров в произведениях мордовского декоративного искусства.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес и уважительное отношение к культуре и творчеству мордовского народа.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, малоподвижная игра и пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: рассматривание национального мордовского костюма, иллюстраций мордовской вышивки, орнамента, изделий с вышивкой, в которой присутствуют самые простые элементы мордовского орнамента, рассматривание мордовских кукол.
Словарная работа: панар (рубаха, панго (головной убор, пулай (набедренное украшение, каркс (пояс, каштаз (венок, «шумбратадо, вечкема оят!», «монь лемем…», цвета (якстере, ашо, раужо, сэнь, пиже, ожо, тюжа).
Оборудование: мордовский национальный костюм, кукла в национальном эрзянском костюме, аудиозапись мордовской народной музыки, заготовки для росписи (панар, картинки, кисточки, непроливайки, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки, мяч, гуашь (красная, черная, мольберт, образец.
ХОД НОД
I. Вводная часть: Организационная.
Воспитатель: Сядем прямо, голову выше,
Плечи расправим и всё – всё слышим.
Воспитатель: Ребята, как называется страна, где мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: А как называется наша республика?
Дети: Мордовия.
Воспитатель: Как называется столица Мордовии?
Дети: Город Саранск.
Воспитатель: На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва, татары и другие народы.
Воспитатель: У каждого народа свой язык, говор, свои песни, танцы, игры, одежда.
(Стук в дверь)
Воспитатель: Кто-то стучится.
(Заходит кукла-мордовочка)
Воспитатель: Как тебя зовут?
Алдуня: Меня зовут Алдуня.
Воспитатель: Её зовут старинным именем.
Воспитатель: Алдуня хочет с вами познакомиться! Каждый из вас должен ей представиться (дети представляются, используя эрзянский язык: «монь лемем…»).
II Основная часть.
Воспитатель: А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?
Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Украшено мордовским узором.
Воспитатель: Посмотрите, какой у неё красивый костюм с орнаментом.
В орнаменте всегда отражается характер и культура народа.
Вспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из нескольких предметов.
Основной одеждой считается рубаха по-мордовски - панар, сшитая из льна. Главным украшением рубахи была очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.
Что является главным украшением панара (Вышивка)
А где она располагается? (Ответ: на рукавах, на подоле)
Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: «ромб», «крест», «галочка», «ёлочка»)
Воспитатель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки».
Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)
Воспитатель: Правильно, ребята. Есть даже такое стихотворение
Ульяна прочитай нам его
Вышивка мордовская, славилась всегда
Может быть понравится? Смотрите вот сюда:
Все узоры разные, черные да красные,
А зеленый след, освежает цвет
Воспитатель: Вот какие красивые рубахи шили девушки – рукодельницы.
Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнем (Дидактическая игра «Переводчик»)
Алдуня: Я хочу посмотреть как вы играете.
(Проводится дидактическая игра «Переводчик». Воспитатель кидает мяч, называя цвет на русском языке. Дети ловят его и дают ответ на эрзянском языке. Красный – якстере, желтый – ашо, черный – раужо, синий – сэнь, зеленый – пиже, желтый – ожо, коричневый – тюжа)
Алдуня: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились!
Воспитатель: Ребята, что-то Алдуня хочет сказать.
Воспитатель: У Алдуни есть подруги, которые готовятся к празднику. Им сшили праздничные рубахи, но на них нет вышивки. Она просит помочь их украсить.
Воспитатель: Ребята, поможем Алдуне и её подругам?
Дети: Да!
Воспитатель: Проходите и садитесь за столы. У вас на столах лежат рубахи, давайте украсим их вышивкой. (какие элементы вы будете использовать в своей вышивке)
Дети отвечают
Воспитатель: Ребята, рисовать мы будем кисточками. Работать будем по образцу.
Воспитатель: А прежде чем приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Те атине,
Те бабине,
Те церыне,
Те тейтерне,
Те чеерне,
Каштор, каштор,
Кекшсь чеернесь.
(включается музыка для фона)
Во время работы задаются вопросы:
(Дети расписывают рубахи)
Воспитатель: А теперь приступаем к работе. (Кисть держим правильно, аккуратно набираем краски)
Физкультминутка.
Ах, Алдуня, малава
Яки пиже лугава:
Сэнь сарафан лангсонзо,
Ниленьгемень пулай.
Ушов лиссь – начтынзе,
кудос совась – костинзе.
— Ах, Алдуня, Алдуня,
Ходит Алдуня по лужку:
(ходьба по кругу, поднимая и опуская руки)
— На ней новый сарафан,
(согнулись вперед, разогнулись)
— На ней фартук новый.
(развели руки в стороны)
— На улице намочит,
(руки вверх, покачали ими над головой, опустили)
— Домой зайдет – высушит.
(покружились вокруг себя
III Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые панары у вас получились.
Какие элементы орнамента вы использовали в своих работах? (ответы детей)
Правильно. «Крест», «галочка», «полоска».
Алдуня: ребята, спасибо большое, за Вашу помощь. Мои подруги будут очень рады!
Воспитатель: Алдуня, мы рады, что помогли вашим подругам-куклам.
(Кукла прощается с детьми и уходит)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а какое у вас настроение после занятия?
(Ответы детей)
Воспитатель: А трудно было украшать рубахи мордовским орнаментом?
Воспитатель: Что вам больше всех запомнилось?
Воспитатель: Вы очень порадовали Алдуню и её подруг!
Литература:
1. «Мы в Мордовии живём: региональный образовательный модуль дошкольного образования»/ О. В. Бурляева и др., 2015 г.
2. «Мордовия. Народное искусство». Альбом под редакцией Г. В. Балабаева, А. И. Нижегородцевой.