Ольга Сорокина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с разными видами национальной одежды, традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
- Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение и форму, пропорции частей тела.
- Учить изображать характерные особенности национального костюма.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Кукла в национальном костюме“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- Закреплять навыки в технике работы карандашом. Продолжать учить рисовать контур простым карандашом.
Развивающие :
Формировать эстетический вкус, творческое воображение, мелкую моторику рук. Расширять кругозор, развивать любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к культуре разных народов
-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Методы и приемы: Беседа, показ презентации, пальчиковая гимнастика. Уточнить с детьми названия частей русского народного костюма и орнамент.
Используя иллюстрации, определить композицию рисунка, приемы рисования простым и цветными карандашами. Обратить внимание детей на аккуратное закрашивание.
Материалы и оборудования: презентация, картинки кукол разных народов мира, карточки с изображением деталей и орнаментов русской народной одежды, листы и простые карандаши на каждого ребенка, ластики, цветные карандаши.
Словарная работа: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель обращает внимание на тихий плач, который раздается из кукольного уголка.
- Ребята, кто-то плачет? Пойду, посмотрю.
Воспитатель возвращается с куклой.
- Это наша Катерина слезами заливается.
Воспитатель предлагает узнать, почему плачет наша кукла Катя :
- Ребята, давайте, узнаем, что у нее случилось.
Кукла Катерина, всхлипывая, рассказывает:
- Нам в школе задали задание нарисовать русский народный костюм. Я весь урок просмотрела в окно, и все прослушала. Даже не знаю, как он выглядит (плачет).
Воспитатель (кукле) : - Не переживай, Катерина.
Воспитатель (обращается к детям) : - Ребята, поможем нашей Катерине подготовить задание?
Дети: - Конечно.
Воспитатель: - А ты садись, Катерина, вместе с ребятами и послушай про русский народный костюм.
Просмотр презентации.
– В старые времена наши прабабушки носили белую рубаху, поверх нее расписной сарафан, а на сарафан надевали передник. Передник – это фартук, украшенный разными узорами. На голову женщины надевали кокошник – это женский головной убор, который украшен золотым шитьем, бисером и жемчугом. А волосы заплетены в косу и украшены лентами. На ногах у них были сапоги с острым носом и каблуком.
- Прадедушки носили рубаху-косоворотку, подпоясанную поясом и шаровары. Рубаха-косоворотка называлась так, потому что застегивалась сбоку, косо. А шаровары – это штаны с широкими штанинами. На ногах у них были черные длинные сапоги.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на узоры, какие они красивые. Как вы думаете для чего они?
Ответы детей: - Для красоты, украшения.
Воспитатель: - Раньше, по народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их ловкость. Узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце. Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.
– Например, на что похож вот этот знак?
Дети: - Солнце.
Воспитатель: - Правильно, солнце.
– А что солнышко дарит?
Дети: - Тепло.
Воспитатель: - Этот знак означает плодородие, счастье, благополучие.
– На что похож этот знак?
Дети: - На ручеек.
Воспитатель: - Бежит, журчит, несет радость.
- Этот знак называется засеянное поле и обозначает достаток. Но прежде, чем мы начнем рисовать, предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Это чья рубашка?
(сжимают и разжимают пальчики)
Белые горошины?
(показать пальцами «горошины»)
Бабушка старалась,
Шила для Алёшеньки
(делают движения напоминающие шитьё иглой)
Это чей сарафан
С белыми ромашками?
(сжимают и разжимают пальчики)
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки.
(делают движения напоминающие шитьё иглой)
Воспитатель: - Как вы думаете, с чего мы начнем рисовать?
Ответы детей: - С головы, с фигуры.
- А рисовать мы начнем с фигуры человека. И для этого сделаем набросок простым карандашом, затем раскрасим рисунок красками. Берем в руки карандаш, кладем лист перед собой вертикально.
- Изображение будет у нас почти на весь лист, поэтому голову будем рисовать выше середины листа. Голову рисуем в форме овала. Сильно на карандаш не нажимаем, чтобы не портить наш рисунок.
- Далее изображаем шею, плечи, руки с пальцами, туловище и ноги.
- Делаем туловище овальным и дорисовываем лямки сарафана.
- Теперь прорисовываем рукава рубахи, в форме овала.
- Прорисовываем сарафан.
- Рисуем кокошник, прорисовываем шею и убираем лишние линии, которые нам уже не нужны.
- Рисуем волосы, которые проглядываются из кокошника и косы с бантами. Рисуем обувь в форме сапог на ногах, которые проглядываются из-за сарафана.
- Ну а теперь прорисовываем лицо нашим куклам. Это и уши, и глаза, и нос, рот.
- Теперь приступим к рисованию узоров, и закрашиванию костюма. Найдем середину передней полосы, затем середину верхней части и середину нижней части. Разделим пополам подол, поставим точку, затем найдём середину левой части и середину правой части. Теперь узор будет распределён ровно.
- Что ещё надо помнить, рисуя орнамент?
Ответы детей: - Чередование, повторение.
Воспитатель: - Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент.
Воспитатель: - Какие цвета мы будем использовать в работе?
Ответы детей: - Красный, желтый, синий, зелёный.
Воспитатель: - Что мы будем рисовать кончиком кисти?
Ответы детей: - Волнистые линии, крестики, точки.
Воспитатель: - Как будем рисовать круг?
Ответы детей: - Концом кисти, не отрывая руки.
В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий, нанесение узора, за его расположением на полосе, за техникой работы карандашами.
Рефлексия:
- Ребята, посмотрите, какие красивые сарафаны у вас получились.
- Ребята, скажите, что вы сегодня делали на занятии?
- Какой костюм мы сегодня рисовали?
- Из чего состоит русский национальный костюм?
Что оказалось самым трудным?
- Воспитатель (обращается к кукле) : - Помогли мы тебе, Катерина?
Кукла : - Да, спасибо большое. Побегу скорей в школу показывать задание.
- До свидания.