Алёна Александровна Хабиева
Конспект НОД по изодеятельности в подготовительной группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малышок» г. Советский»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
в подготовительной к школе группе «Солнышко» (6-7 лет)
на тему: «Золотая хохло ма»
Составила: Хабиева Алёна Александровна,
Публикация «Конспект НОД по изодеятельности в подготовительной группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
воспитатель подготовительной к школе группы «Солнышко»
МАДОУ д/с «Малышок»
г. Советский, 2021 год
Интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие
• Художественно - эстетическое развитие (рисование).
Виды детской деятельности:
Образовательная область Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками)
Художественно - эстетическое развитие Рисование
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Игровая Игровые ситуации
Обсуждение
Игровые упражнения
Коммуникативная
Ситуативный разговор
Составление и отгадывание загадок
Постановка вопросов
Словесные игры
Рисование Творческая мастерская
Формы организации детей: групповая
Задачи:
Образовательные:
-Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
- Активизировать и обогащать словарь по лексической теме «Золотая хохлома».
Развивающие:
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание делать добрые дела, проявлять инициативность.
Материал и оборудования:
Демонстрационный:
- Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия,
- Видеофильм про хохлому
ИКТ: Ноутбук, интерактивная доска, видеоролик, музыкальная композиция для физкультурной паузы.
Раздаточный: - Гуашь красного, зелёного, желтого, чёрного цвета;
- тонированные заготовки посуды для росписи (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.);
- кисти беличьи;
- подставки под кисточки, тычки, стаканчики для воды, бумажные салфетки.
Предварительная работа: познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
Место проведения: группа
Содержание НОД
Организационный момент.
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: А если настроение хорошее, значит нам с вами любое дело по плечу. А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Воспитатель: Ребята, любите ли вы отгадывать загадки?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
- А вы идти со мной готовы?
Дети: да.
Тогда закройте крепче глаза, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
Воспитатель: И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку.
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда?
Ответы детей: радостное, весёлое и др.
Воспитатель: Почему роспись называется хохломской?
Ответы детей: Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома.
Воспитатель: Из чего мастера делают свою посуду?
Дети: Из дерева липы и берёзы.
Воспитатель: Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А как вы думаете, от чего и почему, очень часто называют Хохлому золотой?
Дети: на всех изделиях присутствует золотой цвет : на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах.
Воспитатель: А сейчас внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют художники в хохломской росписи?
Дети: Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный.
Воспитатель: Я хочу вам показать элементы узора в хохломской росписи : завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки. (Демонстрация презентации)
Воспитатель: А как вы думаете, какие ягоды рисуют художники?
Дети: Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику.
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посмотрим фильм про хохломскую роспись. Тогда садитесь поудобнее.
Видеофильм про хохлому
Музыкальная физминутка.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковские игрушки, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Воспитатель: Ребята, а давайте откроем свой художественный салон и станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту посуду хохломским узором.
Детям предлагается на выбор заготовки посуды.
Воспитатель: Вы согласны? Выберите любой понравившийся предмет посуды и проходите в нашу художественную мастерскую.
Воспитатель: Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне с чего начинается роспись?
Дети: С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая.
Воспитатель: Чем можно украсить изделие?
Дети: Завиток, изогнутую веточку.
Воспитатель: Что можно изображать на завитке?
Дети: ягоды, листья, осочки, капельки, травку, завитки и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, как можно рисовать травку и завитки?
Дети: Концом тонкой кисти, чередуя цвета.
Воспитатель: Что вы можем использовать для рисования ягод?
Дети: Кисть, тычок.
Воспитатель: Какие цвета вы хотите использовать?
Дети: Красный, чёрный, зелёный.
Воспитатель: А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте присядем, постараемся и удивим друг друга своими работами.
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит
народная мелодия «Хохлома» М. Пахоменко.
Проводится индивидуальная работа.
Рефлексия
Воспитатель: А теперь ребята, покажите свои работы и давайте полюбуемся ими.
Работы выставляются на стол и проводится их анализ
Презентация работ детей
Воспитатель: Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.
Посмотрите, какая чудесная получилась посуда?
Дети: Яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома. Дети представляют свою работу.
Воспитатель: У каждого получился свой, неповторимый узор.
А что бы вы хотели подарить и рассказать своим родителям и друзьям сегодня?
Ответы детей.