Абрамкина Валентина
Конспект НОД «Знакомство с художником-иллюстратором Е. М. Рачевым»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной
деятельности по художественно
эстетическому развитию в старшей группе
«Знакомство с художником-иллюстратором
Е. М. Рачевым»
Программное содержание: Познакомить детей с художником-иллюстратором ЕМ. Рачевым, с манерой его письма.
Вспомнить сказки, к которым он создавал иллюстрации.
Учить эмоционально воспринимать иллюстрации, понимать их содержание,
Всматриваться в образы, созданные художником.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с художником-иллюстратором Е, М, Рачевым“» размещена в разделах
Расширять представления детей о многообразии художественных выразительных средств.
Развивать интерес к книжной иллюстрации.
При создании иллюстраций к любимой сказке учить располагать рисунок на всей площади листа, передавать характер персонажей.
Закреплять технические навыки и умения в рисовании доступными изобразительно выразительными средствами.
Предварительная работа: Рассматривание книг иллюстрированных Ю. Васнецовым, В. Лебедевым, Е. Чарушиным.
Чтение сказок и рассматривание иллюстраций.
«Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заяц – хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой».
Драматизация сказок.
Показ сказок на фланелеграфе.
Настольный театр.
Материал: Портрет Евгения Михайловича Рачева.
Выставка книг и иллюстраций к сказкам оформленных Е. М. Рачевым.
«Заяц-хваста», «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок».
Кроссворд.
Листы бумаги.
Художественный материал на выбор-
Карандаши, восковые мелки, краски, фломастеры, простой карандаш, кисточки, баночки с водой, салфетки.
Альбом: Сказка за сказкой.
«Вход в тему» через проблемный вопрос.
( Воспитатель показывает две книги: одна с иллюстрациями, другая без иллюстраций)
Вопросы:1. Какую книгу вы бы выбрали? Почему?
2. А кто эти книги разрисовывает, украшает?
3. Назовите фамилию художника-иллюстратора?
(Ю. Васнецов, В Лебедев, Е. Чарушин)
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся еще с одним художником-иллюстратором- узнаете, когда отгадаете кроссворд. В кроссворде спрятано фамилия этого художника. Если мы правильно отгадаем, то прочтем фамилию художника. Будьте внимательными.
Первая строчка: Шел дед лесом и обронил? (рукавичку)
Вторая строчка: Помните ушел колобок от бабки с дедкой и покатился по дороге. Навстречу ему первым попался кто? (заяц)
Третья строчка: Кого лиса выменяла на скалочку из известной вам сказки «Лисичка со скалочкой?» (курочку)
Четвертая строчка: Медведь из сказки «Маша и медведь» шел по лесу, устал и сказал: «Сяду на ….Съем пирожок!» (на пенек)
Пятая строчка: Вспомните одного из героев сказки «Заяц- хваста»? (ворона)
И прочтем где выделено красными буквами фамилию художника
Правильно – Рачев.
Р У К А В И Ч К А
З А Я Ц
К У Р О Ч К А
П Е Н Е К
В О Р О Н А
Воспитатель: Посмотрите на портрет Евгения Михайловича Рачева.
Рассказ воспитателя: «Евгений Михайлович Рачев родился в 1906 году в городе Томске. В 1928 году он с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум, затем учился в Киевском художественном институте. Он иллюстрировал произведения В. Биаки, М. Пришвина, басни Л. Толстого, С. Михалкова, И. Крылова, сказки разных народов. Художник говорил о том, что он очень любит наблюдать за животными и по выражению глаз определять их настроение. Иллюстрации Е,М,Рачева к русским народным сказкам веселые и добрые, занимательные и поучительные. Их главные герои-звери. Они ведут себя, думают, ходят и говорят, как люди. Мы узнаем этого художника по одежде его зверей. Герои-животные одеты в человеческие наряды, он рисует похожими на людей веселыми, добрыми, злыми, умными. Особенно выразительными получаются у художника глаза то хитрые и лукавые, то смешливые, то сердитые, то глупые. Рисунки Е. М. Рачева очень декоративные, яркие, привлекательные. Он стремился к простоте и ясности средств выражения.
Предпочитал крупное изображение героев на листе, простые композиции, чистые цвета и яркий черный контур.
Художник любил выполнять иллюстрации цветными мелками на тонированном фоне.»
Воспитатель: Предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказкам, вспомнить их названия, обращает внимание детей на характерные особенности изображения художником характера зверей : они могут быть добрыми, ласковыми, удивительными, растерянными, а иногда и очень злыми. Всех сказочных персонажей художник наряжает в различную одежду.
Цвет тоже играет большую роль в передаче сюжета сказки: яркими красками художник передает радостное настроение своих героев,а темными –тревожное.
Воспитатель: А ведь все мы и каждый из вас тоже художники. Давайте нарисуем иллюстрации к сказкам- каждый из вас может выбрать любую сказку или придумать свою.
Физкультминутка «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево- вправо десять раз
Вот Дюймовочки слова:
-Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам,
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Красной Шапочке совет
-Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет,
Раз два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре,пять,
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(дети повторяют описываемые движения)
Воспитатель: предлагает выбрать художественный материл.
(дети выбирают и садятся за столы)
-Представьте себе сказку какую вы будете рисовать. Рисунок нужно расположить на всей площади листа. Нарисовать главных героев сказки.
А потом мы оформим альбом «Сказка за сказкой»
Воспитатель: показывает альбом художники-иллюстраторы старшая группа.
Дети под музыку рисуют свою сказку.