Гузалия Мамышева
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур» в старшей группе
▼ Скачать
Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа : 5-6 лет, старшая группа
Тема: "Путешествие в страну геометрических фигур" (Объемные и плоскостные фигуры)
Образовательные задачи: 1. формировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Путешествие в страну геометрических фигур“ в старшей группе» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
2. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»
3. повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и использовать знаки <, >, = для фиксации результатов сравнения, тренировать счетные умения, умение решать простейшие задачи на сложение и вычитание;
4. тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, коммуникативные качества.
Оборудование:
Демонстрационный материал :
1) Прямоугольный параллелепипед, куб, шар, призма, пирамида, конус, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
2) «Паспорта» объемных фигур.
3) Образцы выполнения задания 5.3.
Раздаточный материал:
1) Карточки с изображением предметов, имеющих форму шара, куба, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса
2) Куб, шар, круг, квадрат, чистый лист бумаги
3) Куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар, карточки с изображением круга, треугольника, прямоугольника, квадрата.
4) Карточки с числами от 1 до 10, знаки =,+,-.
5) Карандаши, фломастеры.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
-Любите ли вы играть?
-В какие игры вы играете дома, а какие только на улице?
-Есть ли игры, в которые можно играть только на улице?
-Почему дома не играют в салочки или футбол?
-Можно ли дома играть в прятки?
Воспитатель предлагает детям отправиться в детский сад, который находится в стране Геометрических фигур, и посмотреть, во что и как там играют дети.
-Хотите отправиться в Геометрическую страну?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «На что похоже?»
Дидактические задачи: 1) актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, видеть в предметах окружающей обстановки;
В. : В детском саду страны Геометрических фигур есть охрана. В садик пускают только по пропуску. Пропуск - карточка с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру.
Воспитатель ставит на один стол цилиндр и куб, на другой конус и шар, на третий – призму и пирамиду. Каждый ребенок получает карточку с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру, находит ее и кладет карточку рядом с этой фигурой. Проверка осуществляется всеми детьми, которые переходят от стола к столу.
-Как называется эта фигура?
Охрана пропускает детей в садик.
2.2. Игра «Прятки»
Дидактические задачи:1) закрепить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать их, уточнить представление об объемных и плоских фигурах;
Дети садятся за столы, на которые воспитатель ставит куб и кладет шар, круг и квадрат. На каждом столе имеется лист бумаги.
В. : На прогулку вышли дети (показывает на фигуры) и решили поиграть в прятки. Стол – участок, прятаться можно только на нем.
Детям предоставляется самостоятельность. Как правило, дети прячут квадрат и круг под листом бумаги.
-Кому удалось спрятаться (Кругу и квадрату)
-Кто спрятаться не смог? (Куб и шар)
-Почему?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет: куб и шар фигуры объемные, а круг и квадрат – плоские.
-Какие еще плоские фигуры вы знаете? (Треугольник, овал, прямоугольник, четырехугольник)
-Какие еще объемные фигуры вы знаете? (Цилиндр, конус, призма, пирамида).
3. Затруднение в ситуации.
Игра «Фотографы»
Дидактические задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об элементах пространственных геометрических фигур;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целепологания;
Воспитатель собирает детей около себя.
В. : Заведующая детским садом пригласила фотографа, чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую фигуру-ребенка. Но фотограф заболел, и заведующая просит детей помочь.
-Поможете фигурам сфотографироваться?
Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на шар.
-Какая фотография получилась? (Квадрат, круг)
Воспитатель направляет свет на цилиндр и параллелепипед.
-Какая фотография получилась? (Прямоугольник)
Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду.
-Какая фотография получилась? (Треугольник)
- В фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались.
Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и ставит на стол куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, шар.
Возникает затруднение, так как, например прямоугольник может быть фотографией и цилиндра, и параллелепипеда.
-Смогли вы подобрать фотографии? (Нет, не смогли.)
-Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам.)
-Значит, чему нам надо научиться? (Нам надо научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура сфотографировалась.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: 1)формировать представления об элементах пространственных геометрических фигур;
2)формировать опыт самостоятельного преодоления и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».
-Как мы можем это узнать? (Попробовать придумать ответ самим, а потом проверить себя по учебнику.)
Выслушивая все предложения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии.
-Чем отличаются цилиндр и параллелепипед?
Воспитатель делает вывод: объемные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.
Воспитатель показывает детям цилиндр.
-Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны? (воспитатель показывает торец цилиндра с одной и другой стороны. (Получатся 2 круга.)
Воспитатель показывает детям рисунок из учебника – паспорт цилиндра.
- Эта фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке почти все рассказывает паспорт. Значит, это – паспорт цилиндра.
Также разбираются конус, куб, призма, шар.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:1) закрепить представления об элементах пространственных геометрических фигур;
5.1 Работа в учебнике – тетради («Игралочка – ступенька к школе, ч. 3 №2 с. 52
«Обведи устойчивую конструкцию и паспорта фигур, из которых она сложена».
В. : После прогулки и тихого часа дети из страны Геометрических фигур сели играть в кубики.
Воспитатель предлагает детям поучаствовать в игре и объясняет смысл задания.
-Где расположена устойчивая конструкция? (Она расположена внизу.)
-Из каких фигур состоит эта конструкция? (Из цилиндра, куба и пирамиды.)
-Где находится паспорт цилиндра куба, пирамиды? (Паспорт цилиндра находится в нижнем ряду второго столбика, паспорт куба – в верхнем ряду первого столбика, паспорт пирамиды – в нижнем ряду первого столбика.)
5.2. Игра «Больше или меньше»
Дидактические задачи:
1) организовать активный отдых детей, закрепить представление о сравнении групп предметов по количеству, умение отвечать на предметной основе на вопросы «На сколько больше?», «На сколько меньше?»;
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает детям придумать признаки разбиения.
мальчики и девочки;
дети, имеющие и не имеющие брата и сестру и т. д.
По выбранному признаку дети делятся на пары и узнают, в какой группе больше или меньше детей и на сколько.
5.3. Работа в учебнике –тетради №3 с. 52
«Сравни с помощью знаков <, >, =. На сколько больше? На сколько меньше?»
Дидактические задачи:
1)закрепить представления о форме плоских геометрических фигур, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар и использование для записи результатов сравнения знаков <, >, =, тренировать счетные умения.
В. : Дети Геометрического детского сада любят играть в игру «Больше или меньше». В этой игре надо разделиться на части по какому-либо признаку и узнать, каких фигур больше, а каких меньше и на сколько. А в конце поставить между полученными числами нужный знак.
-По какому признаку разбились на части фигуры?
-Проверьте, правильно ли они сосчитали количество детей в каждой группе?
-Что теперь надо нам сделать? (Провести ниточки, обвести те фигуры, которым хватило пары, сосчитать оставшиеся фигуры и поставить нужный знак.)
Дети выполняют задание самостоятельно.
После этого выставляется демонстрационный образец.
-На сколько треугольников больше, чем четырехугольников?
-Почему вы считаете, что треугольников больше, чем четырехугольников, на 4? (Потому что 4 треугольника остались без пары.)
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
-Что интересного сделали?
-С кем познакомились?