Кулешова Анна
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе ОНР «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле как о цифре, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету. Ознакомление с составом числа («три», «четыре», «пять»). Соотнесение числа и цифры. Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр).
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе ОНР „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, координации речи с движением, тонкой моторики. Воспитание активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Коврограф, магнитная доска, плоскостные изображения Мальвины, Буратино, шкафов для посуды, розовых и голубых чашек, торта; ножницы, рабочие тетради по числу детей, цветные карандаши, два игрушечных прозрачных чайника с чаем, четыре игрушечные чашки.
Предварительная работа. Закрепление знаний о цифрах «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и числом «10» в совместной и игровой деятельности. Разучивание упражнения «Чайник».
ХОД
1. Организационный момент.
Дети входят в группу и находят письмо.
- Ребята, давайте поздороваемся (общий круг)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
- Ой, ребята, посмотрите письмо! От кого же оно? На письме загадка, может она нам поможет отгадать, кто же нам его прислал:
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли,
Ищет их она, зовёт и в дороге слёзы льет!
- Кто же это? (бабушка Федора).
- Мы с вами читали сказку про Федору. Чем же закончилась сказка?
(бабушка Федора исправилась и посуда к ней вернулась).
- А еще я вам скажу, что Федора даже подружилась с Мальвиной
- Что же случилось у бабушки Федоры? (читаем письмо)
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам бабушка Федора. Злой противный Тараканище рассердился на меня за то, что я выгнала его таракашек из своего дома, он пробрался опять ко мне в дом и разбил мой любимый чайник. Я так расстроилась, у меня нет настроения, мне очень – очень грустно. Помогите мне пожалуйста!»
- Как же можно помочь бабушке Федоре.
Воспитатель предлагает отправиться к Мальвине
Предупреждает их, для того, чтобы справиться со злым Тараканищем, необходимо выполнить 6 заданий.
- Впереди нас ждут разные приключения.
2. Игра «Поможем Мальвине». Ознакомление с составом числа («три», «четыре», «пять»). Соотнесение числа и цифры.
(Педагог приглашает детей к коврографу и предлагает им сесть на стульчики. Он помещает на коврограф плоскостные изображения Мальвины и трех шкафов для посуды (рис. 40).)
В. Сегодня к нам обратилась за помощью героиня одной известной вам сказки. Как ее зовут? Из какой она сказки?
Дети. Это Мальвина из сказки «Приключения Буратино».
В. Правильно. Вы знаете, что Мальвина любит порядок во всем. Видите, даже шкафы для посуды у нее пронумерованы. Прочитайте номера на них.
Дети. Три, четыре, пять.
В. Мальвина просит вас помочь расставить в этих шкафах розовые и голубые фарфоровые чашки. Номер шкафа показывает, сколько голубых и розовых чашек вместе должно стоять на каждой полке в этом шкафу. Сколько розовых чашек нужно поставить в шкаф номер три на верхнюю полку, если там уже стоит одна голубая чашка?
Дети. В этот шкаф на верхнюю полку нужно поставить две розовые чашки.
(Педагог помещает на верхнюю полку одно плоскостное изображение голубой чашки и два плоскостных изображения розовых чашек.)
В. Давайте сделаем вывод. Из каких чисел можно составить число «три»?
Дети. Число «три» можно составить из чисел «один» и «два».
(Педагог прикрепляет цифры «1» и «2» под изображении чашек.)
В. Правильно, к одному прибавили два, получи лось три. Сколько розовых чашек нужно поставить в этот же шкаф на нижнюю полку, если там уже стоят две голубые чашки?
Дети. Нужно взять одну розовую чашку.
(Педагог помещает изображения двух голубых и одной рою вой чашки на нижнюю полку.)
В. Давайте сделаем вывод. Из каких чисел можно составить число «три»?
Дети. Число «три» можно составить из чисел «два» и «один».
(Педагог помещает цифры под изображения чашек.)
В. Правильно, к двум прибавили один, получилось три. Теперь будем расставлять голубые и розовые чашки в шкафу номер четыре. Помните, что на каждой полке всего должно быть четыре чашки. Попробуйте расставить чашки на верхней полке. Сколько розовых чашек нужно поставить в шкаф номер четыре на верхнюю полку, если там уже стоит одна голубая чашка?
(Дети ставят на верхнюю полку одну голубую и три розовые чашки.)
Дети. Мы поставили на верхнюю полку три розовые чашки.
В. Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети. Число «четыре» состоит из чисел «один» и «три».
(Педагог помещает цифры под изображения чашек.)
В. Верно, к одному прибавили три, получилоь четыре. Подумайте, сколько розовых чашек нужно поставить на среднюю полку, если там уже стоят две голубые чашки?
(Дети ставят на среднюю полку две голубые и две розовые чашки.)
Дети. На среднюю полку мы поставили две розовые чашки.
В. Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети. Число «четыре» состоит из чисел «два» и «два».
(Педагог помещает цифры под изображения чашек.)
В. Правильно, к двум прибавили два, получилось четыре. Попробуйте расставить чашки на нижней полке этого шкафа.
(Дети расставляют изображения чашек на нижней полке и комментируют свои действия.)
Дети. На нижнюю полку мы поставили три голубые и одну розовую чашку. Педагог. Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети. Число «четыре» состоит из чисел «три» и «один».
(Педагог помещает цифры под изображения игрушек.)
В. Правильно, к трем прибавили один, получилось четыре. И наконец, давайте расставим чашки в шкафу номер пять. Помните, что на каждой полке в этом шкафу должно быть всего пять чашек. Начните опять с верхней полки.
(Дети помещают плоскостные изображения чашек на верхнюю полку.)
Дети. На верхней полке стоят одна голубая и четыре розовые чашки.
В. Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «пять»?
Дети. Число «пять» состоит из чисел «один» и «четыре».
(Педагог помещает цифры под изображения игрушек.)
В. Поставьте чашки по-другому на следующую полку.
(Дети ставят изображения чашек на следующую полку и комментируют свои действия.)
Дети. На следующую полку мы поставили две голубые и гри розовые чашки.
В. Значит, из каких чисел состоит число «пять»?
Дети. Число «пять» состоит из чисел «два» и «три».
В. Расставьте чашки на следующей полке.
(Дети ставят изображения чашек на следующую полку и комментируют свои действия.)
Дети. На следующую полку мы поставили три голубые и те розовые чашки.
В. Значит, из каких чисел состоит число •пять»?
Дети. Число «пять» состоит из чисел «три» и «два».
В. Отлично! И наконец, расставьте чашки на верхней полке.
(Дети ставят изображения чашек на нижнюю полку и комментируют свои действия.)
Дети. На нижнюю полку мы поставили четыре голубые и одну розовую чашки.
В. Значит, из каких чисел состоит число «пять»?
Дети. Число «пять» состоит из чисел «четыре» и «один».
В. Посмотрите на шкафы с посудой и еще раз скажите, из каких чисел состоит число «три»?
Дети. Число «три» состоит из чисел «один» и «два» или «два» и «один».
В. Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети. Число «четыре» состоит из чисел «один» и «три», или «два» и «два», или «три» и «один».
В. И наконец, из каких чисел состоит число «пять»?
Дети. Число «пять» состоит из чисел «один» и «четыре», или «два» и «три», или «три» и «два», или «четыре» и «один».
В. Отлично! Я вами горжусь. Это было очень сложное задание.
3. Упражнение «Считаем и рассуждаем». Формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле как о цифре, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету.
(Педагог убирает изображения шкафов, а изображения десяти розовых и шести голубых чашек располагает в свободном порядке по всей плоскости коврографа. В левый нижний угол коврографа он помещает плоскостное изображение Буратино.)
В. Только мы помогли Мальвине расставить посуду, как Буратино вновь привел все в полный беспорядок. Скажите, каких чашек больше у Буратино, голубых или розовых?
Дети. Розовых чашек больше, чем голубых.
В. Правильно. А как мы можем узнать, на сколько больше розовых чашек, чем голубых?
Дети. Можно расставить чашки парами.
(Дети расставляют чашки парами в два ряда.)
В. На сколько больше розовых чашек, чем голубых? Дети. Розовых чашек на четыре больше, чем голубых.
В. На сколько меньше голубых чашек, чем розовых? Дети. Голубых чашек на четыре меньше, чем розовых. В. Как сделать так, чтобы розовых и голубых чашек стало поровну?
Дети. Нужно добавить четыре голубые чашки.
(Дети помещают на коврограф изображения четырех голубых чашек.)
В. Что можно сказать о количестве голубых и розовых чашек?
Дети. Их стало поровну, одинаковое количество. В. По сколько их? Сосчитайте.
(Дети пересчитывают изображения чашек.)
Дети. Голубых и розовых чашек по десять.
(Педагог убирает четыре изображения голубых чашек.) В. Как можно по-другому уравнять количество голубых и розовых чашек?
Дети. Можно убрать четыре розовые чашки.
(Дети убирают четыре плоскостных изображения розовых чашек.)
В. Что можно сказать о количестве голубых и розовых чашек?
Дети. Их стало поровну, одинаковое количество. Педагог. По сколько их? Сосчитайте.
(Дети пересчитывают изображения чашек.)
Дети. Голубых и розовых чашек по шесть.
(Педагог убирает изображения чашек с коврографа.)
В. Сколько чашек осталось на коврографе? Дети. Нет ни одной чашки.
В. Каким числом это можно обозначить?
Дети. Это можно обозначить числом «ноль».
(Педагог помещает на коврограф карточку с цифрой «О».)
В. Молодцы! Вы очень хорошо считаете и рассуждаете.
(Педагог убирает изображение Буратино и карточку с коврографа.)
4. Подвижное упражнение «Чайник».
А сейчас мы немного отдохнем.
«Я чайник-ворчун»
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на мест)
Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища
вправо-влево)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопки в ладоши)
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу. (прыжки на месте)
Федора: «А сейчас детвора для вас веселая игра»
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками, хлопки в ладоши) .
Мы посуду перемыли : (одна ладошка скользит по другой) .
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальца) .
Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца) .
И кастрюлю уронили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так Федоре помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши) .
5. Игра «Федорино горе». Развитие речевого слуха, навыка счета на слух.
(Педагог предлагает детям сесть на ковер.)
В. А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать и считать на слух. Я прочитаю вам хорошо знакомый отрывок из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». А вы послушайте и посчитайте, сколько посуды было у Федоры.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Какие названия посуды прозвучали в этом отрывке? Перечислите их.
Дети. Ножи, кастрюля, чайник, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, вилки, рюмки, чашки, ложки.
В. Сколько всего названий посуды прозвучало? Сосчитайте их.
Дети. Всего одиннадцать названий.
В. Точно. Я горжусь вами!
6. Работа в тетради. Упражнение «Накрываем на стол».
Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Развитие тонкой моторики.
(Педагог приглашает детей за столы, где приготовлены тетради и цветные карандаши.)
В. Вы видите накрытый к приходу гостей стол. (Осталось только раскрасить посуду на нем. Вы будете делать, но по моей инструкции. Раскрасьте предмет, стоящий в центре стола, в голубой цвет.
(Дети выполняют задание.)
В. Что стоит в центре стола?
Дети. В центре стола стоит голубой чайник.
В. Правильно. Теперь раскрасьте предмет слева от • кто в сиреневый цвет.
(Дети выполняют задание.)
В. Что стоит слева от чайника?
Дети. Слева от чайника стоит сиреневая сахарница.
В. Отлично. А предмет справа от чайника нужно раскрасить розовым карандашом.
(Дети выполняют задание.)
В. Что стоит справа от чайника?
Дети. Справа от чайника стоит розовый молочник.
В. Верно. Теперь раскрасьте чашки слева на столе в розовый цвет.
(Дети выполняют задание.)
В. Какие чашки стоят слева на столе?
Дети. Слева стоят розовые чашки.
В. Чашки справа раскрасьте в голубой цвет.
(Дети выполняют задание.)
В. Какие чашки стоят справа?
Дети. Справа стоят голубые чашки.
В. Где стоят не раскрашенные чашки?
Дети. Одна чашка стоит наверху посередине, а другая внизу посередине.
В. Раскрасьте чашку вверху посередине синим карандашом.
(Дети выполняют задание.)
В. Какая чашка стоит вверху посередине?
Дети. Вверху посередине стоит синяя чашка.
В. Раскрасьте чашку внизу посередине красным карандашом.
(Дети выполняют задание.)
В. Какая чашка стоит внизу посередине?
Дети. Внизу посередине стоит красная чашка.
В. Стол накрыт к приходу гостей. Осталось приготовить угощение. Закройте тетради.
(Дети закрывают тетради.)
7. Игра «Клубничный торт». Формирование представления о том, что целое можно делить на части, что часть меньше целого.
(Педагог вновь помещает на коврограф изображения Буратино и Мальвины, а также изображение торта, украшенного четырьмя клубничками.)
В. К Буратино и Мальвине придут в гости Пьеро и Артемон. Все вместе они будут пить чай с тортом. Буратино и Мальвине нужно разрезать торт на части так, чтобы хватило всем по одинаковому кусочку. Давайте поможем им. На сколько частей нужно разрезать торт?
Дети. Торт нужно разрезать на четыре части, потому что за столом будут четыре сказочных героя.
В. Как вы предлагаете это сделать?
Дети. Сначала нужно разрезать торт пополам, на две равные части.
(Один из детей разрезает изображение пополам.)
В. Сколько частей получилось?
Дети. Получилось две части.
В. Что нужно сделать теперь?
Дети. Теперь нужно разрезать каждую часть пополам, еще раз на две равные части.
(Двое детей по очереди разрезают каждую часть пополам.)
В. Сколько всего частей получилось?
(Дети пересчитывают части.)
Дети. Всего получилось четыре части.
В. Как можно назвать одну получившуюся часть, если мы разделили торт на четыре части?
Дети. Четвертая часть.
В. Хватит ли каждому сказочному герою по кусочку?
Дети. Хватит. Сказочных героев четыре, и кусочков юрта столько же.
В. Что больше, целый торт или одна четвертая час Iь торта?
Дети. Целый торт больше, чем одна четвертая часть. Овна четвертая часть меньше, чем целый торт.
В. Верно. Буратино и Мальвина благодарят вас за помощь.
(Педагог убирает пособия с коврографа.)
8. Упражнение «Приготовим чай для гостей». Формирование умения измерять объем условными мерками, устанавливать взаимно однозначные соответствия при сравнении разнородных множеств.
(Педагог приглашает детей к столу, на котором стоят два прозрачных чайника разного размера с чаем и четыре одинаковые по размеру чашки.)
В. Для гостей нам нужно приготовить еще и чай. Сколько сказочных героев будет за столом? Дети. За столом будет четыре сказочных героя.
В. Можете ли вы сказать, хватит ли этого чая для того, чтобы налить всем гостям по одной чашке?
Дети. Нет, не можем.
В. Что же делать?
Дети. Налить чай в чашки.
(Двое детей по очереди разливают чай по чашкам из меньшего чайника.)
В. Сколько чашек вы налили из этого чайника?
Дети. Из этого чайника мы налили две чашки чая.
(Двое детей по очереди разливают чай по чашкам из большего чайника.)
В. Сколько чашек вы налили из другого чайника?
Дети. Мы налили из другого чайника тоже две чашки. И чая в чайнике больше нет.
В. Чашки одинаковые по размеру. Из каждого чайника вы налили по две чашки. Что можно сказать о количестве чая в чайниках?
Дети. В чайниках было одинаковое количество чая — по две чашки.
В. Правильно, мы можем считать чашку меркой. В каждом чайнике было по две мерки. Буратино и Мальвина снова благодарят вас за помощь.
(Педагог накрывает пособия салфеткой.)
9. Итог занятия. Оценка работы детей.
(Педагог предлагает детям рассказать о том, что нового они узнали на занятии, чему научились, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.)