Марина Бедилова
Конспект НОД в средней группе «Жил-был лягушонок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе «Жил-был лягушонок»
Марина Алексеевна Бедилова
Цель: формировать представления детей о стадиях развития лягушки.
Задачи:
- образовательные:
а) расширить и уточнить знания детей о земноводных (лягушках);
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Жил-был лягушонок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
б) дать знания о развитии лягушки от икринки до взрослой особи;
в) продолжать формировать умение отвечать на вопросы;
г) расширить словарь детей новыми словами (икринка, головастик, жабры).
- развивающие:
а) развивать произвольное внимание;
б) развивать воображение воспитанников;
в) развивать грамматический строй речи, мелкую моторику рук детей.
- воспитательные:
а) воспитывать любознательность, желание помочь игровому персонажу;
б) воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Интеграция: познание, коммуникация, музыкально-художественное развитие, речевое развитие, безопасность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением лягушек, чтение стихов и рассказов о лягушках, лепка камышей для будущего озера, изготовление кувшинок из бумаги.
Оборудование и материалы: игрушка-лягушонок, иллюстрации с изображением лягушек, схема появления лягушки (икринка, головастик, лягушонок, взрослая лягушка, макет озера, видеофильм «Как появляется лягушка», ноутбук, природный материал (песок, камни, ракушки, веточки, пластилин, дощечки, стеки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите, а что за коробочка здесь лежит? Интересно, что в ней находится! Давайте отгадаем загадки:
У болотной мягкой кочки,
Под зелёненьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая (лягушка).
Зелёная,но не трава.
Холодная,но не лёд.
Поёт,но не птица-
Вот такая небылица.
(Лягушка)
На кочке, мягкой, как подушка,
С восторгом квакает (Лягушка)
Из коробки «выпрыгивает» лягушонок.
Воспитатель: Дети кто это?
Дети: Лягушонок
Лягушонок: «Привет! Я только вчера родился. И я совсем не уверен, что я ля-гушонок. Почему вы меня так называете?»
Воспитатель: Почему мы называем его лягушонком? (ответы детей) Для этого нам нужно узнать, кто такие лягушки и чем они питаются.
Давайте посмотрим на лягушонка повнимательнее. Что у него есть? (У лягушонка большое туловище, голова с выпуклыми глазами. А ещё есть лапки, которые широко расставлены.)
Воспитатель: Дети, а кто знает, как лягушки передвигаются по земле и в воде? (По земле лягушки передвигаются большими скачками, а в воде плавают, от-талкиваясь задними лапками. Поэтому задние лапки у них длиннее передних и гораздо сильнее, а между пальцами – есть перепонки.) Лягушки могут жить в воде и на суше - на земле. Поэтому их называют земноводными.
Воспитатель: Дети, а зачем лягушке большие выпуклые глаза? (Находясь в воде, лягушка следит за тем, что происходит на поверхности озера. Она замечает всё, а её никто не видит).
Какого цвета бывают лягушки?
Дети: зелёные, коричневые
Воспитатель: Лягушки бывают разного цвета. Те, которые живут в воде, име-ют зеленоватый цвет. А те, которые обитают на суше - коричневатые. Поэто-му их трудно обнаружить и в воде, и на суше.
Дети, вам нравится лягушонок? А давайте ему скажем, какой он.
Игра описательные прилагательные. Дети передают по кругу из рук в руки лягушонка и говорят слова – определения (зелёный, красивый, забавный, малень-кий, ловкий, быстрый, весёлый, прыгучий, шустрый и т. д.
Лягушонок. Ой, как мне приятно. И ещё я узнал так много о лягушках. Но как же появляются лягушки?
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как появляются лягушки? (Демон-страция видеофильма «Как появляется лягушка»).
«Весной мама лягушка откладывает яйца. Эти яйца называются икрой. Икринка лягушки похожа на маленький глазик: внутри круглого белого мешочка находится крошечная чёрная точка. Эта точка очень быстро растёт и уже через некоторое время можно различить головастика. Головастик подрастает и выбирается наружу. Мамы рядом уже нет, поэтому он сам начинает искать себе еду. В воде всегда находится множество крохотных растений, которыми с удовольствием питается маленький головастик. У головастика есть крохотные отростки, похожие на пёрышки. Это жабры, при помощи которых головастик дышит в воде. Со временем у головастика вырастают задние лапки, а жабры исчезают. Он всё больше становится похож на лягушонка. Головастик растёт, у него появляются лёгкие, и он начинает дышать воздухом, высовываясь из воды. Хвост у него становится всё меньше, зато начинают расти передние лапы. Наконец головастик становится настоящим лягушонком и может выбираться на берег. Лягушонок растёт и превращается во взрослую лягушку».
Воспитатель: Вот видите, какой же трудный путь нужно пройти, чтобы маленькая икринка превратилась во взрослую лягушку. Поэтому нам нужно очень бережно относиться к окружающей нас природе.
Лягушонок, а чем же ты питаешься?
Лягушонок: не знаю…Может вы, ребятки, знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Любимое лакомство лягушек – насекомые, червячки и улитки.
Лягушонок. Спасибо ребята, вы много знаете о моих родственниках - лягушках. Но у меня к вам есть просьба. Помогите моим друзьям рыбкам. Они жили в озере, но теперь они погибают, их нужно срочно спасать.
Воспитатель. Ой, слышите, кто-то на помощь зовёт. (воспитатель обращает внимание детей на ёмкость с грязной водой) Ребята, вы видите в воде кого-нибудь? (Нет). Значит, вода, какая? (Мутная, грязная). Ребята, там же рыбки плавают. Рыбки в какой воде должны плавать? (В чистой). Почему? Давайте пересадим их в чистую воду. Карась, лещ, пескарь, щука - вот сколько разной рыбы живёт в озере. Как вы думаете, почему вода в озере стала такая гряз-ная? Люди бросали мусор в озеро, мыли машины возле него, поэтому вода стала грязной. Правильно поступали люди? (Нет. Нельзя загрязнять озёра) Рыб видно? Какая вода? (Чистая, прозрачная). Для чего нужна чистая вода рыбкам, лягушкам, другим обитателям озера? А людям? (ответы детей). Самая главная наша помощь природе – это забота о ней.
- А сейчас давайте поиграем с нашим лягушонком.
Физкультминутка «Весёлые лягушата».
На болоте две подружки-
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям – физкульт-привет!
Воспитатель: Наш лягушонок почему-то загрустил. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Лягушонок: «Ох, ребятки, ведь у каждого из вас есть свой дом, и у каждой лягушки есть, а у меня – лягушонка - нет».
Воспитатель: Кажется, я знаю, как можно помочь лягушонку. Я предлагаю вам сделать для него свой дом (озеро).
Посмотрите, у нас есть различный природный материал (песок, ветки, камни, ракушки, кувшинки из плотного картона, камыши, давайте выберем тот, который нам понадобится для макета «Озеро». Дети, как вы думаете, что должно быть в нашем озере? А что на берегу? (ответы детей)
Макет дети изготавливают коллективно. Звучит спокойная музыка: Лягушачий хор. Детский хор "Великан". После того, как «дом» готов, дети зовут лягушонка его посмотреть!
Лягушонок благодарит ребят, но просит ещё сделать для него еду – улиток.
Дети лепят насекомых по выбору, помещают их на макет озера.
Лягушонок: «Спасибо, ребятки! Я теперь самый счастливый лягушонок! У меня есть еда и свой дом!» Вы - настоящие защитники природы! А давайте сделаем фотографию на память! Я буду на неё смотреть и всегда вас вспоминать!
Релаксация.
Воспитатель. Ребята, я очень рада, что вы оказались такими внимательными, чуткими, добрыми. Вы помогли лягушонку приобрести дом, изготовили еду - улиток, спасли от гибели рыбок. А ещё вы узнали много нового, интересного о жизни лягушек. А что вам запомнилось на занятии больше всего? (Ответы детей). Вас можно считать настоящими знатоками и друзьями природы, поэтому вам вручаются медали «Друг природы».
Спасибо за Внимание! До новых встреч МААМовцы!