Наталья Ерусланова
Конспект НОД по ФЭМП «Цифра 6-дверной замок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тейковского муниципального района «Новогоряновская средняя общеобразовательная школа»
с. Новое Горяново, Ивановская область, ул. Молодежная, д. 7.
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе. Тема: «Цифра 6 – дверной замок».
Воспитатель – Ерусланова Наталья Александровна
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Цифра 6-дверной замок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Цель: формирование представления о числе и цифре 6.
Задачи:
1. познакомить с цифрой 6, практиковать нахождение нужной цифры среди других цифр;
2. формировать умение находить образ цифры в предложенных картинках;
3. практиковаться в соотнесении количества предметов с числом;
4. упражняться в количественном, обратном, порядковом счёте в пределах 6;
5. практиковаться отвечать на вопросы: Сколько? Какой по счёту?
6. закреплять знание основных геометрических фигур;
7. формировать умение находить соседей чисел 1, 2, 3, 4, 5;
8. воспитывать математическую смекалку, сообразительность, аккуратность, самостоятельность;
9. закрепление знаний по теме недели «Мой дом».
10. развивать внимание детей: способность внимательно слушать воспитателя и самостоятельно действовать по словесной инструкции;
11. продолжать формировать логическое мышление;
12. воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
Развивающая предметно-пространственная среда:
1. плакаты с изображением цифр и количества предметов;
2. комплект цифр для каждого ребёнка;
3. наборы геометрических фигур для каждого ребёнка;
4. набор геометрической мозаики для каждого ребёнка;
5. схематичный шестиэтажный дом для каждого ребёнка;
6. иллюстративный материал на тему недели «Дом» (городские –деревенские, многоэтажные – одноэтажные).
Цель применения ИКТ в НОД:
1. привлечение внимания;
2. проверка уровня усвоения пройденного ранее материала;
3. создание проблемной ситуации.
Методы и приемы:
1. словесный метод: описание цифры шесть, сравнение с предметами окружающей среды, разъяснение правил игры, вопросы по ходу выполнения заданий игры, подведение итогов;
2. наглядный метод: изображение определённого количества предметов, наглядная демонстрация правил игры;
3. практический метод: выполнение практических действий для выполнения задания игры, анализ действий;
4. игровой метод: практические задания в игровой форме, игры: «Найди цифру 6», «Поймай цифру 6», «Рассели геометрические фигуры в шестиэтажный дом», «Построй дом из шести треугольников», «Найди соседей».
Планируемые результаты:
1. совершенствуем навыки счёта в пределах шести;
2. сформировали навыки счёта в пределах 6 в прямом и обратном порядке;
3. правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
4. закрепили умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 6;
5. закрепили умение различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
Предпосылки УУД:
1. умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
2. умение применять правила и пользоваться инструкциями;
3. умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
4. умение выделять существенные признаки объектов;
5. умение моделировать;
6. умение работать по иллюстрации;
7. умение слушать собеседника.
8. умение обращаться за помощью.
Материалы, оборудование: ноутбук, презентация с наглядным материалом для счёта в пределах шести, комплект карточек с цифрами от 0 до 9 (для всех детей, схематичные домики разделённые на шесть равных частей (для всех детей, наборы геометрических фигур (для всех детей, комплект геометрической мозаики (для всех детей).
Предварительная работа: знакомство с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5; счёт прямой и обратный, беседа на тему «Мой дом», рассматривание картинок с изображением многоэтажных и одноэтажных домов, работа с геометрической мозаикой.
Содержание этапов НОД:
Организационный/мотивационный:
Деятельность воспитателя:
1. Чтение стихотворения о цифре шесть: С. Маршак «Весёлый счёт» (отрывок)
2. Вопрос: «Вы, наверное, догадались, что мы сегодня будем делать?» (постановка цели)
Деятельность детей:
1. Прослушивание стихотворения, сравнение его с дверным замком;
2. Примерные ответы детей: «Знакомится с цифрой шесть. Считать до шести и пр.»
Основной
1. Игра «Найди цифру шесть».
Цель: визуальное распознание цифры шесть.
Деятельность воспитателя: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением предметов и угадать в какой предмет превратилась цифра шесть.
Деятельность детей: На картинках изображены предметы или живые существа в форме цифр, дети находят то, что похоже на цифру шесть. Называют.
2. Математическая разминка. Игра «Поймай цифру шесть». Дети, молча, рассматривают картинки и производят хлопок руками, когда на картинке появятся шесть предметов. При правильном выполнении поставленной задачи на экране появляется цифра.
Цель: соотнесение цифры с количеством предметов, практикуемся считать «про себя».
3. Игра «Рассели геометрические фигуры в шестиэтажный дом». Каждому ребёнку раздаётся домик разделённый на шесть равных частей и набор геометрических фигур. Деятельность воспитателя: Предлагается посчитать этажи в домике, «поселить» на каждый этаж определённую геометрическую фигуру. Выполнение задания происходит на слух. Например: «Поселим кружок на первый этаж, на третьем будет жить квадратик, на шестом – треугольник, на третьем – прямоугольник".После выполнения поставленной задачи воспитатель для самоконтроля детей вешает на доску домик и выкладывает геометрические фигуры в заданном порядке, проговаривая вслух свои действия и задавая вопросы: " Какой этаж останется пустым? Кто будет жить между? Кто будет жить над? Кто будет жить под?».
Деятельность детей: Дети выполняют предложенное задание с раздаточным материалом. Пробуют самостоятельно "поселить" геометрические фигуры на свой этаж, затем вместе с воспитателем выполняют самопроверку в соответствии с представленной схемой на доску. Отвечают на вопросы.
Цель: практикуемся в выполнении задания на слух, в порядковом счёте и ориентации в пространстве.
4. Физкультурная минутка (выполняется по рисунку на ватмане). Дети смотрят на рисунок и выполняют предложенные движения:
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Цель и задачи: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
5. Игра «Построй дом из шести треугольников». Каждому ребёнку раздаётся комплект из геометрической мозаики из четырёх зелёных треугольников и двух желтых треугольников.
Деятельность педагога: Предлагается посчитать треугольники: «Сколько треугольников зелёного цвета? Сколько треугольников желтого цвета? Сколько всего треугольников?».
Сначала даётся возможность самостоятельно построить зелёный домик с жёлтой крышей, затем задание выполняется по схеме, которая воспроизводится воспитателем последовательно на доске (бант – конверт – квадрат – дом).
Деятельность детей: Дети самостоятельно пытаются создать домик из шести треугольников: четыре зелёных для стен, два жёлтых для крыши. Рассматриваются все предложенные варианты. Затем воспитатель предлагает «построить» домик по схеме. Дети воспроизводят узор за воспитателем: бант – конверт – квадрат – дом.
Цель и задачи: Развивать наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, закреплять знание состава числа шесть.
6. Игра «Найди соседей» (наглядный материал находится на экране монитора).
Деятельность воспитателя: Поясняется, что в доме, который построили один этаж, но три квартиры. В домик поселилась цифра и нужно угадать, кто её соседи.
Деятельность детей: Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы воспитателя: «Кто соседи числа?», при правильном ответе соседи числа появляются на экране в домике.
Цель: Практиковаться в поиске соседей чисел.
Подведение итогов. Рефлексия.
Действия воспитателя: 1. подводит итоги, предлагает детям:
- вспомнить с какой цифрой познакомились на занятии, что делали, что бы закрепить знания о цифрах;
- оценить свою работу на каждом этапе, сказать, что получилось выполнить, а что нет.
2. благодарит за успешную работу.
Деятельность детей: Дети вспоминают части занятия, которые им больше запомнились, анализируют свою деятельность, что у них получилось.
Ожидаемый результат: Уметь ориентироваться в символах обозначающих цифры, соотносить количество предметов с цифрой, располагать геометрические фигуры в определённой последовательности, определять соседей числа. Знать порядковый и обратный счёт в пределах шести.