Ледкова Елена
Конспект НОД по ФЭМП «Проказы матушки Зимы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 г. Хвалынска Саратовской области
Конспект
по ФЭМП в старшей группе
МДОУ детский сад №7
«Проказы зимушки — зимы»
Воспитатель: Ледкова Е. А.
2020г.
Конспект
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
«Проказы зимушки — зимы»
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Проказы матушки Зимы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить детей с количественным составом числа 3 из единиц, закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько всего? Как составили число?
Совершенствовать умение различать и называть знакомые объёмные и плоские геометрические фигуры, уметь видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Познакомить детей с цифрой 8. Закрепить количественный и порядковый счёт.
Упражнять в ориентировке на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Развивающие задачи:
Развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года.
Материал: проектор, экран, аудиозапись песни «Паровоз-Букашка», билеты-фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, письмо с загадками, цифровой ряд 1-8, разноцветные снежинки, белые снежинки 1-10, набор плоских и объёмных геометрических фигур, тарелочки с раздаточным материалом: геометрические фигуры, д /и «Найди пару», предметные картинки для д/и «Маленькие художники», листы голубого цвета.
Доминирующая область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Предварительная работа. Чтение стихов и сказок о зиме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Что лишнее?» (классификация геометрических фигур по одному - трём признакам, д/и «Найди пару».
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, вы любите играть, гулять? Я хочу предложить вам совершить необычную прогулку, только не пешком, а прокатиться на таком чудесном «Паровозе – Букашка» и полюбоваться красотой зимнего времени года. Вы согласны? (Да).
Тогда покупаем билеты и отправляемся в путь (дети встают друг за другом и под музыку имитируют, как едет поезд).
Посмотрите, какой красивый зимний лес? Выходите, погулять.
Посмотрите ёлка? А что там белеет (Письмо, давайте откроем его и прочитаем.
Дорогие ребята,
Пишет вам зимушка-зима.
Я к вам пришла?
Все снегом белым замела?
Чтоб смогли построить горку
Димы, Арины, Артёмки?
Чтоб смогли скатиться с санок
Миланы, Данилы и Снежаны?
На коньках по льду скользить?
У елки хоровод водить?
Выполняйте все заданья,
Проявляйте все вниманье.
Воспитатель: Давайте приступим к выполнению заданий, но зима хитрая, все задания «заморозила», чтобы их разморозить надо очень постараться.
I часть. Игровое упражнение «Составим число»
(На пенё чках выставлены зверушки: лисёнок, волчонок, зайчонок).
Ребята, каких зверей вы видите? Сколько всего животных? Сколько и каких животных вы видите? (один лисёнок, один волчонок, один зайчонок). Как вы составили число три? (Один, один и один - будет число три.)
II часть. Работа с раздаточным материалом
А сейчас ребята, я предлагаю составить число три с помощью разных геометрических фигур. При этом ни одна геометрическая фигура не должна повторяться дважды.
( После выполнения задания воспитатель выясняет: «Сколько всего геометрических фигур? Сколько и каких геометрических фигур вы взяли? Как вы составили число три? (ответы детей). Молодцы справились с заданием.
Убирайте все фигуры в тарелочки.
III часть. «Геометрические фигуры»
Дидактическая игра «Что бывает такой формы?»
Ребята посмотрите на свои билеты, что они означают? Правильно – это геометрические фигуры. Назовите такой формы предметы, какая фигура у вас на билете? (дети называют).
Геометрические фигуры бывают разные: плоские и объёмные. У вас какие фигуры? (ответы детей).
Давайте с вами поиграем.
Игра-эстафета «Кто быстрее разложит «льдинки» в корзинки»
В одну шеренгу становись : на первый-второй рассчитайся. Разделимся на две команды и разложим льдинки в две корзины. Первая команда выбирает и плоские «льдинки» (плоские геометрические фигуры, а другая - объёмные «льдинки» (объёмные геометрические фигуры) и посмотрим какие вы быстрые и внимательные (дети выполняют задание). А сейчас команда назовёт объёмные геометрические фигуры (куб, призма, шар, брусок) и подойдите к плоским фигурам, чтобы составить пару. А кто знает название вот этих объёмных геометрических фигур? (тор, цилиндр, конус). К каким плоским фигурам мы их отнесём? (ответы детей).
IV часть. «Познакомимся с цифрой 8»
Ребята отгадайте загадку:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Дети: Снежинка.
Воспитатель: Правильно снежинка. Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима. Я предлагаю одному из вас работать у доски, остальные на местах. Предлагаю отсчитать 7 снежинок. Какой цифрой можно обозначить число 7. Вызванный ребёнок находит и выкладывает карточку с цифрой 7. Дети находят её у себя (сказать, на что похожа эта цифра). Далее предлагаю к 7 снежинкам добавить ещё одну, и сосчитать сколь стало снежинок. Выясняю какой цифрой можно обозначить число 8. Ребята, вот она познакомьтесь с цифрой 8. Показываю цифру 8. Дети находят её у себя и обводят по контуру. Уточняю: «Какое число обозначает цифра 8? На что она похожа?»
Воспитатель: А сейчас назовите, какого цвета снежинки? (на доске 8 снежинок разных цветов)
Дети: синяя, малиновая, белая, красная, желтая, фиолетовая, голубая, розовая.
Воспитатель: Какая по счету белая снежинка?
Дети: третья.
Воспитатель: Какая по счету синяя снежинка?
Дети: первая.
Воспитатель: Какого цвета четвертая по счету снежинка?
Дети: красная
Воспитатель: Какого цвета шестая по счету снежинка?
Дети: фиолетовая
Воспитатель: Какая по счету желтая снежинка?
Дети: пятая.
Воспитатель: Какая по счёту голубая снежинка?
Дети: седьмая
Воспитатель: Какого цвета восьмая по счёту снежинка?
Дети: розовая.
Воспитатель: Отлично справились с этим заданием. Ребята, снежинки с вами хотят поиграть.
Физминутка «Снежинки»
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Лёгкие пушинки (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг (встать руки вперёд)
Все дивятся чуду (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движения «ножницы»)
Белые подружки
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Дети и старушки.
V часть. Дидактическая игра «Найди пару»
Воспитатель: Уже одну загадку Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать вторую:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
Дети: снеговик
Воспитатель: Правильно, снеговик. Посмотрите, сколько снеговиков дарит нам зима. Все они разные (выставляются 7 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц», но среди них есть и одинаковые снеговики)
Воспитатель: Давайте, ребята, поиграем, вы должны внимательно посмотреть на экран, посчитать сколь всего снеговиков и найти одинаковых снеговиков, если такие есть, то назвать их порядковый номер
Проводиться дидактическая игра «Найди пару»
Дети внимательно смотрят, показывают на экране и дают объяснение почему они выбрали именно этих снеговиков.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Зима – чудесная пора, но время идёт и времена года сменяют друг друга. Но чтобы у нас в памяти остались прекрасные воспоминания об этом времени года, я предлагаю вам нарисовать зимнюю картину.
VI часть. «Маленькие художники» - ориентировка на листе бумаги.
-в левом верхнем углу нарисуем (поставим) солнышко;
-в центре листа нарисуем (поставим) ёлочку;
-в правом нижнем нарисуем (поставим) зайчика;
- в правом верхнем углу нарисуем (поставим) тучку;
-в левом нижнем углу нарисуем (поставим) избушку.
Какие же красивые картины у нас получились.
( После выполнения каждого задания уточняю: «Где находится предмет?»)
Ребята мы заигрались и совсем забыли про время, а нам уже пора возвращаться в детский сад, занимаем в поезде свои места и поехали!
Поиграли мы, позабавились.
Очень вы мне, ребята понравились.
А вам понравилась зимняя прогулка?
А какие задания Зимушки – зимы вам понравилось больше всего выполнять? (ответы детей).
А какое у вас настроение после прогулки? Выберите пожалуйста «смайлик»- настроение.