Ольга Сухомлинова
Конспект НОД по ФЭМП на тему «Знакомство с нулем и с составом чисел «два», «три», «четыре»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП на тему : «Знакомство с нулем и с составом чисел «два», «три», «четыре».
Подготовила воспитатель
группы компенсирующей направленности
Сухомлинова О. А.
Образовательные задачи: формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?» совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Ознакомление с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету. Ознакомление с составом числа 2, 3,4. Соотнесение числа и цифры. Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, навыков ориентировки на плоскости и в пространстве. Формирование временных представлений (части суток).
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП на тему „Знакомство с нулем и с составом чисел „два“, „три“, „четыре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 2. Состав числа два, счёт до двух
- Число и цифра 3. Состав числа три, счёт до трех
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Коррекционно-развивающие задачи: развитие мыслительной и речевой деятельности, конструктивных способностей, творческого воображения, умения работать по заданной схеме, координации речи с движением, тонкой моторики.
Воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование: магнитная доска, геометрические фигуры разных цветов и размеров, схема сооружения замка, плоскостные изображения домиков и игрушек, карточки с цифрами, карточки с изображением разного количества игрушек, разноцветные шнурочки, 4 иллюстрации к литературным произведениям, рабочие тетради по количеству детей, цветные карандаши.
Ход нод.
Организационный момент.
Упражнение «Наведем порядок». (Воспитатель сообщает детям о начале нод и приглашает их в центр группового помещения, где на ковре разложены объемные геометрические фигуры разных размеров).
Воспитатель: очевидно, кто-то пробрался к нам в группу сегодня ночью и разбросал конструктор «Сказочный город». Давайте наведем порядок в игрушках, потому что именно игрушкам посвящено наше занятие. Сложите по форме фигуры в соответствующие контейнеры. В желтый контейнер нужно собрать все кубики, в синий-все шары, в зеленый – остальные фигуры. Что вы положите в желтый контейнер? В синий? В зеленый?
(дети отвечают на вопросы и выполняют задание).
Воспитатель: кКакие по форме фигуры лежат в желтом контейнере?
Дети: В желтом контейнере лежат кубики.
Воспитатель: какие они по размеру?
Дети: Они большие и маленькие.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Они красные, синие и зеленые.
Воспитатель: Какие фигуры лежат в синем контейнере?
Дети: В синем контейнере лежат шары.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Они большие и маленькие.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Они красные, синие и желтые.
Воспитатель: А что за фигуры вы собрали в зеленый контейнер? Сейчас мы узнаем.
(Воспитатель берет в руки один из цилиндров, читает стихотворение и помещает на наборное полотно картинки).
Цилиндром меня называют, друзья.
Похож на стаканчик с мороженым я.
Похож на колонну в старинном соборе,
Похож на бревно и на столбик в заборе.
Так как называется эта фигура? Вы запомнили?
Дети: Это цилиндр.
Воспитатель: На что похож цилиндр?
Дети: На стаканчик с мороженым, на колонну, на бревно и на столбик.
Воспитатель: Какие фигуры лежат в зеленом контейнере?
Дети: В зеленом контейнере лежат цилиндры.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Они большие и маленькие.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Они красные, оранжевые и фиолетовые.
Игра «Строим замок». (Воспитатель помещает на магнитную доску схему сооружения замка).
Воспитатель: Давайте построим для ваших игрушек вот такой замок из фигур, собранных в контейнеры. Рассмотрите схему, старайтесь работать дружно, не помешать друг другу.
(Дети все вместе конструируют замок).
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы работали. А теперь ответьте на мои вопросы. Где в вашей постройке стоит желтый кубик?
Дети: Желтый кубик стоит внизу посередине.
Воспитатель: А где находится большой красный шар?
Дети: Большой красный шар находится наверху посередине.
Воспитатель: где стоят большие фиолетовые цилиндры по отношению к желтому кубику?
Дети: Фиолетовые цилиндры стоят слева и справа на желтом кубике.
Воспитатель: можно ли сказать, что они находятся в середине постройки?
Дети: да.
Игра «Веселые соседи»
Воспитатель: Вы построили замок для игрушек. Но игрушки живут не только в замках, но и в маленьких домиках. Вот таких. Прочитайте номера на домиках.
Дети: Два, три, четыре.
Воспитатель: Но это не только номера домов. Это цифры, которые показывают, сколько жильцов в каждом доме на каждом этаже. Сколько жильцов в доме 2?
Дети: Два жильца.
Воспитатель: Вдоме номер три?
Дети: Три жильца.
Воспитатель: А в доме номер 4?
Дети: Четыре жильца.
Воспитатель: Верно. В каждом доме живут мишки и куклы. Сколько мишек живет в доме номер два, если там живет одна кукла?
Дети: В этом доме живет один мишка.
Воспитатель: давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число два? Как оно получилось?
Дети: Число два состоит из двух единиц.
Воспитатель: К одному прибавили один, получилось два. Сколько кукол живет в домике №3, если там живет один мишка?
Дети: В домике №3 живут две куклы.
Воспитатель: Из каких чисел состоит число три?
Дети: Число 3 состоит из чисел 1 и 2.
Воспитатель: Может ли быть по другому? Сколько кукол живет в доме № 3, если там живут 2 мишки?
Дети: В домике живет одна кукла.
Воспитатель: Из каких чисел состоит число три?
Дети: из чисел два и один.
Воспитатель: Сколько кукол живет в домике № 4, если та живет один мишка?
Дети: В домике № 4 живут 3 куклы.
Воспитатель: Из каких чисел состоит число 4?
Дети: Число 4 состоит из чисел 1 и 3.
Воспитатель: Может ли быть по другому? Сколько кукол живет в этом доме, если там живут 2 мишки?
Дети: В доме живут 2 куклы.
Воспитатель: из каких чисел состоит число 4?
Дети: Из чисел 2 и 2. К 2 прибавили 2 получилось 4.
Воспитатель: Может ли быть по другому? Сколько кукол живет в этом доме, если там живут 3 мишки?
Дети: В этом домике живет одна кукла.
Воспитатель: Из каких чисел состоит число 4?
Дети: число 4 состоит из чисел 3 и 1.
Упражнение «Считаем и рассуждаем».
(воспитатель убирает домики, а изображения кукол и мишек располагает в 2 ряда).
Воспитатель: Сколько мишек стоит в ряд? Сосчитайте.
Дети: В ряду 10 мишек.
Воспитатель: А сколько кукол в ряду?
Дети: В ряду 10 кукол.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве мишек и кукол?
Дети: мишек и кукол поровну, одинаковое количество.
(воспитатель убирает изображения пяти кукол).
Воспитатель: Что теперь можно сказать о количестве кукол?
Дети: Осталось 5 кукол.
Воспитатель: Сравните количество мишек и кукол.
Дети: Мишек больше, чем кукол. Кукол меньше чем мишек.
Воспитатель: На сколько мишек больше, чем кукол?
Дети: Мишек на 5 больше, чем кукол.
Воспитатель: На сколько кукол меньше, чем мишек?
Дети: Кукол на 5 меньше, чем мишек.
(Воспитатель убирает оставшиеся изображения кукол).
Воспитатель: Сколько кукол осталось?
Дети: Не осталось ни одной куклы.
Воспитатель: Точно. У нас не осталось ни одной куклы. Если нет предметов, которые можно сосчитать, это обозначается цифрой ноль.
(Воспитатель убирает оставшиеся изображения мишек).
Воспитатель: Сколько мишек?
Дети: Осталось ни одного мишки.
Воспитатель: Какой цифрой мы обозначим, что нет мишек?
Дети: Цифрой ноль.
Воспитатель: Итак, сегодня мы с вами познакомились с цифрой, которая показывает, что предметы, которые нужно сосчитать, отсутствуют. Это цифра «ноль».
Игра «Разноцветные шнурочки». Упражнение в нахождении числа, соответствующего данному множеству. (Воспитатель приглашает детей к магнитной доске и помещает на нее в один ряд карточки с изображением игрушек, а в другой ряд – карточки с цифрами).
Физкультминутка «Мячик мой».
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мячом играть.
Работа в тетради. Упражнение «Хоровод героев сказок»
(Воспитатель приглашает детей за столы, где приготовлены тетради и карандаши).
Воспитатель: В сказках они проживают, ребята.
С ними вы в книгах встречались когда-то.
Героев каких сказок вы видите?
Дети: Мы видим Кота в сапогах, сестрицу Аленушку с козленочком, старика из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», Буратино, Красную Шапочку.
Воспитатель: Посмотрите, художник забыл раскрасить обувь и головные уборы сказочных героев. Давайте им поможем. Раскасьте обувь и головной убор того сказочного героя, который нарисован справа внизу. Что вы раскрасили?
Дети: Раскрасили лапти и шапку старика.
Воспитатель: Теперь раскрасьте головной убор и обувь героя, нарисованного в центре страницы… Что вы раскрасили?
Дети: Раскрасили обувь и шапочку Красной Шапочке.
Воспитатель: Далее вам нужно раскрасить одежду и обувь героя, нарисованного слева внизу… что вы раскрасили?
Дети: Раскрасили деревянные башмачки и колпачок Буратино.
Воспитатель: Я прошу вас раскрасить головной убор и обувь того героя, который нарисован справа наверху…Что вы раскрасили?
Дети: Раскрасили платочек и лапти Аленушки.
Воспитатель: И где же нарисован последний сказочный герой?
Дети: Кот в сапогах нарисован слева наверху.
Воспитатель: Раскрасьте его одежду и обувь.
(Дети выполняют работу. Воспитатель оценивает их работы и собирает тетради и карандаши).
Игра «Что? Где? Когда?»
(Воспитатель помещает на магнитную доску 4 иллюстрации к сказкам.)
Воспитатель: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Из какой сказки эти строки?
Дети: «Сказка о царе Салтане…»
Воспитатель: О каком времени суток говорится в этом отрывке?
Дети: В этом отрывке говорится о позднем вечере.
Воспитатель: Подберите иллюстрацию к прочитанным строчкам и поставьте в верхний ряд.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
Из какой сказки эти строки?
Дети: «Сказка о царе Салтане…»
Воспитатель: О каком времени суток говорится в этом отрывке?
Дети: В этом отрывке говорится о ночи.
Воспитатель: Подберите иллюстрацию к этим строчкам.
Дядя Степа утром рано
Быстро вскакивал с дивана, окна настежь открывал, душ холодный принимал.
А это произведение вы узнали?
Дети: Да. Это «Дядя Степа» Михалкова
Воспитатель: О каком времени суток говорится в этих строчках?
Дети: О раннем утре.
Воспитатель: Подберите иллюстрацию к прочитанным строчкам.
У нас осталась одна иллюстрация. Может быть, вы вспомните строки, которые к ней подходят?
Дети: От улыбки хмурый день светлей…
Воспитатель: О каком времени суток в ней говорится?
Дети: В них говорится про день.
Воспитатель: Расставьте иллюстрации по порядку. Начиная с той, на которой изображено утро. Назовите части суток, начиная с утра.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Какое время суток бывает между утром и вечером?
Дети: Между утром и вечером бывает день.
Воспитатель: Какое время суток наступает после ночи?
Дети: После ночи наступает утро.
Воспитатель: Какое время суток бывает перед ночью?
Дети: Перед ночью бывает вечер.
Воспитатель: Я вами горжусь. Вы ответили на все мои вопросы.
Подведение итогов. Оценка работы детей. (Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что нового они узнали на занятии, чем им было интересно заниматься. Затем оценивает деятельность каждого ребенка).