Оксана Михайловна Лисогор
«Помоги Незнайке стать математиком. Число и цифра. Сравнение чисел». Конспект НОД по ФЭМП для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Интеграция образовательных областей:
«познавательное развитие»; «социально-коммуникативное развитие»;
«художественно-эстетическое развитие»; «физическое развитие»
Программные задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания о числах и цифрах от 0-10, умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;
- Закрепить знания геометрических фигур и умения ориентироваться на листе бумаги.
- Формировать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >;
- Закрепить устный счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
- Упражнять в решении логических задач, закреплять умение делить предмет на равные части.
- Формировать навык самоконтроля.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность, память, сообразительность, творчество, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать целеустремленность, устойчивость интерес к математическим знаниям.
Материально-техническое оснащение
Демонстрационный материал: картинки героев, конверты с заданиями, мячик, мольберт, технические средства, музыкальные инструменты.
Раздаточный материал: набор геометрических фигур, цифры, таблицы, логические таблицы, цветные карандаши, макет тортика, ножницы.
Виды деятельности:
- игровая
- познавательная
- музыкальная
-двигательная
Предварительная работа: чтение сказки «Незнайка и его друзья» Н. Носова, дидактические игры с математическим содержанием.
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, вопросы, наглядность.
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Помоги Незнайке стать математиком»
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель:
Ребята, сегодня на электронную почту я получила письмо, а от кого оно, угадайте:
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
Дети:
От Незнайки
Воспитатель:
А кто из вас знает, из какой он сказки? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, ребята. Давайте прочитаем, что же пишет нам Незнайка.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
К вам за помощью обращаюсь я, ваш друг Незнайка.
Мне очень хочется стать математиком, но чтобы им стать нужно выполнить задания. Эти задания придумали мои друзья, но, к сожалению, сам я никак не могу их выполнить. Помогите мне, пожалуйста!
Ваш Незнайка»
Ребята, поможем ему? (ответы детей). Для этого мы должны угадать от кого получил задание Незнайка и выполнить его.
1. Первое задание: угадайте от кого.
Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки
Он и вправду много знает
И девчат не обижает
Дети:
От Знайки
Воспитатель:
Правильно, ребята. Знайка предлагает вам решить интересные и необычные задачки.
«Решение логических задач».
1) На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько плодов висело на яблоне? …готова дать ответ, докажи свой ответ)
2) Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало у крышки?
(Если дети ответят неправильно, скажу, что я думаю по другому и предложу провести эксперимент с бумагой.
- Сколько углов стало? Доказала я свой ответ)
3) За забором видны 8 птичьих лапок. Сколько птиц за забором?
4) Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц летело?
Воспитатель:
Молодцы, хорошо справились с заданием Знайки. А теперь угадайте от кого следующее задание.
Это – друг Незнайки верный.
Очень скромный он, наверно,
Он отменный музыкант,
У него большой талант.
Дети:
От Гусли
Воспитатель:
Правильно, ребята. Гусля предлагает вам поиграть в музыкальную игру.
2. Второе задание. Музыкальная игра «Сосчитайка»
Подойдите к столу, посмотрите, какие инструменты лежат у меня на столе? (ответы детей). Вот с ними мы сейчас и поиграем. Но сначала я их спрячу за ширмочку. Теперь я буду издавать на них звуки, а вы должны будете сосчитать звуки и назвать их количество, но на один больше (дети выполняют задание). А теперь назвать количество звуков на один меньше (дети выполняют задание).
Воспитатель:
Молодцы, вы были очень внимательны и правильно сосчитали звуки. А теперь пройдите на свои места (дети проходят на свои места за столы). Хотите узнать от кого было следующее задание? (ответы детей). Тогда слушайте загадку:
Эти двое малышей
Механики отличные
Все могут сделать и быстрей
И лучше заграничного.
Дети:
ОТ Винтика и Шпунтика
Воспитатель:
Винтик и Шпунтик предложили Незнайке поиграть в игру «Разложи инструменты по полочкам».
3. Третье задание: игра «Разложи детали по полочкам» (ориентировка на листе бумаги (справо, слево, внизу, вверху)
Воспитатель:
Сейчас я вам буду называть инструмент и куда его нужно положить. Вы будьте внимательны и помогите Незнайке правильно их разложить:
- молоток положите на верхнюю полочку в левый угол
- гаечный ключ – на нижнюю полочку в правый угол
- отвертку – на верхнюю полочку в середину
- топор – на нижнюю полочку в левый угол
- пилу – на верхнюю полочку в правый угол
(дети выполняют задание)
Воспитатель:
Молодцы, вы были очень внимательны и правильно разложили инструменты. А теперь угадайте от кого следующее задание.
Этот - мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет и листья.
Дети:
От Тюбика
Воспитатель:
У Незнайки друг – Тюбик. Он решил поиграть с ним, а т. к. друзья любят рисовать, Тюбик придумал для него рисунки-загадки. Думал-думал Незнайка, что же загадал Тюбик, но ничего не угадал. Принес эти загадки нам.
4. Четвертое задание: «Нарисуй недостающую фигуру»
Дорисуйте недостающие фигуры.
Воспитатель:
Ой, ребята, посмотрите, Незнайка зачем-то взял мяч. Как вы думаете, на занятии по математике нужен мяч?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
А я думаю что мяч может пригодиться и на занятии по математике. Хотите в этом убедиться? (ответы детей). Тогда вставайте, мы поиграем с вами в игру.
5. Пятое задание «Поиграем в мячик» (физминутка)
Нужно передавать мяч друг другу и считать от 1 до 10, а потом в обратном порядке.
Воспитатель:
Ребята, вы убедились что мяч может нам пригодиться на занятии и по математике? (ответы детей). А теперь я предлагаю вам отгадать загадку еще об одном друге Незнайки.
Этот славный коротышка
Про девчонок и мальчишек
Сочинит стихи-поэмы
Ведь не зря он стал поэтом.
Дети:
От Цветика
Воспитатель:
Цветик предлагает поиграть в игру «Да – нет». Я буду сейчас сравнивать
2 числа, а вы мне должны будете сказать правильно я это сделала или нет. Если я сравниванию правильно, вы говорите – «ДА», если неправильно – «НЕТ».
6. Шестое задание: игра «Да-нет»
Варианты:
1. 3>2, 2<3
2. 5<4, 6>5
3. 4>3 на 1
4. 5<6 на 1
5. 7<6 на 1
Воспитатель:
Все ребята справились с заданием и оказались очень внимательными. У Незнайки еще один друг:
Этот очень любит кушать
Булки, пряники, голушки…
Он с Незнайкою летал –
На Луне он побывал.
Дети:
Это Пончик
Воспитатель:
Ребята, а кто из вас помнит, чем угостил Пончик Незнайку?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
Правильно, Пончик Незнайку угостил тортиком. И Незнайка решил угостить тортиком всех своих друзей. Помогите разделить его поровну между друзьями, а друзей у Незнайки - 8.
7. Седьмое задание «Раздели тортик»
8. Итог:
Воспитатель:
Вот и подошло наше занятие к концу. Понравилось вам занятие? (ответы детей)
- Какие герои были у нас в гостях?
- Чье задание вам понравилось больше?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое вам показалось самым легким?
Ребята, а как вы думаете, помогли мы Незнайке стать математиком? (ответы детей). А почему вы так думаете? (ответы детей).
Правильно, мы научили Незнайку считать, сравнивать, делить, правильно ориентироваться на листе бумаге.
Раздается звук электронной почты. На слайде появляется письмо
Воспитатель:
Ой, ребята, опять ко мне пришло письмо. Кто-то, наверное, то же хочет чтобы мы ему помогли. Давайте прочитаем его.
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие, ребята! Я очень благодарен вам за помощь. Теперь я точно стану МАТЕМАТИКОМ. С вашей помощью я смог разделить свой любимый шоколадный торт и угостить своих друзей»
Раздается стук, вносится посылка, в ней торт.
Воспитатель:
Кто же нам мог прислать посылку? Как вы думаете? (ответы детей). Давайте посмотрим (вскрывают посылку, смотрят). Ребята, оказывается Незнайка считает нас своими друзьями и свой торт разделил для нас.
Раздача сладких призов
Ожидаемые результаты:
Использование данного методического материала способствует развитию у детей старшего дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Дошкольники овладевают основными логическими операциями. Учатся мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способны объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперируют обобщающими понятиями. Учатся мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Дети находят закономерности в явлениях, учаться их описывать. Могут при помощи суждений делать умозаключения. Способны ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Они наблюдательны, внимательны, усидчивы, заинтересованы в результатах своей работы. Владеют навыками сотрудничества, умеют работать в паре и микрогруппе.
Литература:
Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Кн. Для воспитателей д/с. - Просвещение, 1990 г. - 94 с.
Под редакцией А. А. Столяра «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет. - М. : Просвещение, 1991. - 80с.
Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у дутей 5-7 лет»
В. Т. Голубь «Графические диктанты»