Наталья Вередин
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В гости приехала бабушка Лукерья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
«В гости приехала бабушка Лукерья».
Тема: «Дни недели»
Программное содержание:
Познавательное развитие:
- закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и выполняемыми действиями;
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „В гости приехала бабушка Лукерья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лук, лучок. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- знакомить с последовательностью дней недели, формировать представления о рабочих и выходных днях, закрепить представления о частях суток;
- закрепить способность определять право-лево, ориентироваться в пространстве, развивать внимание, память, мышление, воспитывать усидчивость, закреплять пространственные представления «до», «после».
Речевое развитие:
- активизировать в речи детей названия дней недели, частей суток;
- практиковать правильное применение предлогов «до», «после».
Социально-коммуникативное развитие:
- способствовать формированию предпосылок к учебной деятельности;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым.
Физическое развитие:
- развитие координации и гибкости.
Материал :
- ростовая кукла бабушки;
- корзина с семью щенками в разноцветных бантах;
- шкатулка с желудями;
- картинки с временами суток (утро, день, вечер, ночь);
- карточки с треугольниками;
- запись приближающегося поезда.
Раздаточный материал :
- по семь карточек с изображением щенков;
- квадраты белых листов.
Содержание деятельности:
Раздаются звуки приближающегося поезда и под эти звуки появляется бабушка Лукерья. Бабушка Лукерья : «Здравствуйте, ребята. Меня зовут бабушка Лукерья. Я приехала из деревни Лукошки. Вы знаете, ребята, у нас в деревне нет детских садов, и внуки ко мне приезжают только летом, а мне так интересно чем дети занимаются в детском саду. Ну что, ребята, вы расскажите мне о вашей жизни в детском саду?» Дети отвечают.
Бабушка Лукерья : «Ребята, чем вам больше всего нравится заниматься в детском саду?» Дети отвечают. Бабушка Лукерья : «А давайте со мной поиграем? Игра называется «Веселые треугольники»? Правила этой игры очень просты. Нужно прыгнуть на двух ногах столько раз, сколько треугольников изображено на карточке (4,6,10)». Проводится игра. Бабушка Лукерья : «Молодцы, ребята, а хотите еще сыграть в игру «Сосчитай и хлопни»? Смотрите, у меня есть коробочка с желудями, предлагаю достать желуди, сосчитать их, а затем хлопнуть в ладоши столько раз, сколько желудей в коробочке (3,5,8)». Для игры вызываются по очереди 2-3 ребенка. Проверка правильности выполнения правил игры осуществляется путем пересчета желудей всеми детьми, и сравнения соответствия количества хлопков количеству желудей.
Бабушка Лукерья : «Ой, а что это за картинки у вас на доске?» Дети подходят к доске с изображением разных частей суток. Дают ответы.
Бабушка Лукерья : «Внучатки, а найдите картинку с изображением «утра». Как вы узнали, что на картинке изображено именно «утро»? Чем вы занимаетесь по утрам? А теперь выберите картинку с изображением «дня». Как вы догадались что это «день»? Найдите, пожалуйста, на какой картинке изображен «вечер». Что вам помогло определить, что это вечер? Чем вы занимаетесь по вечерам? И последняя картинка, которую мы не назвали это.? Правильно, ночь. Скажите, как вы догадались, что это именно ночь, а не день?» Далее бабушка Лукерья предлагает обозначить части суток: утро, день, вечер, ночь одним словом – сутки. Бабушка Лукерья : «Взрослые часто заменяют слово «сутки» словами – целый день. Семь таких дней составляют неделю. Причем каждый день имеет свое название. Хотите узнать, как они называются? Давайте подойдем к столу, я не одна приехала, а с сюрпризом. Бабушка Лукерья показывает корзиночку со щенками. У них у всех разные имена. Вот этого с красным бантиком зовут Понедельник. Он обозначает первый день недели. Второй щенок с оранжевым бантиком это Вторник. Он обозначает второй день недели. Третий щенок с желтым бантиком у нас Среда, он третий день недели. Хотите познакомиться с четвертым щенком? Посмотрите на него. Какого цвета у него бантик? Правильно, зеленый. Познакомьтесь, этого щенка зовут Четверг. Пятого щенка с голубым бантиком зовут Пятница, он обозначает пятый день недели. А вот этого щенка с синим бантиком зовут Суббота, он обозначает шестой день недели. В корзиночке остался последний щенок с фиолетовым бантиком. Его зовут Воскресенье. Скажите, пожалуйста, какой день недели по счету она обозначает?» Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, то бабушка Лукерья предлагает им путем порядкового счета прийти к выводу, что воскресенье – это седьмой день недели. Далее дети вместе с бабушкой Лукерьей повторяют последовательность дней недели с понедельника по воскресенье. Бабушка Лукерья : «Ребята, посмотрите, я сейчас последних двух щенков с синим и фиолетовым бантиками, которых зовут Суббота и Воскресенье расположу немного в стороне от остальных пяти щенков. Как вы думаете, почему я так делаю? (Предположительные ответы детей). На самом деле я расположила этих двух щенков в стороне, потому, что они обозначают выходные дни. Неделя состоит из рабочих и выходных дней. В одной неделе (посмотрите на щенков) есть пять рабочих дней, они у нас расположены вначале ряда: это какие дни? Давайте вспомним? И выходных дней – их два. Давайте их назовем. Что вы делаете в рабочие дни? А в выходные? Ребята, вы видите, что в течение недели, за семь дней можно выполнить много добрых дел и хорошо отдохнуть. Я знаю одну интересную игру которая называется «Какой день недели потерялся?» Хотите со мной сыграть? Для этой игры нам понадобится волшебная платочек, которым я буду закрывать щенков. Когда платочек откроется определите, что изменилось, какой день недели потерялся?» Бабушка Лукерья закрывает платком щенков на столе, убирает одного из них, открывает платок и просит детей определить какого дня недели не хватает. Если дети затрудняются в ответе определить название дня недели, то предлагается определить его путем называния имен каждого щенка, которые расположены до потерявшегося. Бабушка Лукерья : «Как хорошо вы здесь живете. Вы не устали? Хотите немного отдохнуть? Давайте поиграем в игру «Дни недели». Проводится физминутка «Дни недели».
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).
Если дети желают, то физминутка повторяется.
Бабушка Лукерья предлагает детям пройти за столы и обратить внимание на раздаточный материал. Бабушка Лукерья : «Ребята, перед вами находится набор щенков, они точно такие же как в корзиночке. Хотите я научу вас играть в игру «Выложи дни недели». Правила игры такие: кто быстрее выложит последовательность дней недели из щенков, тот и победит. Главное выложить не только быстро, но и правильно. Вспоминайте, какого цвета бантики у щенков с именами дней недели». В процессе игры бабушка Лукерья следит за верным выкладыванием плоскостных щенков каждым ребенком, если есть необходимость оказывает помощь и поддержку наводящими вопросами. Предлагает детям по желанию провести самоанализ выполняемых действий: дать оценку своей деятельности, объяснить почему он выполнил это задание именно так. По окончании игры бабушка Лукерья с детьми подводит итоги, победитель поощряется фишкой. Бабушка Лукерья : «Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой день недели находится перед средой? Какой после среды? Какой день недели перед субботой? Какой идет после субботы? Назовите первый день недели? А последний? Молодцы!» В том случае, если дети затрудняются в правильном ответе на данные вопросы, то детям предлагается вместе вспомнить последовательное называние дней недели. Бабушка Лукерья : «Ой, ребятушки, что-то наши щеночки притомились, пора им отдохнуть. А куда же мы их положим отдыхать? А давайте для них красивые коврики сделаем? Посмотрите у вас на столах лежат математические наборы и белые квадраты, давайте их украсим и положим отдыхать на них щенков. Я вам буду говорить куда какую фигуру нужно положить и у вас должен получится узор.» Дети выполняют задание.
Бабушка Лукерья : «Ребятки, какие вы молодцы! А пока наши щеночки отдыхают давайте вспомним, во что мы сегодня с вами играли? А что нового вы узнали? А какая игра вам больше всего понравилась, почему?» Слышится звук приближающегося поезда. Бабушка Лукерья : «Кажется мне пора домой. Ну что ж приезжайте летом ко мне в деревню Лукошки еще поиграем. А мне пора, до встречи». Бабушка Лукерья уходит.