Юлия Старцева
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны".
Цель: содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
Темочки:
- Деньги. Что это такое, откуда берутся
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
Обучающие: раскрыть сущность понятий "деньги", "зарплата", "пенсия","семейный бюджет"; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег; формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами.
Воспитательные: формировать отношение к деньгам, как к средству обмена на товары, удовлетворяющие разумные потребности.
Материалы и оборудование: лэпбук "Финансовая грамотность для детей", игровые деньги разных стран.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические; игра, беседа, рефлексия.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Садитесь на свои места.
Беседа "Откуда берутся деньги?".
Ребята, Отгадайте загадку:
У меня есть чудо — кошка,
На её спине — окошко.
Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты. (копилка)
- Для чего же нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? (ответы детей) Что на них можно купить? (ответы детей)
-Да, ребята, человеку для жизни необходимо множество разных вещей.
-Где человек может это взять? (купить)
-Что необходимо человеку, чтобы купить эти вещи? (деньги)
Итак, Деньги — это то, что люди используют для покупки разных вещей и оплаты услуг.
Беседа "Семейный бюджет"(с использованием лэпбука)
Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги? (Ответы детей).
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители? (Ответы детей).
Воспитатель поясняет с использованием картинок лэпбука: Зарплата — это деньги, полученные за работу за месяц (бывает за неделю, за один день). Кроме родителей, кто является членом семьи? (Ответы детей).
Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье? (Ответы детей).
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию. На маленьких детей государство выплачивает пособие.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет)
Практическое задание 1. «Подсчитайте семейный бюджет» (игра с использованием лэпбука)
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10) Молодцы. Справились с заданием.
Практическое задание 2. «Найдите российские деньги».
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь делали покупки самостоятельно? (Ответы детей)
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят? (Ответы детей)
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины. (Ответы детей) (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
- Как называются наши деньги? (Рубль).
Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами).
Воспитатель: Правильно их называют купюрами. А иностранные деньги мы называем валюта.
Молодцы. Вы правильно нашли деньги, с которыми вы можете пойти в магазин и что-то на них купить. На иностранные деньги вам ничего не продадут.
Воспитатель: Перед тем, как пойти в магазин, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
Воспитатель: Мы отдохнули, теперь пойдем в магазин.
Игра "Магазин" (игра с использованием лэпбука)
Задание1. Дети должны найти два разных товара по одинаковой цене.
Задание 2. Дети с помощью знаков больше меньше и равно определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
Задание 3. Воспитатель выбирает, кто будет покупателем, мамой и продавцом. Выдает маме кошелек с деньгами. Мама, исходя из товаров на прилавке магазина, дает задание что-то купить и дает деньги сколько посчитает нужным. Ребенок ведет диалог с продавцом и выполняет задание мамы. Определяет сдачу.
Воспитатель: Ребята, в нашей игре в магазин у вас отлично получилось купить товары. Однако есть вещи, которые за деньги не купишь. Предлагаю вам поиграть в еще одну игру.
Игра «Что можно (нельзя) купить за деньги»(игра с использованием лэпбука)
- Предлагаю вам поиграть в игру «Что можно (нельзя) купить за деньги»(на столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом чего нельзя купить. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги.
Итоги:
-Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что было самым трудным? А самым интересным?
Ребята, я хочу вас поблагодарить за работу на занятии. Спасибо, что были активными, внимательными и смело отвечали на мои вопросы.