Светлана Столярова
Конспект НОД по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) по лексической теме «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) по лексической теме
«Перелетные птицы» (6-7 лет)
1. Общие сведения
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, экологическое.
Название НОД: формирование целостной картины мира.
Тема: «Ждем пернатых гостей»
Публикация «Конспект НОД по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) по лексической теме „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Цель: уточнить и расширить знания детей о жизни перелетных птиц.
2. Задачи
Коррекционно-образовательные:
• познакомить детей с образом жизни и поведением перелетных птиц;
• закреплять умение узнавать птиц по описанию, описывать птицу;
• формировать экологическое представление детей об окружающем мире.
Коррекционно – развивающие:
• развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи,
• развивать зрительное внимание.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Словарь: перелетные, пернатые, стая, клин, шеренга, орнитологи и т. д.
Оборудование:
демонстрационный материал –презентация с заданиями и картинками, конверт с загадками, конверты с разрезными картинками, доска с оформлением примет весны, игрушка Незнайка.
3. План НОД
Оргмомент: (на коврике) Воспитатель:
Колокольчик звенит, собираться велит!
Дети, у нас сегодня Незнайка на занятии, посмотрите вокруг, что вы видите?
Дети: Солнышко, веточки, подснежники, разные птицы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это все появилось у нас? (возможные ответы детей) Правильно, к нам пришла весна. (приглашаю детей сесть на коврике). Ой, посмотрите у нашего Незнайки какой-то конверт! А в нем загадки, давайте отгадаем.
На шесте дворец,
Во дворце певец,
Звать его… (Скворец)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Воспитатель: Вы, наверное, догадались, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии? (о птицах).
С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в тёплых краях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные.) Предлагаю вам с Незнайкой познакомиться с ними поближе, садитесь за столы.
Беседа и просмотр презентации
Воспитатель: Кто из вас знает, почему птицы возвращаются?
Дети: Потеплело, корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды.
Воспитатель: Совершенно верно. Посмотрите на экран, вот некоторые из наших пернатых гостей. Прошу детей их назвать.
Дети: Ласточка, грач, стриж, соловей, кукушка, утка, цапля, жаворонок. (слайд 1)
Воспитатель:
Сейчас люди знают, что птицы возвращаются на родину и летят сотни, тысячи километров, а когда-то люди не могли поверить, что эти слабые существа способны пролетать огромные расстояния, однако люди замечали, что часть птиц куда-то пропадает с наступлением холодов, не иначе, как они прячутся на дно озера или болота на всю зиму. И вот один немецкий ученый решил сделать опыт и поймал возле дома двух ласточек, привязал к их ногам красные нитки. Он решил, что если они проводят в воде всю зиму, то нитки потеряют цвет, полиняют. Но когда птицы следующей весной снова появились у своего гнезда нитки на лапках были яркие, красные. Значит, сделал вывод ученый, ласточки не были в воде. Гораздо позже ученые придумали надевать на лапки птицам кольца с номерами и научились отслеживать передвижение птиц, а сейчас ученые-орнитологи составляют карты перелетов разных птиц.
Дети, кто запомнил, как называются ученые, изучающие птиц? (ответы детей)
(слайд 2)
Путешествуют птицы по-разному. Одни предпочитают лететь в одиночку, но большинство собирается в стаи. Из года в год они следуют по одному и тому же пути. Даже молодые птицы знают направление их полета.
Журавли летят клином-углом, а гуси-гуськом, друг за другом. (слайд 3)
Цапли летят шеренгой, складывают длинную шею, чтобы было удобней. (слайд 4)
Ласточки, скворцы и многие другие птицы летят стаей. (слайд 5)
(Прошу проговорить, как летят птицы-клином, гуськом, шеренгой, стаей).
Раньше всех прилетает эта птица, давайте поможем Незнайке угадать ее?
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач) (слайд 6)
Кто попробует описать грача?
Дети: Грач размером с ворону, только перья черные, у него крепкий клюв.
Воспитатель: Дети, а зачем ему такой крепкий клюв? (возможные ответы детей) Правильно, пройдет трактор, вспашет землю, а грачи тут как тут. Какая же польза человеку от этих птиц?
Дети: Грачи очищают землю от вредителей.
Воспитатель: Молодцы. А теперь я вам предлагаю выйти на физкультурную минутку.
Физминутка «Грачи» (слайд 6)
Вот на ветках грачи! руки в стороны
Не кричи! палец к губам
Распушили перышки, руки в стороны
Греются на солнышке. повороты туловища
Головой вертят, повороты головой
Полететь хотят. взмахи рукой
Кыш! Кыш! Улетели. бег на носочках
И опять все в гнезда сели. присели на корточки
Воспитатель: Все отдохнули, а теперь садитесь на места и послушайте с Незнайкой загадку:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо) (слайд 7)
Давайте теперь подумаем, о чём эта загадка? (Ответы детей)
Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)
Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле, в кустах).
Весной люди часто вешают специальные домики для птиц, как они называются? (слайд 8)
Дети: Скворечники.
Воспитатель: Для чего люди делают скворечники?
Дети: Хотят помочь птицам, чтобы у них были домики.
Воспитатель: А как птицы помогают людям? Какую пользу приносят?
Дети: Они спасают нашу природу, охраняют наши леса, сады и огороды от вредителей, гусениц и червяков, разносят семена растений.
Воспитатель: Правильно, а еще они украшают нашу природу.
Д / и «Хлопнуть-топнуть»
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте поиграем и покажем Незнайке, какие вы внимательные.
(на карточке)
Если птицу назову в ладоши надо хлопнуть, а если что-то другое, то ногою топнуть.
Прилетели грачи: лисы и вороны, галки, макароны,
Голуби, синицы, мухи и стрижи,
Балалайки и моржи, соколы, чижи,
Снегири, кукушки, гуси и ватрушки.
Лебеди и совы, дятлы и коровы.
Прилетели под конец: утка, щука и скворец.
Д / и «Собери и назови»
Воспитатель: Возьмите конверты. Достаньте разрезные картинки и соберите птицу. Какую птицу собрали? Назовите. (Ответы детей) Чем отличаются птицы на ваших рядах? (У нас зимующие, а у нас перелетные птицы.)
Рефлексия : Про кого мы сегодня говорили? Каких перелетных птиц вы запомнили? (ответы детей) Что вам понравилось больше всего?
Ребята, вы молодцы! Вы теперь много знаете о птицах, вы сегодня очень порадовали нас с Незнайкой на занятии. Жизнь птиц зависит от нас с вами, они нуждаются в нашей помощи, в добром и бережном отношении к ним. Как мы можем оберегать птиц?
Дети: Не разрушать гнезда, не кричать в лесу, строить скворечники, кормушки.
Дерево, трава и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут унижены они,
На планете мы останемся одни. (слайд 9)
Ребята! Берегите природу и бережно относитесь к птицам. Наслаждайтесь красотой леса и пением птиц, ведь это музыка природы! А от Незнайки вам угощение. (Раздаю конфеты и раскраски- дети слушают голоса птиц.)