Лариса Высоцкая
«Что такое деньги?» Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по финансовой грамотности в
старшей группе.
«Что такое деньги?»
Цель:
- раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
- Закрепить понятия «деньги», «купюры», «монеты». Какие бывают деньги (бумажные купюры, железные монеты).
- Познакомить детей с деньгами России.
- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать интерес к деятельности экономического характера.
- Дать представление о понятиях «доход», «расход».
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой.
Материал и оборудование: деньги, монеты, купюры, копилка, кошелок, карточки для д/игры «Хочу-надо», «Доход расход».
Ход занятия:
Здравствуйте ребята!
К нам сегодня пришли гости, давайте по здороваемся.
-Встаньте, круг
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
Дети садятся на стульчики.
Ребята, вы любите сюрприз?
(ответ детей)
Вот, сегодня я пришла на работу, а у меня на столе стоит вот такой сюрприз, сундучок.
Давайте откроем его и узнаем, что внутри. (воспитатель открывает и достает 3 картинки. (самовар, монета и муха) и записку, читает ее детям. Отгадайте загадки, из какой они сказки?
Загадки:
- Стоит толстячок, шипит и кипит,
всем пить чай велит. (Самовар)
- В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
- Я по комнате летаю
Неприятная для слуха.
Извините, но я такая,
Надоедливая (муха)
(Ответ детей)
Ребята, скажите в какой сказке встречаются муха, самовар и денежка?
Муха-Цокотуха.
Кто автор этой сказки? (ответ детей)
Что нашла муха? (денежку)
И сегодня мы свами поговорим о деньгах.
Кто скажет, что такое деньги?
Дети: Это предмет, за который можно расплатится за что - то.
Воспитатель, показывает детям, купюры и медные деньги.
Дети: Деньги, купюры и монета.
Да, это деньги наши Российские деньги, на эти деньги мы можем в нашей стране купить все что хотим.
Что вы можете рассказать о монете?
Дети: Монеты круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими).
Задания – Собрать пазлы, и отметить у кого какая монетка спряталась.
Как можно назвать такие деньги?
Дети: - Купюры.
- Бумажные, прямоугольные, шуршат. (можно продемонстрировать шуршание купюрой).
Воспитатель: Да, купюры сделаны из специальной бумаги.
Какие купюры вы знаете?
(дети называют купюры, и демонстрирует их и раскладывают от меньшей до самой большой.)
Ребята, на одну ладонь положим монету, а на другую купюру. Что тяжелее, что легче? Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони? Правильно, потому, что бумага легче.
Воспитатель: Ребята, а давайте сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.
1. Игра «Дополни»
Монета круглая, а купюра …прямоугольная
Купюра бумажная, а монета …металлическая
Монета звенит, а купюра …шуршит
Монета металлическая, а купюра…бумажная
Монета тяжелая, а купюра легкая.
Ребята, если вы держите деньги в наличии называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).
Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать. С такой карточкой можно ехать в другой город или полететь в другую страну без денег.
Вы, наверное видели как ваши родители оплачивают товар в магазине, они прикладывают карточку к специальному аппарату, и моментально с нее списываются деньги.
Воспитатель: Откуда берутся деньги в семье?
(Ответ детей)
Дети: - мама и папа ходят на работу и им платят (заработную плату)
- бабушка и дедушка получают (пенсию)
- старшие сестры и братья учатся в институте и получают (стипендию).
2. Игра «Для чего нужны деньги»
(воспитатель, по очереди бросает мяч детям, они должны сказать для чего нужны деньги).
- Что бы купить продукты;
- Оплатить за свет;
- Купить одежду;
- На отдых;
- На лекарство;
- На развлечение;
- на проезд в транспорте.
Физкультминутка «Покупка».
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг порвались босоножки (один хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки руками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопали ногами)
Станем денежки считать! (потереть ладошки обеими руками)
Один рубль, два, три, четыре. (загибаем пальцы)
Вот мы туфельки купили! (указать руками на обувь).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги?
(ответ детей)
Деньги можно хранить в кошельке, в банке, в копилке.
Все деньги, которые получает семья, называется Доходы, весь доход семья собирает в копилку. Но в семье деньги не только зарабатываются, но еще и тратятся, расходуются, и это называется «расходы».
Воспитатель: Посмотрите, перед нами игра «Доходы и расходы». На мольберте приклеено кошелек и копилка.
Как вы думаете, что это такое? (копилка) Для чего же нужна эта копилка? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги.
Копилка- это доход, куда родители копят деньги.
Кошелек -это временный домик для денег, расходы.
Нужно разложить карточки на две группы: расходы и доходы. Если предмет приносит деньги в семью, то это называется «доходы», а если уносит деньги из семьи, то это «расходы».
Воспитатель: Каждый из нас по очереди берет картинку и сначала обосновывает, почему это доход и расход и лишь тогда прикрепляет ее к таблице.
Игра «Доходы и расходы».
- Бабушка заболела. (Расход)
- Папа получил зарплату на работе. (Доход)
-Бабушка продала яблоки. (доход)
- Брат порвал штаны. (Расход)
- Дедушка и бабушка получили пенсию. (доход)
- У папы сломалась машина. (расход)
- Мама получила премию. (доход)
- Дедушка купил газету. (расход)
- Брат разбил люстру. (расход)
- Мама купила продукты. (расход)
- Брат получил стипендию. (доход)
- Папа заплатил за поход в игровую комнату. (расход)
Вот, мы распределили какие у нас доходы и расходы.
Молодцы.
Ребята, скажите а все можно купить?
Я предлагаю поиграть в игру.
3. Игра «Да-нет»
Купить мы море можем. (нет)
А куклу и машинки. (да)
А лес густой и ветерок. (нет)
А шоколадку, творожок. (да)
Вот солнце светит, мы его купить смогли бы. (нет)
А платье новое и сапоги, купить смогли бы. (да).
Да действительно, за деньги можно купить определенный товар, который требуется, удовлетворить свои потребности
Что такое потребности? (предполагаемые ответы детей)
Потребность – это то, без чего человек не может жить и все то, что он хочет иметь. Посмотрите к нам в гости пришли два мышонка. Одного зовут «ХОЧУ», он постоянно просит маму купить ему ненужные вещи, сладости. А, другого зовут «Надо», этот мышонок всегда знает, что ему необходимо для жизни и не беспокоит мама по пустякам. Вам нужно положить в мешок мышонка Хочу все, что нам хочется, а мышонку Надо вещи, без которых мы не можем жить.
4. Игра «Хочу и надо»
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Подведение итогов.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом? (Наличные деньги).