оксана кореннова
Конспект НОД по финансовой грамотности «Появление денег. Какие бывают деньги» для детей старшей группы
Конспект образовательной деятельности
«Деньги. Появление денег. Какие бывают деньги»
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила воспитатель: Кореннова Оксана Владимировна
Цель: ознакомление детей с историей происхождения денег.
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности „Появление денег, Какие бывают деньги“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Задачи:
Образовательные:
- дать первоначальные знания детям о происхождении денежных монет, купюр: назначении денег; путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;
-совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами;
Развивающие:
-развивать память, мышление, воображение;
Воспитывающие:
-воспитывать умение договариваться в совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Словарная работа: заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, чеканить.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование для просмотра презентации, игровой материал (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна, орехи, раздаточный материал монеты разного достоинства).
* * *
Педагог: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем мы скажем : «Добрый день»!
Если каждый улыбнётся –
Утро теплое начнётся.
Организационный момент
Педагог: Ребята, сегодня утром я наводила порядок в уголке экспериментирования и к моему удивлению обнаружила на одном подносе ракушки, камни и деньги. Как вы думаете, может ли быть между этими предметами, что- то общее? Ребята, почему среди ракушек и камней оказалась деньги? (Ответы детей).
Педагог: Сколько интересных предположений вы выдвинули. Предлагаю вам рассмотреть какие у нас тут деньги? А вы сталкивались в жизни с деньгами? А где вы сталкивались? Ребята, почти все вы обратили внимание, что все эти предметы круглой формы и сделали вывод, что именно поэтому они лежат на одном подносе! Вы очень наблюдательны! Молодцы! А знаете ли вы, что раньше вместо денег использовались камушки! А Вам интересно?
Педагог: Что такое деньги? Трудный вопрос, правда? Деньги - это средство обмена. Как вы понимаете это? (Рассуждения детей).
Педагог: Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?
Основная часть
(Показ слайдов).
Педагог: Давным –давно когда мужчина ходил охотится на мамонта, а женщина ждала его в пещере денег не было. но постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные растения. Делать посуду и предметы домашнего обихода. Шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца. А у другого наоборот. И пришла людям в голову мысль: «Можно меняться результатами своего труда. Я тебе зайца, а ты мне горшок для похлебки. В старину товары не покупались. А обменивались. Деньгами служили: мех животных, зерна, соль, ракушки, камни. Затем появились другие деньги это брусочки, кольца, бусинки. Затем появились деньги похожие на металлические, После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история!
Динамическая пауза
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы.
Педагог: Были ли у древних людей деньги? Какие они были? Так почему же ракушки и камешки оказались на одоном подносе с монетками?
Дети: Это древняя денежка.
Педагог: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные? (Ответы детей)
(Педагог раздает детям монеты разного достоинства и предлагает рассмотреть рисунок, изображенный на них).
Педагог: ребята, а хотите стать мастерами и изготовить свои монетки? Тогда я приглашаю вас в мастерскую, выбирайте себе место и присаживайтесь. Я раздам вам заготовки, а вы возьмете палочку и нанесете свой рисунок на монетку. Мастера, которые изготавливали металлические деньги, назывались чеканщиками. Вот и мы с вами будем чеканить.
(Дети под музыку выполняют задание)
Педагог: Дети, вы большие молодцы, хорошо справились с заданием. Предлагаю поместить ваши работы на стенд. Они получились у вас совершенно разные, особенные.
(Таким образом, оформим выставку монет).
(Педагог приглашает детей в мини –музей, в котором расположены экспонаты старинных денег).
Педагог: На старых монетах есть изображение святого Георгия Победоносца с копьем. От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно. Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае. В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине II, назывались они «катеньки». На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи.
Закрепление полученных знаний.
(Педагог предлагает их материалов исследовательского уголка выбрать ответ на вопрос)
Педагог: Какими деньгами пользуются современные люди? Назовите виды денег. Бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.
Педагог: Монеты, какого достоинства лежат перед вами? (Ответы детей)
(Задания с монетками: разменяйте монету достоинством 5 рублей более мелкими монетами – рублями несколькими способами).
Педагог: Скажите, откуда берутся деньги у людей? Правильно. Их платят людям за работу. То есть заработная плата за труд.
(Показ презентации)
Педагог: Обратите внимание на экран. Что мы видим? Здесь люди разных профессий. Назовите любую профессию из представленных, и скажите, за что человек этой профессии получает заработную плату.
(Ответы детей)
Педагог: Подумайте, куда люди тратят заработанные деньги. (Ответы детей).
Педагог: Предлагаю вам разделиться на две команды, на одном столе картинки для первой команды, на втором для другой команды. Разложите карточки так, чтобы в синей коробочке были картинки с изображением действий людей за которые они получают деньги, а в желтую коробочку за что не платят зарплату.
Педагог: Все с заданием справились правильно. Молодцы!
А что нельзя купить за деньги? (Ответы детей).
Педагог: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются!
Рефлексия
А сейчас я приглашаю встать в круг взяться за руки улыбнуться друг другу. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал….»
Мне очень понравилось с вами играть. Давайте ладошки положим друг на друга и скажем:
Спасибо за работу!