Екатерина Гришина
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Как птицы готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц;
• воспитывать желание заботиться и оберегать их.
Задачи:
Обучающие:
• расширить представление у детей о зимующих и перелетных птицах;
• углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма);
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (кукушка, ласточка, скворец, на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.
Развивающие:
• формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми;
• закреплять умения выполнять правила игры.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.
Предварительная работа:
• рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц;
• наблюдение за птицами на прогулке;
• наблюдение за птицами на кормушке в процессе кормления;
• заучивание стихотворений о птицах.
ХОД
1. Организационный момент – чтение воспитателем стихотворения Е. Благиной
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.
Но остался сизый голубь
Зимовать на ветках голых.
- Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)
- Какие птицы остаются у нас зимовать? (зимующие)
2. Актуализация знаний:
- Действительно, многие птицы осенью улетают. Куда они улетают, ребята)
- А почему они улетают на юг? (Ответы детей)
- Посмотрите на экран и назовите птиц, которые улетают в теплые страны?
(ласточки, кукушки, скворцы) (слайд 3)
Воспитатель:
- Верно, они питаются насекомыми и их личинками, а с наступлением холодов одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются.
3. Обозначение проблемы (загадки о зимующих птицах, беседа) (слайд 4)
А вот что бы узнать какие это птицы я предлагаю отгадать загадки:
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (Снегирь)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, это снегирь.
- Скажите, а по каким словам загадки вы догадались, что это снегирь? (Ответы детей)
- Любимое лакомство снегиря? (Ягоды рябины)
- Знаете, ребята, не у всех снегирей грудка ярко-красная, а только у самцов, а вот у самочки она темно-серая.
- А как вы думаете, почему же самочка серенькая, да незаметная?
- Зачем ей скромный, незаметный наряд? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы её не было видно разным хищникам.
- Слушаем следующую загадку: (слайд 5)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует —
Коноплю ворует (Воробей)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, это, конечно же, воробей. Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки. Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых – вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям.
Следующая загадка: (слайд 6)
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая. (сорока)
Воспитатель:
- Благодаря сороке, ребята, жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности. Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте скажем, как называются эти птицы (зимующие).
- Посмотрите на экран и назовите зимующих птиц (слайд 7)
(воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, дятел)
- А почему они не улетают в теплые страны, что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов. Питаются семенами еловых и сосновых шишек, ягодами.
4. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
(показ компьютерной презентации)
5. Физкультурная минутка:
Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали. (взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (дети встают в круг, взявшись за руки.)
Дружно взлетели,
На юг полетели (поворачивают направо, машут руками, бегут по кругу.)
Вот и южные края,
Долетели мы друзья! (поворачивают налево, летят дальше.)
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите (садятся на свои места.
Ориентировать детей на эколого-краеведческий компонент: перелётные и зимующие птицы Тамбовской области (см. приложение страничка из рабочей тетради)
7. Рефлексия
• О каких птицах мы беседовали?
• Что нового вы узнали о перелетных зимующих птицах?
• Что понравилось? (Ответы детей)