Анна Баранова
Конспект НОД по ФЦКМ в разновозрастной группе (5–7 лет) «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и систематизировать знания детей о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание)
Материалы: презентация по теме.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, послушайте и попробуйте отгадать загадку.
Гости приходят весной,
А уходят осенью. (Перелетные птицы)
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в разновозрастной группе (5–7 лет) „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
На экране – слайд с изображением ласточки. Воспитатель просит ребёнка, умеющего читать, прочитать текст от имени Ласточки.
«Здравствуйте, ребята! Моя семья готовится к отлёту в тёплые края. А я не хочу, мне нравится жить в России. Моя мама говорит, что мне нельзя здесь оставаться, но не объясняет почему».
Воспитатель: - Ребята, что мы можем сделать для Ласточки?
Ответы детей: - Мы можем объяснить, почему Ласточка должна улететь в тёплые края со своей семьей.
Воспитатель: - Я согласна с вами. Давайте так и сделаем.
Основная часть
Воспитатель: - В природе существует большое разнообразие птиц. Где мы можем встретить птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: - Где бы мы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду мы встречаем птиц. Давайте рассмотрим изображение птицы и вспомним, из каких частей состоит её тело. Чем покрыто тело птиц?
Ответы детей: - У птиц есть голова, туловище с двумя крыльями, две лапки, хвост. На голове – клюв. Тело птиц покрыто перьями.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Если мы будем сравнивать птиц, живущих в наших краях, по количеству летом и осенью, что вы можете сказать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Верно. Осенью птиц становится намного меньше. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как называются птицы, улетающие в тёплые края?
Ответы детей: - Перелётные птицы.
Воспитатель: - А птицы, которые остаются зимовать в наших краях, это?
Дети: - Зимующие птицы.
Воспитатель: - Ребята, какая главная причина отлёта птиц в теплые края?
Ответы детей: - Осенью становится холоднее и птицам нечего есть.
Воспитатель: - Правильно, самая главная причина – это отсутствие корма, необходимого для жизни птиц. Давайте подумаем, чем питаются птицы?
Ответы детей: - Насекомыми, семенами и зерном.
Воспитатель: - Вы правильно сказали. Как называют птиц, которые питаются насекомыми?
Ответы детей: - Насекомоядные.
Воспитатель: - Верно. Приведите примеры насекомоядных птиц.
Ответы детей: - Ласточка, грач, скворец, трясогузка.
Воспитатель: - Птицы, питающиеся зёрнами, называются зерноядными. К ним относится чиж, овсянка, зяблик. А еще есть птицы, которые питаются грызунами, лягушками, червями. Их называют хищными. К этой группе относятся такие птицы, как степной орёл, коршун, сокол.
Подвижная игра «Совушка»
Воспитатель: - Вы когда-нибудь видели, как птицы, собравшись в стаи, улетают в тёплые страны? Как вы думаете, все птицы одновременно улетают или есть какая-то последовательность отлета?
Ответы детей.
Воспитатель: - Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да потому что с приходом осени количество насекомых резко сокращается: часть из них погибает, а часть впадает в состояние оцепенения, или «спячку». Насекомоядным птицам становится нечем питаться.
Затем улетают зерноядные птицы. А самыми последними направляются к югу водоплавающие птицы. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Потому что с наступлением холодов, водоёмы замерзают. Каких водоплавающих птиц вы знаете?
Ответы детей: - Гуси, утки и лебеди.
Воспитатель: - А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой : журавли, гуси, лебеди летят клином (показ картинки, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу (показ картинки, утки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят – летят, как попало (показ картинки). А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают – летят в одиночку.
Рефлексия
- О каких птицах мы беседовали?
- Кто обратился к нам за помощью?
- Что нового вы узнали?