Ирина Меркулова
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему «Старание и терпение» в подготовительной группе
Конспект НОД по духовно-нравственному развитию
Цель: Способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить с социокультурной категорией «Традиции дела»;
- обогащать представления о людях труда, нравственных качествах человека, таких как старание и терпение;
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему „Старание и терпение“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- создавать условия для формирования нравственной основы характера, формирования первоначальных представлений об общечеловеческих ценностях.
- продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах;
- содействовать обогащению словарного запаса детей;
Развивающие:
- развивать умение оценивать свои и чужие поступки, их влияние на эмоциональное состояние других людей;
- развивать коммуникативные умения и социальные навыки общения.
Воспитательные :
- воспитывать трудолюбие и ответственность, любознательность, любовь к народному творчеству.
Подготовительная работа :
-чтение русских народных сказок «Морозко», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», работа с пословицами и поговорками о старании и терпении.
Оборудование:
Отрывки из сказок с использованием ИКТ, музыкальное сопровождение, ведерка с заготовками для изготовления поделок «Подснежники на тарелочках» по количеству детей, предметы народных промыслов: павловский большой платок, расписная хохломская ложка, шкатулка, кувшин, ковш деревянный расписной, матрешка, мягкие модули.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Доброе утро».
Ребенок: «Доброе утро!» - мы вам сказали,
«Доброе утро!» - сказали вы.
Как две ниточки связали:
Теплоты и доброты.
Ресурсный круг:
Ребята, а какие еще добрые слова вы знаете? Давайте с помощью весеннего цветка подснежника скажем добрые слова и подарим улыбки друг другу, (честность, милосердие, нежность, верность, сострадание, мудрость, прощение, вежливость, уважение).
Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей доброты. Спасибо дети.
Ребенок:
Если пол я подметаю-
Пыль до неба поднимаю,
Если стирку затеваю-
Всю квартиру заливаю.
Воспитатель : ребята, почему так происходит, как нужно выполнять работу? (старательно).
Ребё нок:
Две серьёзных очень рыбы
Молча, плыли как-то раз
Вот скажите честно, вы бы
Промолчали целый час?
Воспитатель : скажите какое качество нужно иметь, чтобы так долго молчать? (терпение).
Воспитатель : Правильно, молодцы. Давайте мы с вами узнаем, а есть ли у нас эти качества? А поможет нам в этом волшебный клубок, (берет в руки клубок, звучит музыка). Ребята, посмотрите, а здесь записка, к нам за помощью обращается героиня сказки «Морозко», Настенька. Злая мачеха послала ее за водой в колодец, а она уронила ведро, и не может его найти. Давайте ей поможем. Для этого нужно выполнить задания. За каждое задание нам будет наградой солнышко с буквой, и если мы все сделаем правильно, то прочтем шифр. А клубок покажет нам направление, где искать ведро (бросает клубок).
1 задание: Нужно угадать на ощупь, что находится под расписным платком?
Дети определяют (шкатулка, ковш деревянный расписной, ложка деревянная расписная, кувшин, матрешка).
Воспитатель : Хорошие вещи, как они радуют нам глаз! Дети, а как вы думаете, почему они такие красивые?
Дети: потому что они сделаны с душой, с любовью, старанием, удобные, сделаны для людей, красивые, яркие) (дети отвечают в кругу, передавая клубок).
Воспитатель : А как одним словом можно назвать людей, делающих такие красивые вещи?
Дети: мастера, рукодельницы?
Воспитатель : А какие качества должны быть у настоящих мастеров? (выдержка, усердие, трудолюбие, настойчивость, стремление, упорство, прилежание).
Верно, а по- другому все это можно назвать двумя словами: старание и трудолюбие. А в каких делах могут пригодиться эти качества? (в школе, в спорте, везде).
Вот мы и справились с первым заданием, и первая буква на солнышке, какая? (Д).
Бросаем клубок, вот и второе задание от Настеньки. (в конверте листы). Работа в парах.
Воспитатель : На листах нужно отметить те, на которых изображены занятия, требующие старания и терпения. Для этого нужно выбрать себе пару, подойти к картинкам, рассмотреть внимательно. Выслушайте мнения друг друга и придите к совместному решению. (Самопроверка, дети самостоятельно оценивают задание по 5-бальной системе).
Ответы детей. При выслушивании спросить, есть ли другие варианты, почему.
Справились, молодцы. Еще одна буква на солнышке «О».
Мы хорошо трудились и немного устали, давайте отдохнем.
Физминутка: «Как у дедушки Егора».
Как у бабушки Маланьи (девочка в кругу, в платочке, остальные ходят по кругу)
Было семеро детей
Они не пили, не ели
Все на бабушку глядели
И все делали вот так ( имитирующие движения работы: стирка, шитье, укладывание младенца)
Ай-да, бабушка-хозяюшка.
А чем дедушка Егор занят у нас? (мальчик в кругу).
Как у дедушки Егора
Было семеро детей.
Они не пили, и не ели,
Все на дедушку глядели,
И все делали вот так (имитирующие движения работы).
Воспитатель : Дальше клубок волшебный покатился, и следующее задание. Давайте вспомним пословицы. Дидактическая игра: «Доскажи словечко».
Без терпения, нет (умения).
Терпение все (преодолеет).
Терпение и труд все (перетрут).
Поспешишь - людей (насмешишь).
К большому терпению придет и (умение).
Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Еще одна буква на солнышке (Б).
Работа в четверках.
Воспитатель : Дальше покатился наш клубок. Чтобы выполнить следующее задание, надо разделиться по 4 человека. Выбрать пословицу, обсудить, о чем говорится в пословице, что она обозначает, выбрать одного человека от группы. Молодцы, хорошо потрудились, еще одна буква от солнышка. (Р).
Дальше покатился волшебный клубок.
Воспитатель : Ребята, мы попали с вами в кинотеатр, давайте вспомним сказки в которых говорится о терпении и старании. А теперь мы превратимся в артистов и поиграем в игру «Изобрази героя сказки». (Нужно показать героя сказки с помощью атрибутов, мимики и жестов. Остальные дети отгадывают.
Молодцы ребята отгадана последняя буква (О). А теперь давайте прочтем какое слово получилось? (ДОБРО). Молодцы. (Звучит музыка, появляется девочка Настенька с ведром: спасибо, дети, вы мне очень помогли, потому что вы очень добрые, старательные и терпеливые. Я вам принесла ведро подснежников, только лепестки рассыпались, нужно их склеить. Дети выполняют работу, полученные поделки дарят гостям.
Ребенок:
За всё, что сделано для нас.
Мы благодарны людям
Придет пора, настанет час-
И мы трудиться будем.
Список литературы
1. И. А. Кузьмин А. В. Камкин ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
2. О молчании, терпении и отливах
3. Петр Синявский «У меня старание».
4. Речевая разминка.
5. Русско - народные сказки: «Морозко», «Иван - крестьянский сын».
6. Физминутка «Как у дедушки Егор».