Сона
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Чудо-орнамент — Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.
Публикация «Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе „Чудо-орнамент — Городецкая роспись“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для детей
• модели предметов бытового окружения человека для раскрашивания:«Кухонная доска», «Поднос», «Ковш».
• гуашь
• кисти
• баночка для воды
• лист бумаги
• салфетка
• простой карандаш
• стирательная резинка
Оборудование: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции,
плакаты «Городецкая роспись»
План НОД
Организационный момент. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи. Объяснение последовательности росписи. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход занятия
Выставка на доске моделей предметов бытового окружения человека разукрашенных Городецкой росписью.
Воспитатель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей - застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.
.
Воспитатель: Ребята, как вы уже догадались мы будем расписывать народные изделия элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как городецкая роза и купавка. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила. Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом плаката с основными приемами рисования городецкой росписи).
Воспитатель: Вначале работы надо продумать композицию- расположение элементов на изделии. Городецкая роспись состоит из 3 этапов работы.
1 этап: Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т. к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой, на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка». Кистью №4 рисуем круги розового и голубого цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).
2 этап: называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.
3 этап: Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.
Воспитатель: Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. Учеников мастера называют- подмастерья. И сейчас мы с вами поучимся изображать основные элементы городецкой росписи на изделиях так, как это делают народные мастера
Воспитатель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.
Воспитатель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
(С городецкой росписью.)
Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах? (Розан, купавка).
На каких изделиях выполняется роспись?
( Она выполняется на деревянных изделиях :ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
Основные приёмы рисования городецкой росписи
Инструменты и материалы:
• Кисть художественная белка №2 или №3
• Кисть художественная колонок №1 или №2
• Флейц №2 или №3 (плоская кисточка, которая используется для подмалевок и наведения рамок)
• Гуашь. Мастера используют масляные краски и темперу, но детям лучше использовать гуашь. Она быстро сохнет, что позволяет быстро накладывать слои друг на друга. Для работы необходима гуашь 12 цветов. Потребуется 8 цветов: черная, белая, алая, краплак красный (вишневая, кобальт синий светлый (ярко-голубая, желтая, окись хрома, красная железоокисная. Киноварь (ярко-красная) тоже необходима, но в наборе ее не бывает. Четыре цвета получаем путем смешивания: светло-голубая, светло-розовая, охра светлая и городецкая зеленая. Все, полученные при смешивании краски, должны быть сметанообразной консистенции.
Основные приемы городецкой росписи
Первое и самое важно – необходимо научиться правильно держать кисть. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна. Можно слегка опираться на мизинец, который едва касается поверхности.
Городецкая роспись выполняется без предварительной прорисовки карандашом.
Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать кончиком кисти слегка касаясь поверхности. К середине дуги постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима.
Городецкая роспись выполняется в определенной последовательности:
• Подмалевка (флейц или белка №3 или№4) – выполнение цветного пятна.
• Теневка (кисть №2) – нанесение скобки, т. е детальная разработка орнамента.
• Оживка (кисть №1) - прорисовка многочисленных деталей (как привило, это делается белилами).
Осваивать городецкую роспись необходимо с написания цветов.
Основные разновидности городецких цветов : бутоны, купавка, розан, ромашка, роза.
Городецкие листья различные по форме, размеру и расцветке. Изображаются листья в два приема: подмалевка и оживка. Если для подмалевки берут городецкую зеленую краску, то оживку выполняют черной краской. Если берут городецкуютемно-зеленую краску, то к черной оживке добавляют белила.
Городецкие птицы волшебного сада: петух, павлин, голубь, лебедь, кукушка. Написание птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Сначала изображается изгиб шеи и груди при помощи плавной линии. Затем наносят линию, определяющую форму головы и спины. Заканчивают определением линии крыла, делают нитевидный клюв и ноги. Чаще всего туловище птицы выполняется черным цветом. Оживки делают белилами.
Городецкий конь.
Существует несколько способов рисования коня.
Подмалевка обычно выполняется черным цветом. Сначала рисуют грудь и шею в виде большой черной капли, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше – это круп и задняя нога городецкого коня. Затем дописывают ноги, голову, гриву и хвост. После этого приступают к оживке, которая заключается прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.
Основы композиции в городецкой росписи.
Изучение композиции проходит в 3 этапа:
• Изучаем композиционные приемы
• Разрабатываем эскиз
• Выполняем эскиз в натуральную величину.
В центре композиции размещается главное изображение: птицу, коня, человека, группу людей или растительный мотив. К концу 19 века сложилась характерная форма растительного орнамента. В качестве основных элементов выступают бутоны, розаны, купавка, которые бесконечно повторяются в различных вариантах.
Существуют традиционные схемы расположения рисунка в прямоугольной форме: с одним крупным цветком и несколькими мелкими (схема 1, 2, 3); с двумя крупными (схема 4) и тремя крупными цветками (схема 5 и 6) в сочетании с разным количеством мелких цветов. После определения места расположения и типа орнамента, необходимо найти цветовое решение. Последовательность работы над композицией показана на примере выполнения гирлянды: сначала рисуется самый крупный цветок, затем цветы помельче, потом листочки, и в конце выполняется теневка и оживка всей композиции. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы.