Мария Каракьян
Конспект НОД открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Концерт суслика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи, грамматического строя;
Задачи:
• знакомство со звуками [С] и [С’];
• тренировка силы и активности мышц артикуляционного аппарата;
• обучение умению длительно удерживать пальчиковую позу,
• закрепление умения выполнять действия пальцами руки в соответствии с текстом.
Материалы: Ёжик, Лисенок; картинка с изображением суслика, артикуляционная карточка «Индюк» ; листы с иллюстрациями.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ход образовательной деятельности
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Как - то раз прилетела в лесной детский сад сорока и сообщила, что сегодня на опушке состоится концерт соловьиных песен. Все очень обрадовались, потому что каждый в лесу знает, что соловей – самый лучший певец среди птиц. В назначенное время все приглашенные зверюшки расселись вокруг бугорка. Ждут, когда прилетит соловей. И вот на вершину бугорка забрался суслик (воспитатель показывает картинку с сусликом) .
2. Мотивационная игра
Воспитатель: Скажите, это птица или зверек?
Дети: Зверек.
Воспитатель: Почему суслика нельзя назвать птицей?
Дети: У него нет крыльев и клюва, он не умеет летать.
Воспитатель: Чем покрыто тело суслика?
Дети: Шерстью.
Воспитатель: Какого цвета его шерстка?
Дети: Коричневого.
Воспитатель: Назовите части тела суслика.
Дети: Голова, туловище, лапки, ушки, хвост.
Воспитатель: Какие у него глаза, уши, зубы, лапы, хвост, туловище?
Дети: (дети отвечают)
Воспитатель: Зачем суслику нужны острые зубы?
Дети: Чтобы кушать.
Воспитатель: Где живет суслик?
Дети: В норке.
3. Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель: Все зверюшки подумали, что суслик вышел, чтобы объявить начало концерта. А суслик вместо этого вдруг как засвистит: «ССС- С’С’С’- ССС». «А где же соловей?» - спросил Ёжик, когда суслик прекратил свистеть. «Зачем вам нужен соловей? И чем я хуже соловья?» - обиделся суслик. Игрушки и зверюшки объяснили ему, что их позвали на соловьиный концерт. Услышав это, суслик даже расплакался. Он рассказал, что с детства мечтал быть соловьем, но коль он родился не птицей, а всего лишь сусликом, то он хотя бы может научиться петь соловьиные песни. Для этого он каждый день подолгу занимается свистом. И даже концерт свой назвал «Соловьиные песни». «Зачем исполнять чужие песни, когда можно придумать свою? - спросил суслика Ёжик. - И кто знает, может быть, твоя песня окажется даже лучше соловьиной! Но для этого надо узнать разные способы свиста». И Ёжик посоветовал суслику воспользоваться свистящими предметами и инструментами. Посмотрите, что приготовили игрушки для суслика.
- Обведите в кружок свистящие предметы.
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
Звуковая работа.
Воспитатель: Вы помните, как свистел суслик?
Дети: Да.
Воспитатель: Произнесите звуки [ССС] и [С’С’С’] и подумайте, почему их называют свистящими.
Воспитатель: С этих звуков начинаются имена: Саша, Света, Серёжа, Сеня, Соня, Стёпа, Семён, Савелий.
Воспитатель: Назовите картинки со словом «синий», четко выговаривая звуки [С] и [С’].
Воспитатель: Доскажите слово:
СА - СА - СА
Укусила в нос о. (са) .
СО - СО - СО
Стал мой нос, как коле. (со!
Воспитатель: Повторите скороговорки :
У маленькой Сани
Санки едут сами.
Физкультминутка
Мы подуем высоко: - с-с-с
Мы подуем низко: с-с-с
Мы подуем далеко: с-с-с
Мы подуем близко: с-с-с
5. Самостоятельное применение полученных знаний
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Соловей - это птица, а индюк - это кто? (Воспитатель показывает артикуляционную карточку с индюком.)
Дети: Птица.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: него есть крылья.
Воспитатель: Вы знаете, как подает голос индюк?
Дети: Нет.
Воспитатель демонстрирует образец выполнения упражнения: язык в положении «ковшик» быстро совершает движения взад-вперед, касаясь передним краем верхней губы; во время выполнения упражнения включается голос (и получается нечто вроде «Бл-бл-бл») .
Данное задание вызывает смех у детей. Важно следить, чтобы во время его выполнения рот оставался широко открытым.