Лариса Ваккер
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД образовательной деятельности в подготовительной группе :
Подготовила воспитатель первой категории Ваккер Л. Е.
по теме: «Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
Цель: познакомить детей с рассказом «Волшебное слово» В. Осеевой.
Программные задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Чтение рассказа В, Осеевой „Волшебное слово“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осеева В.А.
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные : учить детей эмоционально воспринимать содержания литературного произведения; углубить знания детей о доброте, вежливости.
Развивающие: закреплять умения последовательно и логично излагать свои мысли, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитывающие: воспитывать интерес к художественной
литературе, к жизни людей, воспитывать нравственные чувства.
Словарная работа : поддал хорошенько, засопел, утащу, широко раскрыла глаза, смущен, стряпает, взъерошил волосы, сквер, сгребла.
Методы и приемы: игровой прием, чтение художественного произведения, вопросы, ответы детей, указание, напоминание, подсказка.
Предшествующая работа: чтение сказок, рассказов о доброте, вежливость. Почему? «Плохо». Чтение рассказа «Просто старушка». Заучивание стихотворения о вежливых словах, пение песен о доброте, заучивание пословиц и поговорок.
Материал и оборудование: Кукла - Фея, цветы, колючки, полоски разного цвета.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель вместе с дошкольниками садится на полянку в круг.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами вновь пришли на волшебную полянку. Дети, посмотрите, кто же к нам пришел?
Дети:
- Это пришла Фея Добра.
Воспитатель:
- Совершенно верно! Эта же наша знакомая, Фея Добра. Ребята а вам, не кажется, что наша гостья чем - то сегодня расстроена?
Дети:
- Да, она расстроена ее глаза стали грустными и печальными.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что же могло случиться?
Дети:
- Когда мы раньше приходили на волшебную полянку, на ней были красивые цветы, а сегодня цветов совсем нет.
Воспитатель:
- Да дети, вы правы! Все цветы на полянке превратились в невзрачные комочки. И волшебная полянка стала очень скучной! И это расстроило Фею Добра!
Воспитатель:
-Ребята, а давайте с вами вспомним, какие же цветы росли на полянке?
Дети:
- На полянке росли розы, фиалки, маки, ромашки.
Воспитатель:
- Совершенно верно! Ребята, вы же знаете, что Фея на своей волшебной «Полянке добра» именно добрыми словами творит любые чудеса. А давайте и мы попробуем с вами оживить яркие цветы с помощью добрых слов. А я думаю, что вы их знаете немало.
Дети:
- Доброе утро, добрый день, всего хорошего, счастья вам, спокойной ночи.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, благодаря вашим добрым словам опять засверкала, засеяла красками наша поляна, засеяли и лучистые глаза Феи Добра. Ребята, вы наверняка заметили, что на полянке появилась новая скамейка, такая необычная нежно розового цвета, и появилась она вот так вдруг, словно по волшебству. Кажется, я догадываюсь. Мне недавно рассказала Фея Добра, что на этой скамейке произошла необычная встреча, которую для всех описала детский писатель Валентина Александровна Осеева.
А сейчас давайте вспомним, какие рассказы Осеевой мы уже с вами читали?
Дети:
- Мы читали рассказы «Просто старушка», «Почему?».
Воспитатель:
- А сейчас я вам хочу предложить послушать еще один рассказ. Ребята, хотите послушать?
Дети:
-Да, хотим!
Воспитатель:
- Рассказ называется «Волшебное слово», автора В. А. Осеева.
"Волшебное слово" - В. А. Осеева
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала. прямо тряпкой, тряпкой.
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?
- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово.
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза.
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
"Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово. "
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску. пожалуйста.
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущё нно пробормотала:
- Какую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
"Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького. горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
"Помогло! Опять помогло!"
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, пожалуйста, кого встретил Павлик сидящим на скамейке.
Дети:
- Маленького старичка с длинной седой бородой.
Воспитатель:
- Каким был мальчик, когда встретил старичка.
Дети:
- Сердитым с красным лицом.
Воспитатель:
Как вы считаете, почему мальчик был сердитым
Дети:
Мальчик был сердитым, потому что сестра не дала краски, бабушка не дала морковку, а брать не покатал на лодке.
Воспитатель:
- Какой совет дал старичок мальчику?
Дети:
Говорить волшебное слово.
Воспитатель:
Павлик воспользовался советом старичка? Если да, то как?
Дети:
Да, мальчик воспользовался советом старичка и сказал волшебное слово сестре, бабушке и брату.
Воспитатель:
И какие же изменения произошли в жизни мальчика?
Дети:
Сестрёнка дала краски, бабушка пирожок, брат покатал на лодке.
Воспитатель:
- Чем закончился рассказ?
Дети:
Мальчик решил отблагодарить старичка за добрый совет, но старичка на скамейке не было.
Физминутка.
Ребята, вы, наверное, устали? Хотите немного отдохнуть и поиграть?
Дети:
- Да! Хотим!
Воспитатель:
-А игра называется «Не ошибись, пожалуйста!». Я буду просить вас выполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Присядьте, пожалуйста, три раза!
Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.
Повторное чтение рассказа.
Воспитатель:
- Ребята, а как бы вы поступили на месте Павлика? Расскажите, может быть с кем - то из вас произошла похожая история?
(рассказы из личного опыта детей)
Воспитатель:
- Вот ребята, видите, что быть вежливыми не только приятно, но и полезно. Я очень рада, что вы это поняли, и не будете забывать, обращается друг к другу, к окружающим вежливо. А наша Фея добра предлагает вам поиграть в игру «Раз, два, три, четыре, пять - волшебные слова прошу назвать». Хотите поиграть?
Дети:
-Да, хотим!
Воспитатель:
- Ребята, какие вы молодцы! Но нашей гостье пора возвращаться в свою страну Доброты. Она благодарит вас за то, что вы помогли оживить яркие цветы с помощью добрых слов.
Давайте попрощаемся с Феей Добра.
Дети: До свидания!
Воспитатель:
- И нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу.
Воспитатель:
- Ребята, где мы с вами сегодня были и что мы делали?
Дети:
- Мы были на волшебной полянке. Помогали Фее Добра. Слушали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Играли в игру.
Воспитатель:
- Ребята, что вам понравилось больше всего сегодня?
(Дети высказывают о свои впечатления)
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Сегодня вы были внимательными, активными, любознательными. А в следующий раз, мы познакомимся еще с одним произведением замечательного писателя Валентины Александровны Осеевой.