Елена Ермакова
Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы «Путешествие по земному шару»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по земному шару».
Цель: знакомить детей с миром природы земного шара; с многообразием животных различных климатических зон.
Задачи:
Образовательные
• Закреплять у детей представление об особенностях животного мира материков (континентов, о взаимосвязях среды обитания;
• Формировать у детей личностное восприятие эмоционального, оценочного отношения к миру.
Развивающие
• Развивать у детей навыки общения (взаимодействия, в том числе коммуникативные;
Публикация «Конспект НОД в образовательной области „Познавательное развитие“ с детьми старшей группы „Путешествие по земному шару“» размещена в разделах
• Развивать диалогическую речь детей;
• Развивать любознательность и кругозор;
• Развивать интерес к анимационным средствам обучения и умения самостоятельно ими пользоваться;
Воспитательные
• Учить детей понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к окружающему миру;
• Воспитывать основы экологического сознания.
Работа над словарем: глобус, материки (континенты)
Оборудование и материал:
• Географическая карта;
• Глобус.
• Конверты с картинками животных: игра «Собери картинку».
Виды детской деятельности на занятии:
Игровая («Собери картинку», «Чудесный мешочек»);
Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы);
Двигательная деятельность (физ. минутка);
Познавательно-исследовательская (рассматривание карты, глобуса);
Продуктивная (рисование маршрута);
Чтение художественной литературы (стихи).
Планируемые результаты:
Имеет представления о материках (континентах, животных.
Проявляет интерес к природе.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
Активность
Самостоятельность
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Проявление волевых усилий
Эмоциональность
Самооценка
Интеграция образовательных областей
Образовательные области Виды детской деятельности Решаемые задачи
Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная (вводная беседа, чтение стихотворения) Воспитывать внимание, активизировать взаимоотношения
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская (рассматривание карты, глобуса, картинок) Формировать умение детей решать интеллектуальные задачи, отвечать на вопросы.
Речевое развитие Беседа, ответы на вопросы, игровые упражнения Формировать умение отвечать полным ответом
Художественно-эстетическое развитие Учить ориентироваться на листе бумаги, проводить линии в заданном направлении Формировать умения делать умозаключения.
Физическое развитие Физ. минутка Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками. Развивать мелкую моторику рук.
План НОД
Части занятий Время
1. Вводная часть:
Создание мотива для деятельности детей (приглашение в студию передачи «В мире животных»).
Определение цели, выводы.
3 мин.
2. Оснавная часть Показ глобуса (карты, Игра «Собери картинку», «Чудесный мешочек»; 15 мин.
3. Заключительная часть Выполнение задания. Оценка деятельности детей.
Подведение итогов занятия. 7 мин.
Длительность НОД 25 мин.
Ход образовательной деятельности
Части занятия Содержание Области
1. Вводная часть Здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит узнать много нового и интересного. Вы готовы? Да!
Представьте, что мы с вами находимся в студии передачи «В мире животных». Меня зовут Елена Владимировна – я ведущая передачи, вы, воспитанники старшей группы – участники передачи.
Тема нашей передачи посвящена материкам и их животному миру.
«Глобус, ребята, открою секрет,-
Шара земного картонный макет.
Как и Земля, он умеет кружиться,
Красками радуги ярко светиться.
Синие-синие там океаны,
Пестрой мозаикой разные страны,
Змейкою вьются там реки, границы,
Точками четкими стран всех столицы,
Крутить его поспеши!
Путешествие ждет впереди!» Социально-коммуникативное развитие
2. Основная часть
Показ, комментирование, игровая деятельность, демонстрация материала, физкультурная пауза. Ребята, а как, можно путешествовать по нашей планете, не выходя из нашей студии?
Дети: по глобусу, по карте.
Показ глобуса.
- Глобус – это макет земного шара, только уменьшенный.
-Кто знает, что обозначает каждый цвет на глобусе?
Дети: зеленый – леса; коричневый – горы, голубой – реки, моря, океаны.
- Итак, начинаю эту передачу, как всегда словами «В добрый путь, в мир животных!»
Ребята, вы знаете, что на нашей планете шесть материков (воспитатель называет и показывает их)
Антарктида – самый холодный материк. Его называют царством льда и снега, потому, что там круглый год снег и лед. Там живут пингвины. У пингвинов есть враги. В воде их подстерегают опасные хищники: кит, касатка, морской леопард-тюлень.
Африка – самый жаркий материк. Ее называют царством самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Еще Африку называют материком «самых-самых», потому что в Африке самая большая пустыня Сахара, самое высокое животное – жираф, самое большое животное – слон, самое быстрое животное – гепард.
- Самый маленький материк – это Австралия. Его называют шерстяным, потому что выращивают большое количество овец. Чтобы узнать больше о животных Австралии, я предлагаю вам открыть конверты и собрать картинки (в конвертах фото кенгуру, овец, коала, утконоса и др. животных).
Игра «Собери картинку»
-А сейчас вы выходите и по морю проплывите.
Физ. минутка «А над морем – мы с тобою» (см. приложение).
Воспитатель: Мы сейчас приплыли на материк Америка. Ее делят на Северную и Южную. Это потому что здесь разная природа. А это животные Америки (называет вместе с детьми).
Молодцы.
- Дети, давайте мы с вами вспомним, на каких материках мы уже побывали?
Дети: Африка, Австралия, Антарктида, Северная и Южная Америка, Антарктида (показ на глобусе или карте).
- Дети, а на каком материке мы с вами живем? (Евразия). Здесь обитает множество разнообразных животных. Каких животных Евразии вы знаете?
Дети: волк, медведь, лиса и т. д.
Игра «Чудесный мешочек» (Дети встают в круг, вызвавшийся ребенок, опустив руку в мешочек, на ощупь определяет попавшееся в руку животное. Угадав его, и назвав, вынимает фигурку из мешочка). Молодцы, что угадали всех животных, которые живут на материке Евразия! Познавательно-исследовательское развитие;
Физическое развитие;
Речевое развитие;
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия. Теперь дети займите свои места, потому что наша передача «В мире животных» подходит к концу. А, чтобы у нас в памяти осталось наше сегодняшнее путешествие, давайте вспомним и начертим маршрут нашего кругосветного путешествия по земному шару (дети отмечают стрелочками направление на заранее заготовленных картах земного шара).
Мир животных нашего земного шара большой и удивительный, прекрасный и неповторимый. Давайте мы обратимся к людям всех материков (воспитатель перечисляет вместе с детьми материки (континенты) и скажем:
«Люди, берегите животных!
Защищайте их!
Заботьтесь о них,
Помогайте им!
Путешествуйте по земному шару!»
Этими словами я хочу закончить сегодняшнюю передачу. А тех, кто в ней участвовал, благодарю и говорю «До свидания!», «До новых встреч!» Художественно-эстетическое;
Речевое развитие
Используемая литература:
1. Лучич М. В. Детям о природе: книга для воспитателей детского сада/ М. В. Лучич – 20-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989г.
2. Лысова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности школьников/ И. А. Лысова. – М. : Изд. Дом «Карапуз» : ТЦ «Сфера», 2009г.
3. Селихова Л. Г. Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи/ Л. Г. Селихова. – М: Мозаика – Синтез, 2006г.
Приложение.
Физкультминутка «А над морем – мы с тобою»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками).