валентина балабанова
Конспект НОД «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
ОО Природный мир
Тема: "Зимушка - зима"
Цели: выявить знания детей о характерных признаках зимы.
Задачи:
Развивающие:
— развивать у детей мышление, мелкую моторику
кистей рук;
— развивать речь;
Образовательные:
— продолжать формировать представления о зимних явлениях природы;
— формировать умение подбирать к слову определения; обогащать словарь;
- расширять представления об агрегатных состояниях воды.
Воспитательные:
— Воспитывать интерес к природе и ее познанию, экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект НОД „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Оборудование:
Снег талый, ёмкость для воды, мяч, фильтр (марля, кукла Мальвина, колокольчик, иллюстрации с зимними забавами
Предварительная работа:
чтение стихотворений о зиме; наблюдение за погодой, снегопадом, снежным покровом.
Активизация словаря: фильтр, выхлопные газы
Содержание НОД
I.Организационный момент.
Звонок колокольчиком.
Психогимнастика
"Я - молодец, я - умница".
Мотивация к деятельности:
В гости пришла Мальвина. Просит рассказать ей о зиме, помочь исправить ошибки в письме от Незнайки.
Актуализация опорных знаний:
Загадки о природных явлениях.
II. Основная часть.
Загадка:
Отгадайте, ребятки
Про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом?
Шьёт пуховые перины,
Разукрасив все витрины? В. Лунин.
(Зима)
(Выставляется картина с изображением зимы)
- Чтобы порадовать зиму, давайте поиграем.
Игровое упражнение "Зимние слова".
(Дети, встав в круг, передают мяч друг другу, называют «зимние» слова: метель, вьюга, снеговик, снежинка, мороз и т. п.)
- Молодцы! Думаю, зима довольна.
Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете? (Снег, мороз, лёд, вьюга и др.) .- Самое главное, что мы ждём от зимы – это конечно снег.
Дидактическая игра "Доскажи словечко". И. Лопухиной «Снегопад»,Воспитатель читает стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а дети, добавляют по смыслу слова – родственные слову «снег».
- Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… снег.
С неба все скользят пушинки-
Серебристые… снежинки.
На посёлки, на лужок
Всё снижается … снежок.
Вот веселье для ребят
Всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился… снеговик.
Рядом- снежная фигурка –
Это девочка… Снегурка.
На снегу-то, посмотри, -
С красной грудкой… снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… снег.
- Молодцы, сколько мы много подобрали родственных слов.
-Назовите эти слова.
Беседа
- А знаете ли вы, что такое снежинки и где они образуются?
(Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристаллов.)
- На что похожи снежинки (Ответы детей.)
- Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они склеиваются и большими хлопьями падают на землю.
Стихотворение:
Посмотри, как блестит,
Под ногами хрустит.
Беленький снежок, лёгкий, как пушок.
Дует, дует ветерок,
И летит, летит снежок,
Закружился, заблестел,
Над полянкой полетел.
А потом на землю пал,
До весны там пролежал.
- Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются лучики снежинок.)
- Ребята, давайте побудем снежинками.
Физкультминутка «Снежинка».
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)
Туча по небу плыла.
Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)
Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)
Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)
Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).
Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).
Может быть, подружится.
Беседа.
- А вам, ребята, нравится снег?
- Почему?
- Кому ещё может нравиться снег (Ответы детей.)
- Но иногда снег может приносить и неудобства. Почему? (Дороги засыпает снегом, их нужно расчищать; вдоль дорог грязный снег лежит от выхлопных газов; Снег засыпает семена деревьев, птицам трудно найти пропитание.)
- Часто маленькие дети едят снег. Но почему им его есть не разрешают? (Ответы детей)
- Вчера мы набрали в вёдро снег с участка. Он растаял. Сейчас мы профильтруем талую воду и узнаем, чистая ли вода.
Опыт.
- Мы узнали, что хоть на вид снег и чистый, на самом деле в нём много грязи.
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
- Дети, Незнайка писал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.
«Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода. И люди сразу надевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»
- Ребята, а вы согласны с последним предложением из письма Незнайки: «Зима – чудесное время года!». Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму.
(рассказ детей о зимних забавах).
Дидактическая игра "Слепи снеговика".
Дети садятся за столы и вылаживают снеговика из разрезанных картинок.
Беседа.
- Зима, это не только ветер, но и солнышко особенное.
- Ребята, подскажите, какое оно?
(Оно светит, но не греет. Оно встаёт поздно, а ложится рано.)
- Значит, какой зимой день? (Короткий.)
- А ночь? (Длинная.)
- Говорят, что летом солнце греет, а зимой морозит.
- Дети, а что зима сделала с водоёмами? (Реки замёрзли, покрылись льдом.)
- Знаете ли вы, что такое лёд (Замёрзшая вода.)
- А что же быстрее тает – снег или лёд? Об этом мы узнаем, наблюдая за снегом и льдом в нашей лаборатории, после сончаса.
III.Подведение итогов.
- Кто сегодня приходил к нам в гости?
- Что нового узнали?
- Что запомнилось?
- Настроение каково?