Татьяна Григоренко
Конспект НОД «Невероятные приключения утенка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
В области «Познавательное развитие»
ПедагогГригоренко Татьяна Анатольевна
Образовательная областьПознавательное развитие
Возрастная группаСредняя
Тема: «Невероятные приключения утёнка Тима»
Место занятия в образовательной программе: Данная образовательная деятельность входит в образовательную область «Познавательное развитие». Построена на интеграции образовательных областей:«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,реализуется в соответствиисс ФГОС и образовательной программой «От рождения до школы» подредакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Публикация «Конспект НОД „Невероятные приключения утенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Утки, утята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Характеристика группы: в группе 19 детей в возрасте 4-5 лет. Из них 9 девочек и 10 мальчиков. Образовательная деятельность организованна по подгруппам с учётом индивидуальных особенностей детей.
Предварительная работа:
подготовка раздаточного инвентаря
Совместная деятельность: рассматривание большой книги экспериментов (где изложено множество опытов, которые легко поставить в групповой комнате, тематических альбомовоэкспериментальной деятельности (Марина Султанова Простые опыты с водой, бумагой, игры по сенсорному развитию «Чудесный мешочек», отгадывание загадок о песке, воде, магните,фотовыставка «Экспериментируем с водой дома».
Работа с родителями: Консультация «Игра или экспериментирование», Памятка «Как организовать в домашних условиях - лабораторию»
Оборудование: лотки с песком, магниты, ёмкости с водой, бумажные кувшинки, трубочки, формочки для игры с песком,игрушка утёнка.
Материально – технические ресурсы: групповая комната, проектор, МП3 записи звуков природы.
Цель: фрмировать у детей среднего дошкольного возраста способность к экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха, и льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду, свойствами песка и магнита.
2. Формировать знание о явлениях природы.
3. Расширять словарный запас детей.
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.
2. Развивать диалогическую речь, умение излагать свои мысли в понятной для окружающих форме.
Воспитательные задачи:
1. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
2. Воспитывать умение радоваться результатам совместной деятельности.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС с учётом интеграции образовательных областей
(познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие) с использованием игровых методов и приёмов.
Организационный момент
Цель: Активизировать внимание детей; направить детей на поиск решения проблемы.
На организационном этапе был создан позитивный настрой у гостей (педагоги ДОУ и родители) и воспитанников для включения их в образовательную деятельность.
Проведение ритуальной игры - приветствия эмоционально окрасило занятие.
А звуковой сигнал вызвал заинтересованность и проблемную ситуацию. Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети вместе с педагогом входят в группу, встают полукругом.
- Доброе утро!
Сегодня Сегодня мы с вами поговорим об экспериментальной деятельности, а начнё м нашу встречу со словесной игры:
со Ска «Скажите громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Сегодня, я хочу представить вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами в форме сказки, которая называется «Необычные открытия утёнка Тима»
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече – здороваться нужно. У нас сегодня гости, давайте мы с ними поздороваемся и пожелаем всем доброе утро.
Ребята сегодня я хочу рассказать вам сказку.
Ну что - приключения начинаются! Проводится игра «да - нет» с гостями.
Установление эмоционального контакта.
2. Основная часть
Цель: формировать у детей среднего дошкольного возраста способность к экспериментальной деятельности
В основную часть НОД включены игры, упражнения, задания на развитие познавательной активности детей, на расширение и активизацию словаря, связной речи. Все моменты логичны, последовательны, подчинены одной теме.
Все методы и приемы организации детей носят игровой характер. Появление героев и проводимые ими игры, игровые упражнения, направлены на активизацию речевой и познавательной активности детей.
Для снижения физической и эмоциональной утомляемости используются физминутки, динамические паузы.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Ребята смотрят на экран
Ребята идут за утёнком и выполняют движения согласно тексту.
Ребята оказываются на импровизированной полянке.
- Магнит.
- Магнит притягивает металлические предметы и ёжик легко соберёт гвоздики в траве.
Дети действуют с магнитом согласно инструкции.
- предметы из бумаги, дерева, пластмассы, поэтому магнит их не притягивает.
- это гроза.
Ребята наблюдают за проведением опыта
Дети выполняют инструкцию воспитателя.
- лёд начал таить и в баночках пошёл дождь.
- в банке горячая вода, которая остывает и поднимается пар, этот пар растаивает лёд, который таит и превращается в воду)
Дети проводят манипуляцию с песочными часами.
Подходят к специально оборудованному месту для экспериментирования с песком.
- Песок сыплется
Дети рисуют на песке с помощью трафарета.
- Рыбка.
- Дети берут трубочки и дуют на песок.
- рисунки исчезли.
- Звёздочки, рыбки, ромбики.
- дети дуют из трубочек
- Сухой песок сыпучий и ни держит форму.
- Нет
- Намочить песок
- Надо выйти из- под дерева и найти мокрый песок, ведь недавно прошёл дождь и песок вокруг мокрый.
Дети смачивают песок с помощью лейки и тоже рисуют на мокром пескетрафаретами.
- нет!
- мокрый песок держит форму
- да
Дети вместе с утёнком пробуют воду на вкус – приходят к выводу, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха.
- Кувшинки.
- Бумажные
- У нас закрытые, а в пруду – открытые.
- положить на поверхность воды.
- дети проводят наблюдения за раскрыванием цветка.
бумага впитывает воду, лепестки тяжелеют и раскрываются.
- Дети проговаривают текс и выполняют движения согласно тексту игры.
- Что за звуки? Мы попали в ту сказку, которую я хочу вам рассказать.
- И так! На одном птичьем дворе у мамы-утки вылупились утята. Все детки были послушные и всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный.
Утенок везде совал свой нос и задавал очень много вопросов. Устав отвечать на постоянные вопросы утё нка: -когда, зачем, где, почему? -, мама-утка просто перестала обращать на него внимание. Утенку всегда хотелось узнать, что там, за забором птичьего двора? И вот, однажды в один прекрасный день через дырку в заборе утенок отправился исследовать мир.
-Пойдёмте за мной и утенком.
Мы шагаем друг за другом.
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают – это бабочки летают.
1, 2, 3, 4 –полетели, закружились.
Тим кружился вместе с бабочками, которые перелетали с цветка на цветок и незаметно для себя оказался на лесной полянке.
Там он увидел Ёжика, который возился в траве. А в лапках он держал какой - то странный и незнакомый утенок предмет.
- Здравствуй, Ёжик!
- А что за странный предмет ты держишь в своих лапках?
- Этот предмет, поможет мне собрать, то что я просыпал – ответил Ёжик.
Я должен успеть - до начала дождя починить крышу на своем домике. И если вы мне поможете, я буду вам очень благодарен.
- Ха-ха-ха засмеялся утенок. Как же этот предмет сможет собрать то что ты рассыпал в траве.
- Ребята, а вы знаете, что за предмет держит Ёжик?
- И как же магнит справится с такой трудной задачей,
ведь трава такая высокая?
- Это всё хорошо, но нужно показать утенку, как
работает Магнит.
Возьмите в руки магниты и соберите железные предметы в траве.
А теперь положите их в лукошко Ёжику.
-Ребята, а почему остальные предметы остались лежать в траве?
- Возьмите по одному предмету и скажите из чего он
сделан?
Ёжик поблагодарил за помощь и поспешил чинить
крышу, ведь уже начинал накрапывать дождь.
Подул ветер, стали слышны раскаты грома. Послушайте что это за звук?
Приближалась гроза. Утенок стало страшно. И он решил спрятаться от дождя под деревом.
Ребята! Давайте покажем утенку, что мы с вами тоже можем сделать дождик.
Опыт:
Перед вами стоят две банки. Сейчас я налью туда горячую воду и накрою их крышками, в которых я сделала отверстия. А для чего. Мы сейчас с вами узнаем.
- У меня есть лёд! Возьмите по кусочку и
положите сверху на крышечку.
А теперь будем наблюдать, что будет происходить со льдом?
- утенок посмотри, мы с ребятами тоже умеем делать дождь. Сейчас дождь будет идти сильней и сильней.
А кто может рассказать утенок, почему идёт дождь в банках?
- Пока наш утенок сидел под деревом – дождь закончился. Выглянуло солнышко, но не хочет утенок выходить из под дерева. Кругом мокро, а под деревом тепло и сухо. Вот только немного скучно. Утенок посмотрел вокруг и увидел под лапками песок и вспомнил, что очень любит играть с песочными часами и трафаретами, которые всегда носил с собой.
- Посмотрите: как бежит песок в часиках. (переворачивает несколько раз - даёт детям)
Давайте тоже поиграем с утенком в песок. Возьмите воронки и ложкой насыпьте туда песок.
- Что происходит?
А теперь возьмите трафареты и порисуйте ими на песке. Рисуйте. Рисуйте. Посмотрите, какие замечательные узоры у нас получаются.
Рита что у тебя получилось?
- Но вдруг подул ветерок! - что произошло с нашими узорами?
Посмотрел утенок на песок и очень удивился. Он решил ещё раз нарисовать на песке. И опять появились узоры. А у вас появились рисунки на песке?
И опять подул ветерок и снова рисунки на песке исчезли.
Утенок расстроился, почему так происходит ребята? Объясните это явление.
- Можно что - нибудь построить из сухого песка?
утенок очень хочется, чтобы его рисунки больше не исчезали, что для этого ему нужно сделать?
А где утенок взять мокрый песок, ведь он сидит под деревом, а там только сухой песок?
Взял утенок трафарет, и вы тоже возьмите. И начал рисовать на мокром писке.
Посмотрите какие рисунки у нас получились. Красивые?
Но подул ветерок:
- что происходит? Рисунки исчезли?
- почему?
Из такого песка можно делать постройки?
Возьмите мокрые салфетки и протрите руки.
Наш утенок продолжил своё необычное путешествие и вскоре на его пути повстречался небольшой водоём круглой формы.
Утенок подошел к берегу. Припекало солнце. Ему очень хотелось пить.
Он попробовал воду - без вкуса; понюхал - без запаха; посмотрел - прозрачная.
Утенок заметил, что в пруду плавало много загадочных цветов. Одни были еще в бутонах, другие уже полностью раскрылись.
- Ваши предположения: Что это за цветы?
Возьмите каждый по бутону цветка.
Из чего они сделаны?
Чем отличаются наши кувшинки от тех, что плавают в пруду?
Что нужно сделать. Чтобы наши кувшинки тоже раскрыли лепестки?
А теперь опустите их на воду.
Давайте скажем все вместе:
-Эй, цветочки просыпайтесь
Лепесточки раскрывайтесь!
Почему лепестки начали раскрываться?
Игра «раскрытие цветка»
-Говорит цветку цветок: - подними- ка свой листок (поднимают руки и опускают)
Выйди на дорожку и притопни ножкой (топают ногой) Да головкой покачай, утром солнышко встречай! (вращение головой)
Стебель наклони слегка (наклоны)
Вот зарядка для цветка. А теперь расой умойся (умываются)
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все – день встречать во всей красе. Звучит фонограмма птичьего двора.
На экране
Слайд№1 «Птичий двор».
Создание сюрпризного момента, привлечение внимания детей.
Слайд№2 «Луг»
Проводится динамическая пауза
Снятия психо–эмоционального напряжения, усталости.
Отталкиваясь от событияпедагог задает вопросы, побуждающие детей при ответе использовать свой жизненный опыт.
Закрепить знания о свойствах магнита.
Стимулирование речевой и познавательной активности.
Звучит фонограмма приближающегося дождя, на экране Слайд №3 «Картинка грозы».
Развитие фонематического слуха.
Познакомить детей с состояниями воды в природе. (жидкое, газообразное, твёрдое)
Закрепить свойства сухого песка.
Закрепить свойства мокрого песка.
Звучит фонограмма: звуки болота, кваканье лягушек.
Слайд №4 «Болото»
Закрепить свойства воды.
Закрепить свойства бумаги и воды.
Изучить свойства бумаги.
Проводится игра «Раскрытие цветка»
Снять усталость, напряжение.
3. Заключительная часть занятия:
Цель: формировать умения анализировать свою деятельность.
Педагог обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось, уточняет для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т. д.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети возвращаются на птичий двор – провожают Тима.
- Нет. Маленьким детям нельзя одним уходить из дома.
- одним детям нельзя проводить опыты.
Дети перечисляют содержимое и делятся своими знаниями о свойствах данных предметов: песок имеет свойства пересыпаться и держать форму, если его намочить, магнит притягивает металл, а бумага под тяжестью воды тяжелеет и лепестки раскрываются на воде, лёд – это твёрдое состояние воды, а вода прозрачная, не имеет цвета, вкуса и запаха.
- очень понравилось Так открывая мир утенок провёл целый день, но ему надо было возвращаться на птичий двор. Он подумал, что мама уже заметила его отсутствие и наверно его ищет. Давайте проводим Утенка домой.
Ребята, наверно нам надо что- то сказать утенку на прощание?
Как вы думаете. Правильно поступил утенок. Когда ушёл из дома без взрослых?
Утенок, в следующий раз, когда ты снова решишь исследовать мир, возьми с собой кого - нибудь из взрослых. Что бы они показывали и рассказывали, как что устроено в этом мире.
А ещё какой совет вы дадите утенку?
Можно ли проводить эксперименты и опыты, если нет взрослых рядом?
Ну что, утенок, нам тоже пора возвращаться в свою группу.
Воспитатель подводит детей к столу, где лежат металлические предметы и магнит, бумажная кувшинка, песок, кусочки льда)
Что вы здесь видите?
Что вы интересного узнали о всех этих предметах.
И где вам могут пригодиться полученные знания?
Понравилось вам сказка про утенка?
А мне понравилось, как вы сегодня помогали мне и утенку.
Тогда давайте, в следующий раз мы обязательно пригласим его к себе в группу, а дома вы сделаете рисунки про наше путешествие и мы разместим их на стенде «Юные худжники».
Слайд №5 «Птичийдвор»
Рефлексия