МАРГАРИТА МАРТЫНОВА
Конспект НОД «Недаром помнит вся Россия…»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ №16 г. Можайск
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Не даром помнит вся Россия…»
(О. О. Познавательное развитие)
Воспитатель: Мартынова М. С.
г. Можайск, 2018 г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Не даром помнит вся Россия».
(подготовительная группа)
Публикация «Конспект НОД „Недаром помнит вся Россия…“» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы (Отечественная война 1812 г.).
Задачи:
Образовательные:
1. систематизировать, обобщить и закрепить знания детей по теме "Отечественная война 1812 года";
2. сформировать понимание глубоко народного характера Отечественной войны 1812 года.
Развивающие:
1. Способствовать развитию интеллектуальной компетенции детей;
2. Расширять и активизировать словаря.
Воспитательные:
1. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра картин, посвященных Бородинскому сражению.
Оборудование: костюмы – мальчики гусары, девочки барышни; презентация «Недаром помнит вся Россия…»; проектор, ноутбук, аудиозаписи песен «Бравые солдаты», «Солдатушки – бравы ребятушки»; 2 разрезные картинки по теме бородинская битва; бинты для конкурса – 2 шт. ; медали (награды) по количеству детей.
Предварительная работа: беседы на тему «Отечественная война 1812 года»; просмотр иллюстраций; слушание музыкальных произведений, посвященных Отечественной войне; просмотр мульт- и видеофильмов, чтение художественной литературы; заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (отрывки).
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ ЭТАП
В углу группы в кресле сидит "старик", у ног сидит "мальчик"
Дети под музыку входят в группу и садятся на стулья.
Слайд 1
Воспитатель: Мы живем в самой большой и богатой стране- России. Много раз пытались вражеские полки завоевать нашу столицу - Москву, когда не было не только вас, но и ваших мам, пап, бабушек и дедушек. На короткое время мы станем зрителями Бородинской битвы.
Ребё нок: Не простое время было,
До Москвы весть доходила,
Из далёких, из сторон
Идёт войной Наполеон.
Слайд 2
Мальчик: Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана была?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Старик: Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Слайд 3.
В 1804 году в далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император», «великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Это был очень опытный полководец. Он уже завоевал много стран, прежде чем пойти войной на Россию. В его армии сражались солдаты из 26 стран, и армия эта была очень сильной.
Слайд 4: Но когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Не только армия сражалась против Наполеона. Простые крестьяне тоже поднялись на борьбу с французами. Конечно, у них не было оружия. Тогда они брали дубинки, вилы, серпы и шли бить французов.
Слайд 5. Огромный урон наносили французам партизанские отряды. Руководителем партизанского движения стал Денис Давыдов.
Слайд 6.
Василиса Кожина подняла на борьбу с врагом женщин и даже детей, и они смогли взять в плен много французов. Когда французы подходили к какому-нибудь селению, люди уходили из него, сжигали своё имущество, дома, чтобы врагу негде было жить и нечем было питаться.
Слайд 7. Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. М. И. Кутузов участвовал в военных походах. В июле 1774 при штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил черную повязку. К началу Отечественной войны Кутузову исполнилось 67 лет. Именно ему было суждено привести русскую армию к победе над Наполеоном. Русская армия стойко сражалась за каждый клочок родной земли. Французов было много, а русских мало.
1 Гусар: Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали, ворчали старики:
Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
2 Гусар: И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле,
Построили редут
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки-
Французы тут, как тут!
Слайд 8.
Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где и произошло самое знаменитое сражение. Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть. Только темная ночь остановила бой.
Наполеон сказал: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»
Слайд 9.
Ребенок: Вам не видать таких сражений!
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала,
Гора кровавых тел.
Слайд 10.
Потери русских солдат в Бородинской Битве были огромны. Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска, а потом вновь ударить по врагу. Слова Кутузова вошли в историю: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна».
Слайд 11.
Гордо вошел Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явятся русские. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители из нее ушли. Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Но никто ему мира не предлагал.
Слайд 12.
Французам нечего было есть, они мерзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа. Кутузов заставил Наполеона идти по той Смоленской дороге, по которой Наполеон пришел в Россию. А там все было разрушено и пусто. Французские солдаты мерзли, голодали.
Слайд 13.
Во время одного из боёв на реке Березино Наполеон чуть не попал в плен. И тогда он бросил своё войско и бежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию!
Отважные русские солдаты отстояли нашу Родину, потому что они были сильными. А что нужно, чтобы быть сильным? (Ответы детей).
Давайте и мы с вами сделаем гусарскую зарядку.
«Гусарская зарядка» (музыкально – ритмическая композиция)
1. Я зарядкой по утрам
Заниматься рад,
Потому, что сильным быть
Должен наш солдат!
Припев:
Эх, левой, левой!
Смотрите на ребят.
Как шагает дружно в ряд,
Гусара смелого отряд!
3. Буду в Армии служить,
Как служил мой дед,
И Россию охранять
От войны и бед!
Припев:
Эх, левой, левой!
Смотрите на ребят.
Как шагает дружно в ряд,
Гусара смелого отряд!
Воспитатель: - Молодцы, присаживайтесь на места.
Слайд 14.
В Москве очень многое напоминает нам об этой войне.
Сразу после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали его храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что Бог им помог, и праздновали русские люди победу над Наполеоном в день рождения Христа – на Рождество.
Слайд 15
А вот здесь можно увидеть, как происходило знаменитое Бородинское сражение. (Показывает изображение Бородинской панорамы.) Это Бородинская панорама, очень большая картина, но она не висит на стене, а расположена по кругу. По этому кругу художник Рубо нарисовал всё сражение. Зрители проходят по кругу, как бы находясь на поле сражения вместе с русскими солдатами и командирами.
Слайд 16.
А перед зданием Бородинской панорамы стоит памятник М. И. Кутузову.
Слайд 18.
Рядом с Бородинской панорамой можно увидеть Триумфальную арку. Через эту арку или ворота проходили русские войска, возвращавшиеся с победой из Франции. Триумф – это значит победа. Поэтому арка называется Триумфальной.
Слайд 19.
Не далеко от Бородинской панорамы есть еще одно интересное место – Поклонная гора. Сейчас там памятник нашим солдатам, победившим в войне с фашистами. Гора называется так потому, что именно здесь Наполеон ждал на поклон русских, но так и не дождался.
Слайд 20.
Об этой войне было сложено много стихов и песен, написано много книг.
Знаменитый русский поэт М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино» отрывки, из которого мы с вами сегодня слушали
Гусар 3: И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали»
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Воспитатель: Вот так русские люди всегда защищали своё Отечество, свою Родину!
А теперь, ребята, я хочу проверить, как вы внимательно слушали. Я буду задавать вопросы, а вы — отвечать:
— Кто напал на Россию? (ответы детей)
— Кто такой Наполеон Бонапарт? (ответы детей)
Послушайте, ребята, что говорил Наполеон о войне с Россией : «Если я захвачу Киев, то отрублю России ноги; если я захвачу Петербург, то отрублю России голову, а если я захвачу Москву — то попаду ей в самое сердце».
— Кто такой Михаил Илларионович Кутузов? (ответы детей)
— Дети, вспомните и назовите знаменательные места в Москве, посвященные Бородинской битве (ответы детей)
— Ребята, посмотрите на многих мальчиках гусарские костюмы. А кто же такие гусары (ответы детей)
- Да, гусары были отважны и смелы в военных сражения, а для этого им нужно было много заниматься и делать зарядку. Чтобы победить врага нужно быть не только смелым и сильным, но и умным. Сейчас мы проверим ум наших мальчишек.
Игра «Собери картинку» (мальчики делятся на две команды и на скорость собирают изображения бородинской битвы).
Воспитатель: Молодцы гусары! Справились с заданием. А как же на поле боя обойтись без санитарки? Следующий конкурс для девочек.
Конкурс «Кто быстрее перевяжет бойца?»
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Воспитатель: В страшные дни войны люди чтобы не падать духом танцевали, рассказывали веселые истории и конечно же пели.
Русская народная песня «Солдатушки- бравы ребятушки».
Воспитатель: Да, сегодня мы увидели, какие наши мальчик и девочки сильные, ловкие и умелые, именно такими и должны быть будущие защитники Отечества. Молодцы, ребята (Вручение наград)
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. Просвещение, 2015 г.
2. Кожухова Л. Н. С любовью о доме. Самара,2012 г.
3. Куцакова Л. В., Губарева Ю. Н. 1000 развивающих игр для детей 5-8 лет. М. 6 АСТ Астрель, 2013 г
4. Сидоренкова А. А. Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Бородинское сражение».(подготовительная группа). Электронный источник: URL :https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/01/15/borodinskoe-srazhenie