Костюнина Людмила
Конспект НОД «Наша планета-Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Образовательные.
- Закрепить знания детей о глобусе; умение правильно и бережно с ним обращаться.
- Определить, где самое жаркое лето на планете.
- Выявить причины повышенной влажности.
- Закреплять умения отвечать на вопросы взрослого и самим задавать вопросы.
Развивающие.
- Продолжать развивать психические процессы: мышление и воображение.
- Развивать наблюдательность и умение детей делать собственные умозаключения.
Воспитательные.
- Воспитывать такие качества личности, как любознательность, активность, коммуникабельность.
Публикация «Конспект НОД „Наша планета-Земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- Воспитывать культуру речевого общения: умение слушать мнение других, не перебивать.
Методические приемы.
Проблемные ситуации, вопросы, объяснения воспитателя, моделирование, наблюдение за вращением глобуса, эксперимент с водой и губкой.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире джунглей, чтение литературы о джунглях и его обитателях (Киплинг «Маугли», отгадывание загадок, обучение д\и. «Лото», «Кто где живет», опыт с водой.
Материал.
Глобус, макет годового вращения Земли вокруг Солнца, карта климатических зон, противень, губка, пипетка, прозрачная емкость, прибор для наблюдения за изменением влажности.
Ход НОД
Дети проходят, встают около воспитателя.
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, не замечаете ли вы что–то необычное, новое в нашей группе?
Дети: Да (замечают волшебные часы).
Воспитатель: В моих руках волшебные часы, они приглашают нас отправиться вместе с ними в путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте закроем глазки, пока часы отсчитывают минуты 1, 2, 3, 4, 5…
Дети открывают глаза.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите… Волшебные часы не помогли нам отправиться в путешествие, но…Что это у меня в руках?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Как вы думаете, на что он похож?
Что обозначают цвета на нем? (коричневый, желтый, синий, зеленый).
Почему больше синего?
Для чего вообще нужен глобус?
Как с ним обращаться?
Дети: На шар, на нашу Землю.
Цвета – земля, вода, песок, леса.
Воды на планете больше, чем суши.
По глобусу мы ищем нужный нам материк или океан.
Глобус вращается вокруг своей оси.
Воспитатель: Дети, волшебные часы не спроста дали нам глобус, мне кажется, они хотят, чтобы мы с вами самостоятельно отправились в путешествие с помощью глобуса. Как вы думаете, куда?
Дети: В джунгли.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: С помощью волшебных часов мы уже отправлялись в путешествие по джунглям.
Воспитатель: Ну что, будем искать дорогу к джунглям по глобусу?
Дети: Да.
Воспитатель: По каким признакам мы будем искать?
Дети: В джунглях жарко круглый год и всегда вокруг много воды.
Воспитатель: Значит, мы будем искать самое жаркое место на нашей планете (т. к. воды вокруг много не только в джунглях).
Воспитатель: Я вам сейчас объясню и мы вместе с вами определим и покажем, где самое жаркое место на планете. Давайте посмотрим и понаблюдаем за макетом (вращение Земли вокруг Солнца).
Медленно вращая Землю вокруг Солнца, отмечаем изменение освещенности ее частей при удалении от свечи, которая имитирует Солнце. Определяем в разные моменты вращения самое жаркое место на планете, ставим условные значки. Доказываем, что самое жаркое место в районе экватора (там также много воды вокруг).
Что обозначает свеча, глобус?
Что постоянно вращается вокруг Солнца?
Что всегда ближе к Солнцу, какая часть нашей планеты?
Дети: Свеча – это Солнце (оно светит и греет).
Глобус – это наша Земля, она круглая и вращается вокруг своей оси.
Экватор всегда ближе к Солнцу, там и есть наши джунгли.
Воспитатель: На глобусе мы нашли джунгли, а чтобы по- настоящему попасть в джунгли, и чтобы быть ближе к природе, мы с вами попробуем перевоплотиться в деревья и птиц.
Физкультурная минутка.
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянуться к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения в соответствии со словами, делая правильный вдох и выдох).
Воспитатель: Ну вот мы с вами и в джунглях. Давайте вспомним поподробнее, что мы еще знаем о них.
Чем разнообразен растительный мир джунглей, что в нем особенного?
Дети: Много деревьев, они очень быстро растут, достигая огромных размеров. Они всегда зеленые. Много различных плодов на деревьях. Есть лианы, они обвивают деревья. Также на деревьях растут орхидеи. Много красивых цветов с большими зелеными листьями.
Воспитатель: Дети, так почему же в джунглях так всегда зелено?
Дети: Часто идут дожди, светит солнце, влажный воздух.
Воспитатель: Почему часто идут дожди?
Хотите узнать?
Дети: Да.
Сейчас мы вместе с вами это выясним, проведем опыт.
Рассматриваем глобус и карту климатических зон (обилие морей и океанов).
Опыт по насыщению воздуха влагой.
Дети: (капают воду из пипетки на губку – вода остается в губке.
Кладут губку в воду, несколько раз переворачивая ее в воде, поднимают губку, наблюдают, как стекает вода).
Почему вода начинает стекать?
Воды очень много и губка не выдерживает такое количество влаги.
Дети с помощью выполненных действий выясняют, что в джунглях дождь может идти без туч (воздух, как губка, насыщается влагой и уже не может ее удерживать).
Воспитатель: Дети, вспомните-ка, ведь мы с вами проводили еще опыт «Появление дождя без туч». Этот опыт мы начали проводить два дня назад. Давайте понаблюдаем, что же у нас получилось (в прозрачную емкость налили воду, закрыли крышкой, поставили в жаркое место).
Наблюдаем вместе с детьми появление «тумана», растекание капель по крышке – вода испаряется, влага скапливается в воздухе, когда ее становится слишком много, выпадает дождь.
Воспитатель: Да, в таких условиях могут жить не все животные. Кто из многообразия живых существ может жить в джунглях?
(Перед детьми разложены картинки с изображениями животных различных климатических зон).
Дети: (выбирают нужные картинки) крокодил, обезьяна, ягуар, попугай, птица-тукан, питоны, змеи.
Воспитатель: Молодцы, правильно выбрали всех животных.
А как вы думаете, ягуар смог бы жить в африканской саванне? (Нет). А вот почему не сможет, мы с вами узнаем из следующего путешествия по джунглям. А сейчас нам пора возвращаться в д\с., волшебные часы подают нам сигнал. Закрывайте глазки, стрелки волшебных часов бегут назад – 5, 4, 3, 2, 1. Открывайте глазки (звучит музыка, дети открывают глаза).
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествовать? (Да).
Что интересного вы увидели, что нового вы узнали, и что больше всего вам запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Умницы, все запомнили. А теперь отдыхайте, спасибо за ваше участие.