Надежда Мартынова
Конспект НОД «Путешествие в королевство Математика» по дополнительному образованию «Весёлый счёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 комбинированного вида»
на тему: «Путешествие в королевство
Математика»
по дополнительному образованию «Весёлый счёт»
/для детей средней группы/
Подготовила: Мартынова Н. А., воспитатель
высшей квалификационной категории
Саранск
2019
Программное содержание
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в королевство Математика“ по дополнительному образованию „Весёлый счёт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Цель: обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.
Задачи:
Образовательные :
- Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5;
- Активизировать знания детей в сравнении предметов по величине, длине, ширине, высоте;
- Дать возможность применить на практике полученные знания в отсчитывании заданного количества предметов по числу; сравнивании предметов, множеств; закреплять способы уравнивания двух групп предметов;
- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
- Активизировать знания детей о частях суток, временах года.
Развивающие:
- Продолжать тренировать мыслительные операции, развивать внимание, память, мышление, связную речь;
- Продолжать развивать умение соотносить цифру с количеством, формировать опыт самоконтроля.
Воспитательные:
- Совершенствовать представления о геометрических фигурах;
- Продолжать воспитывать самостоятельность в преодолении затруднений под руководством воспитателя;
- Продолжать формировать интерес к занятиям математикой;
- Продолжать воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, желание помочь.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Быстро встаньте, улыбнитесь».
Методы и приё мы:
Словесный: беседа; индивидуальные ответы детей; напоминания педагога, указания, вопросы.
Наглядный: использование наглядного материала.
Игровой: дидактические игры; сюрпризный момент (воображаемая ситуация)
Практический: выполнение упражнений.
Оборудование: конверт с письмом, картинки: клоун, пирамида, барабан, грузовик, мяч; картинка с изображением двух дорожек – узкая и широкая, заяц, черепаха, полянка, 2 дерева разной высоты; 2 мольберта; указка; цифры от 1 до 5 для выставления на мольберт.
Материалы : цифры от 1 до 5 по количеству детей; 5 прямоугольников с точками разных цветов от 1 до 5 на каждого ребенка; чистые листы бумаги по количеству детей; геометрические фигуры по количеству детей: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями! (здороваются) И начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. И скажем всем, что мы – дружные ребята, не ссоримся совсем!
Дети: Мы дружные ребята, не ссоримся совсем!
Дидактическая игра «Друзья»
Крепко за руки возьмемся /Дети берутся за руки/
И друг другу улыбнемся /улыбаются соседям/
Улыбнулись вы и я,
Значит все мы здесь друзья!
Воспитатель: Ребята, сегодня нам в группу принесли письмо. Давайте посмотрим, что в нем написано и от кого оно.
«Дорогие ребята, пишет вам королева Математика. Хочу пригласить вас в свое королевство Математику. Вы целый год ходили в садик, вы многому научились, подросли. Предлагаю вам выполнить мои математические задания, чтобы проверить, готовы ли вы к переходу в старшую группу»
Воспитатель: Ребята, вы согласны выполнять математические задания, которые нам прислала королева Математика?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Для того, чтобы попасть в королевство, нам нужно ответить на вопросы. Согласны?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Тогда слушайте. Какое сейчас время года?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что наступит после весны?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Перечислите все времена года
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Спим мы ночью, а делаем зарядку …
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Завтракаем мы утром, а обедаем …
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Ужинаем мы вечером, а спим…
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Сколько частей в сутках?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Перечислите их
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь все вместе произнесем волшебные слова: «Два раза вокруг себя повернись и в королевстве очутись».
Пройдите за столы (дети садятся за столы).
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в королевстве Математика.
Д/и «Широкая, узкая»
(на картинке изображены две дорожки – узкая и широкая, заяц, черепаха, полянка, 2 дерева разной высоты).
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, что делают заяц и черепаха?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: По какой дорожке ползет черепаха?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: По какой дорожке бежит заяц?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Как Вы думаете, кто из зверей доберётся до поляны первым?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Почему?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите, на поляне растут деревья. Что мы можем сказать об их величине?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Слушайте следующее задание.
Д/и «Математическая молчанка»
Воспитатель: Ребята, я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы будете мне показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие игры – говорить нельзя, можно только показывать карточку. Сколько пальцев на одной руке?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Сколько хвостов у двух котов?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Сколько лап у двух зайцев?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Сколько ушей у собаки?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Сколько глаз у светофора?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Сколько хвостов у собаки?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Все верно показали. Нас ждет следующее задание в математическом королевстве.
Д/и «Счет в пределах пяти, порядковый счет»
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на доску. Посчитайте, сколько игрушек на доске?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какой по счету стоит пирамида?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Каким по счету стоит клоун?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Каким по счету стоит мяч?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какая игрушка стоит на четвертом месте?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какая игрушка стоит между клоуном и пирамидкой?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы!
Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ку, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали /встать и улыбнуться/
/руки вверх, тянуться на носочках/
/распрямляют плечи/
/плечи вверх, плечи вниз/ /повороты влево, повороты вправо/
/наклон вперед, коснуться руками коленей/
/сесть и встать по 2 раза/
/бег на месте/
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем наше путешествие.
Д/и «Ориентировка на листе бумаги»
Воспитатель: Ребята, внимательно слушайте и выполняйте задания.
- Выложите в левый нижний угол овал
- В правый верхний угол треугольник
- В левый верхний угол прямоугольник
- В правый нижний угол квадрат
- В середину листа поместите круг.
(Попросить рассказать, как расположены на листе бумаги фигуры).
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Приступаем к выполнению следующего задания.
Д/и «Число и цифры»
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с прямоугольниками, в которых нарисованы точки. Нужно соединить каждый прямоугольник с той цифрой, которая соответствует количеству точек в нем. Приступайте.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Какую цифру вы соединили с прямоугольником с синими точками?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какую цифру вы соединили с прямоугольником с красными точками?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какую цифру вы соединили с прямоугольником с оранжевой точкой?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какую цифру вы соединили с прямоугольником с желтыми точками?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Выполнили все задания в королевстве Математика. И нам пора возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова: «Два раза вокруг себя повернись и в детском саду очутись». (Дети выполняют соответствующие движения)
Вот мы и вернулись. Ребята, понравилось вам в королевстве Математика?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Чем мы там занимались?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Какие задания вам понравились больше?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Королева Математики просила передать вам, что она вами довольна и всех вас осенью переведет в старшую группу.
Список используемой литературы
1. Белошистая, А. Как обучить дошкольников решению задач / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2008г. – №8. – С. 101.
2. Белошистая, А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2000г. – №2. – С. 74
3. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет / А. З. Зак. – М. : Просвещение, 2006. – 145 с.
4. Колягин, Ю. М. Учись решать задачи / Ю. М. Калягин. – М. : Просвещение, 2007. – 134 с.
5. Колесникова, Е. В. Программа Математические ступеньки /
Е. В. Колесникова. – М. : Творческий центр, 2007. – 91 с.
Приложение
1. Дидактическая игра «Друзья»
Программное содержание: побуждать детей к выполнению действий совместно; формирование понятий "друг", "дружба".
Крепко за руки возьмемся /Дети берутся за руки/
И друг другу улыбнемся /улыбаются соседям/
Улыбнулись вы и я,
Значит все мы здесь друзья!
Описание: педагог побуждает детей взяться за руки и выполнять движения, соответствующие тексту совместно.
2. Дидактическая игра «Широкая, узкая»
Программное содержание: учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина, используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.
Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.
Оборудование: картинка с изображением двух дорожек – узкая и широкая, заяц, черепаха, полянка, 2 дерева разной высоты, солнышко, облако.
Описание: Педагог выставляет картинку на мольберт и задает вопросы:
- Посмотрите и скажите, что вы видите на картинке?
- Что делают заяц и черепаха? (по широкой)
- По какой дорожке бежит заяц? (по узкой)
- Как Вы думаете, кто из зверей доберётся до поляны первым? (заяц)
- Почему? (черепаха ползет медленно, а заяц бегает быстро)
- Посмотрите, на поляне растут деревья. Что мы можем сказать об их величине? (разные по высоте; у высокого дерева ствол толстый, а у низкого дерева ствол узкий)
- Где нарисовано солнышко? (над деревом)
Дети дают ответы.
3. Дидактическая игра «Математическая молчанка»
Программное содержание:
Оборудование: цифры от 1 до 5 по количеству детей.
Описание: педагог обращает внимание детей на то, что у них на столах лежат карточки с цифрами, которые помогут детям дать правильный ответ на вопросы воспитателя. Самое главное условие игры – говорить нельзя, можно только показывать карточку. Педагог задает вопросы:
Сколько пальцев на одной руке?
Сколько хвостов у двух котов?
Сколько лап у двух зайцев?
Сколько ушей у собаки?
Сколько глаз у светофора?
Сколько хвостов у собаки?
Дети дают ответы без слов. Они показывают соответствующую ответу карточку.
4. Дидактическая игра «Счет в пределах пяти, порядковый счет»
Программное содержание: развить внимание, закреплять порядковые числительные (первый, второй) в речи детей.
Оборудование: картинки с изображением пирамидки, клоуна, мяча
Описание: педагог выставляет предметные картинки на доску в ряд и задает вопросы:
- Ребята, посчитайте, сколько игрушек на доске? (5)
- Какой по счету стоит пирамида?
- Каким по счету стоит клоун?
- Каким по счету стоит мяч?
- Какая игрушка стоит на четвертом месте?
- Какая игрушка стоит между клоуном и пирамидкой?
Дети дают ответы.
5. Дидактическая игра «Ориентировка на листе бумаги»
Программное содержание: закреплять умение различать круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: белые листы бумаги по количеству детей; карточки с изображением геометрических фигур по количеству детей: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Описание: педагог предлагает детям расположить фигуры в нужном порядке:
- Выложите в левый нижний угол овал
- В правый верхний угол треугольник
- В левый верхний угол прямоугольник
- В правый нижний угол квадрат
- В середину листа поместите круг.
6. Д/и «Число и цифры»
Программное содержание:
Оборудование: карточки с прямоугольниками, в которых нарисованы точки разных цветов от 1 до 5; цифры от 1 до 5 на каждого ребенка.
Описание: Педагог предлагает детям соединить каждый прямоугольник с той цифрой, которая соответствует количеству точек в нем. По окончании выполнения задания, воспитатель задает детям вопросы.
Воспитатель: Какую цифру вы соединили с прямоугольником с синими точками?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какую цифру вы соединили с прямоугольником с красными точками?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какую цифру вы соединили с прямоугольником с оранжевой точкой?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какую цифру вы соединили с прямоугольником с желтыми точками?
Дети: Ответы детей