Людмила Крюкова
Конспект НОД «Подводный мир Японского моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:
- «Познавательное развитие» (реализация вариативной части образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 3 «Ручеек» - региональный компонент).
Цель:
Формирование представлений детей об обитателях Японского моря.
Задачи:
Обучающие:
Расширять, обогащать имеющиеся представления о богатстве и многообразии растительного и животного мира Японского моря.
Создавать условия для работы в нетрадиционной форме, располагать элементы красиво по всей фоновой поверхность панно.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Подводный мир Японского моря“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Развивать познавательный интерес к жизни подводного мира.
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, зрительное, слуховое восприятие.
Развивать самостоятельность, активность, творчество, эстетический вкус, мелкую, общую моторику.
Развивать двигательные навыки при выполнении динамической паузы.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к своему краю.
Воспитывать интерес к обитателям Японского моря.
Воспитывать дружелюбие, чувство ответственности при выполнении коллективной работы.
Интеграция образовательных областей:
-«Речевое развитие»;
-«Художественно – эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
«Речевое развитие» – развивать речевую компетентность, умение детей правильно строить свои ответы и свободно общаться со взрослым и сверстниками.
«Физическое развитие» - формировать потребность в двигательной активности через динамическую паузу, частую смену позы, игровые ситуации.
«Художественно – эстетическое развитие» – совершенствовать навыки работы в нетрадиционной технике.
Предварительная работа:
-Беседы : «На морском дне», «Рыбы Японского моря», «Правила поведения на море» ;
-отгадывание загадок на тему: «Мир моря»;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание книг, энциклопедии по теме «Подводный мир»;
пальчиковые игры;
- динамические паузы;
-рассматривание картинок с изображением морских обитателей;
- работа с родителями: изготовление соленого теста совместно с детьми.
Методы и приемы:
Наглядно - демонстрационный:
-демонстрация слайдов.
Словесный :
-вопросы к детям;
- викторина, загадки, художественное слово.
Игровой :
-Д/и «Узнай и назови», «Кто что узнал», п/и «Рыбки и осьминог».
Практический :
-нетрадиционная форма работы (соленое тесто,
-совместный анализ коллективной работы воспитателем и детьми.
Материалы и оборудование :
-проектор : слайды на тему «Подводный мир Японского моря» (ЭОР, 20 шт);
-аудиомагнитофон (1 шт);
-ноутбук (1 шт);
-Панно «Подводный мир» ;
-Раздаточный материал: соленое тесто, формочки, стека, краски, кисти, салфетки (на каждого ребенка)
Структура и методические приемы
1. Вводная часть – 3 минуты
1) Беседа о Японском море
2. Основная часть – 20 минут
1) Игровая ситуация
2) Рассматривание слайдов с изображением морских обитателей
3) Дидактическая игра «Узнай и назови»
4) Динамическая пауза «Рыбки и осьминог»
5) Использование художественного слова, загадок
6) Продуктивная деятельность
7) Анализ продуктивной деятельности
3. Заключительная- 5 минут
1) Рефлексия. Дидактическая игра с мячом «Кто что узнал?»
2) Стихотворение
Предполагаемый результат:
ОО «Познавательное развитие» :
-Сформировать представление детей об обитателях подводного мира;
-Сформировать представления детей о том, какую пользу приносит море человеку.
ОО «Речевое развитие» :
-Дети поддерживают беседу, активно отвечают на вопросы, проявляют себя в игровых, познавательных задачах.
ОО «Художественное – эстетическое развитие» :
-Дети заинтересованы в происходящем событии, проявляют оригинальность в изготовление работ.
ОО «Физическое развитие» :
- Проявляют активность при выполнении динамической паузы, в игровых моментах.
Ход НОД:
1-я часть.
Вводная часть
-Ребята, как называется край, в котором мы живем?
-мы живем в Приморском крае
-Давайте посмотрим на карту Приморского края.
-Как называется море, которое омывает берега нашего края?
( слайд: карта Приморского края)
-берега нашего края омывает Японское море
-Скажите, как вы считаете, какую пользу приносит море человеку?
-в море добывают рыбу, морепродукты для пищи людям
- по морю на теплоходах перевозят грузы
- морской воздух и морская вода полезны для здоровья человека
Вывод :
Море – это добыча рыбы, перевозка груза на дальние расстояния, свежий, полезный морской воздух и вода.
-Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости сегодня пришел?
( слайд : на экране появляется белая капелька)
-это капелька воды.
-Это пресная капелька воды. Ребята, скажите, что значит- пресная вода?
- значит, она не соленая.
- Правильно, а где в жизни можно встретить пресную воду?
-в реке, в озере, в колодце, в кране, в колонке.
-А для чего человеку нужна вода?
- готовить пищу, пить, мыться, стирать, поливать цветы.
-Посмотрите, у нашей белой капельки есть подружка -синяя капелька.
( слайд : белая и синяя капелька). Она тоже живет в мире воды, но воды не пресной, а соленой!
-Что же это за соленая вода? Что это за мир соленой воды?
- соленая вода - это вода морей и океанов.
-Вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие на дно моря и узнаем много интересного.
Дети закрыли глаза, слышна музыка и звуки морского побережья.
-Погружаемся.
2 часть. Основная
-Попали мы с вами в настоящий подводный лес. В этом подводном лесу так много интересного и вкусного. Мы можем с вами перекусить. Смотрите, что это за широкая, плотная водоросль?
( слайд : водоросли)
- это морская капуста.
-А еще ее называют ламинария. Кто из вас ел морскую капусту?Чем полезна ламинария?
- морская капуста полезна для нашего здоровья, в ней много йода, и она лечит много разных заболеваний.
-Отправляемся дальше.
-Ой, а кто это такой красивый ползет по дну морскому?
( слайд : морская звезда)
- это морская звезда.
-Ребята, а с помощью чего передвигается морская звезда?
- она передвигается с помощью ножек, на ножках есть присоски, они помогают ей передвигаться.
- Давайте и мы с вами превратимся в морских звездочек. (дети изображают звезд)
-Морские звезды живут только в чистой воде. Запомните, если вы увидели морскую звезду, значит, в этом месте можно смело купаться – вода в море чистая.
-Смотрите, мимо нас плывут какие-то парашютики?
( слайд: медузы)
- это медузы.
На что похожи купола медузы?
- похожи на зонтики.
-Правильно, на зонтик, а вот щупальца некоторых медуз покрыты пузырьками с ядом. Если такая медуза дотронется до нас своими щупальцами, покажется, как-будто кто-то нас хлестнул крапивой! В нашем Японском море водятся медузы – крестовики, с ними лучше не встречаться,- от их ядовитых прикосновений можно даже в больницу попасть!
( слайд : медуза- крестовик).
-Запомните, ребята, медузы живут в основном в грязной воде. Поэтому там где водятся медузы, купаться нельзя. Вода – грязная.
( слайд: зеленый и красный кружок, зеленый –купаться можно, красный с медузой – запрещено)
-«Хоть у них нет ног, нет рук,
Только щупальца вокруг
Да мешок на месте пуза.
Им название – медузы.
А в воде они плывут
Потому что дом их тут»
-А кто это там на камне сидит?
( слайд: морской еж)
- Правильно. Только не лесной, а…. морской.
Чем покрыто тело морского ежа?
- тело ежа покрыто иголками.
А зачем морскому ежу иголки?
- иголки- это защита от других жителей морского дна.
«Он питается травою -
Разумеется, морскою -
И подолгу спит на дне
С кучей ила на спине»
-Отправляемся дальше.
-Какие -то бусинки – глазки разглядывают нас из-за камней.
-это краб.
-В Японском море обитает много разных видов крабов. Часто краба называют «санитаром» моря, так как он поедает остатки погибших растений и животных, - чистит морское дно.
А сейчас загадки от синей капельки.
( слайд : синяя капелька)
-«Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы!»
- это дельфины.
( слайд : дельфины, звуки дельфинов)
-Дельфины очень умные, удивительные млекопитающие. А на кого похожи дельфины?
(два слайда – дельфин и акула)
- на акулу.
-Да, у дельфина есть острые зубы, есть плавники как у акулы- но они совсем не хищники, а даже наоборот. Дельфины любят людей, некоторых людей, которые сильно болеют, специально приводят к дельфинам, дают поплавать в бассейне вместе, дельфины чувствуют боль и помогают людям.
( слайд : дельфины с людьми)
-«У родителей и деток
Вся одежда из монеток»
Кто это?
- это рыбы.
Дидактическая игра «Угадай и назови»
( слайд : рыбы Японского моря)
Ребята, а почему полезно кушать рыбу?
- рыба богата кальцием, а кальций укрепляет кости.
-Мне кажется, нас подстерегает опасность и нас об этом предупреждает синяя капелька.
( слайд: синяя капелька стала красной)
Значит, на нашем пути встретился хищник. Кто это?
- это осьминог.
-А сколько у осьминога щупальцев?
- у осьминога восемь щупальцев.
-Щупальца у осьминога удивительные: это и руки, это и ноги, это и крылья.
Щупальца -руки- могут ловко схватить любого морского жителя. Щупальца- ноги – осьминог поднимается на восемь ног, упирается в дно морское и идет.
Щупальца- крылья- помогают осьминогу плавать. А защищается осьминог черными чернилами, он их выпускает, и вода становится мутной, черной. В такой воде ничего не видно врагу осьминога. А он в это время успевает уплыть очень далеко.
Подвижная игра : «Рыбки и осьминог».
Дети-рыбки:
-Рыбки плавают, ныряют,
Резво хвостиком виляют.
Вдруг навстречу осьминог
Распахнул все восемь ног.
- Осьминог:
Рыбки, рыбки, берегитесь,
На пути не становитесь,
Я нисколько не шучу,
Быстро вас я проглочу!
Продуктивная деятельность.
На прошлом занятии мы с вами подготовили панно «Подводный мир».
Давайте вспомним, как это было (слайды создания панно).Из чего мы сделали камешки, водоросли, ракушки?
- мы их сделали из соленого теста.
А как вы готовили соленое тесто?
- нужно взять муку, воду и соль.
Правильно! Все это мы купили в магазине. А кто мне скажет, откуда в магазине взялась соль?
- Ее добывают в море.
-Правильно, соль люди добывают в море, перерабатывают, очищают и отправляют в магазины. А мы используем ее как вкусовую добавку к пище.
Сейчас мы доделаем наше панно, и добавим туда обитателей морского дна, о которых сегодня с вами говорили на занятии. Для этого нам понадобится – соленое тесто, формочки, стека, краски, кисти.
(дети под руководством воспитателя выполняют работу).
Анализ работы.
Ребята, давайте рассмотрим какое красивое панно у нас получилось. Молодцы.
3-я часть :
Заключительная.
Рефлексия.
Игра- викторина с мячом : «Кто что узнал?»
-Как называется наш край?
-Как называется море, омывающее берега Приморского края?
-Какого цвета море? (возможно несколько ответов)
-Какое море на вкус?
-Как по-другому называется ламинария?
-Для чего нужны рыбам хвост, плавники?
-Чем дышат рыбы?
- Вам понравилось наше путешествие в подводный мир?
- выслушать детей.
Море – это дом для рыб, морских растений, животных.
Море- это солнечный день, песчаный пляж, шум прибоя, свежий ветер, игривые ласковые волны….
Давайте вместе беречь и охранять это богатство!
Морская песенка
Дельфины в море плавают,
И плавают киты,
И рыбки разноцветные,
А также я и ты.
Вот только мы у берега,
А рыбки в глубине;
Мы выросли на солнышке,
А рыбки все — в воде.
Но мы похожи с ними:
Мы любим поиграть,
Но только мы не можем,
Как рыбки, помолчать.
Нам хочется резвиться
И хочется кричать,
Хотим мы веселиться
И песни распевать
Про море голубое
И желтые цветы,
Про рыбок разноцветных
Споем и я, и ты.
Дельфины в море плавают,
И плавают киты,
Мы тоже искупаемся
И он, и я, и ты!
Автор: Андрей Слоников