Анастасия Шаронова
Конспект НОД «Пять помощников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
В старшем дошкольном возрасте уделяется внимание формированию представления у детей о человеке как живом существе. Человеку для знакомства с окружающим миром необходимы органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). В этом возрасте у детей формируются элементарные представления об органах чувств и их назначении. Хочется отметить, по собственным наблюдениям, что некоторым детям в подготовительной к школе группе еще трудно самостоятельно сформулировать понятия «обоняние» и «осязание», им проще сказать, что они определили что-либо по запаху или на ощупь. Таким образом, данный конспект занятия разработан не только для закрепления ранее полученных знаний у детей об органах чувств и их назначении, но и для совершенствования знания понятий «обоняние» и «осязание», а также получения новых знаний через опытно-экспериментальную деятельность детей. Конспект данного занятия составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Публикация «Конспект НОД „Пять помощников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Образовательная область: «Познание».
Тип НОД: формирование целостной картины мира.
Цель: формировать у детей представление о значимости органов чувств, для жизнедеятельности человека, через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- закрепить знания детей об органах чувств человека, об их функции;
- совершенствовать знания о понятии «обоняние» и «осязание»;
- развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильное, обонятельное восприятие;
- совершенствовать навыки экспериментирования;
- учить делать выводы, основываясь на результаты экспериментирования.
Материал:
Демонстрационный – презентация по теме, посылка, коробочки, разные кукольные платья, ширма, музыкальные инструменты (обязательно дудочка,в бутылках вода простая и сладкая, духи, луковица, чеснок, бусины разных форм (круглые обязательно).
Раздаточный – ложки и веревки к ним, стаканчики,
Используемая литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельность детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.
2. Ван Клив Дж. «200 экспериментов» /Пер. с англ. – М., «Джон Уайли энд Санз», 1995. – 256с.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников /Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192с.
4. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96с.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня для вас пришло письмо по электронной почте от Нюши из мультфильма «Смешарики». Давайте я прочитаю, что она пишет.
(Зачитывается слайд №1).
- Вы согласны помочь Нюше?
Дети:
- Да, согласны!
Воспитатель:
- А про каких помощников Нюша говорила в письме?
Дети:
- Помощниками будут наши органы чувств.
Воспитатель:
- Вы знаете, что такое органы чувств?
Дети:
- Да!
(Выслушиваются высказывания. Дети формулируют ответы, соотнося их с частями тела человека – нос, рот, уши, глаза).
Воспитатель:
- Молодцы, правильно! А теперь давайте посмотрим, какие задания нас просит выполнить Нюша.
(Зачитывается слайд №2).
(Детям предоставляется коробка с разными кукольными платьями и они внимательно прослушивают и выполняют задание).
- Молодцы, ребята! А какой орган чувства вам помог справиться с этим заданием?
Дети:
- Мы увидели глазами.
Воспитатель:
- Правильно. Когда мы видим глазами предметы, этот орган чувств называется – ЗРЕНИЕ.
Давайте проведем эксперимент. Возьмите платье и поднесите его вплотную к лицу. Теперь ответьте, вы хорошо видите какое это платье, хорошо ли вам видны его узоры и украшения?
Дети:
- Нет, плохо.
Воспитатель:
- А что надо сделать, чтобы увидеть?
Дети:
- Отодвинуть подальше от лица.
Воспитатель:
- А теперь посмотрите хорошо ли вы видите на большом расстоянии, какое там платье?
Дети:
- Нет, плохо.
Воспитатель:
- А что надо сделать, чтобы увидеть?
(Дети делают вывод: чтобы увидеть предмет, надо как бы охватить его взглядом; трудно рассмотреть предмет, если он очень близко или далеко).
- Правильно!
(Платье укладывается в посылку).
- Какое еще задание нас просит выполнить Нюша?
(Зачитывается слайд №3).
(Проводится игра «Угадай музыкальный инструмент». Дети отгадывают инструмент по звуку и он укладывается в посылку).
- Ребята, а какой орган чувств вам помог справиться с этим заданием?
Дети:
- Услышали звук ушами.
Воспитатель:
- Правильно! Ушами мы слышим звуки и этот орган чувств называется – СЛУХ.
Давайте проведем эксперимент и узнаем, как мы слышим звук. Возьмите веревку с привязанной ложкой, обмотайте концы веревки к указательным пальцам, заткните уши пальцами, наклонитесь вперед, чтобы ложка свободно повисла и столкнулась с краем стола.
(Детям слышится звук, напоминающий колокольный звон. Воспитателем они подводятся к выводу о том, что ударяясь о стол, металл издает колебания. Эти колебания по веревке передаются к ушам. Мы слышим благодаря тому, что уши воспринимают различные колебания).
- Давайте прочитаем в письме следующее задание.
(Зачитывается слайд №4).
(Проводится игра-эксперимент «Определи по вкусу». Дети пробуют воду из разных бутылок. По вкусу определяют где какая вода находится. Выбранная бутылка со сладкой водой укладывается в посылку).
- Ребята, а какой орган чувств помог вам справиться с этим заданием?
Дети:
- Попробовали воду на вкус языком.
Воспитатель:
- Правильно! Когда мы что-то едим или пьем, мы эту пищу определяем на вкус. Этот орган чувств называется – ВКУС.
- Давайте посмотрим, какое же еще задание приготовила для нас Нюша.
(Зачитывается слайд №5).
- Ребята, а что такое обоняние?
(Дети затрудняются ответить).
- А что нам поможет определить запах духов?
Дети:
- Надо их понюхать носом.
Воспитатель:
- Молодцы, правильно! Когда мы носом нюхаем запахи, это орган чувств называется ОБОНЯНИЕ.
Давайте по запаху определим в какой коробочке находятся духи.
(Проводится игра-эксперимент «Найди по запаху». Дети поочередно открывают коробочки, не глядя нюхают и определяют в какой из низ лежат духи. Коробочка с духами укладывается в посылку).
- Осталось последнее задание от Нюши. Давайте прочитаем.
(Зачитывается слайд №6).
- Ребята, а что такое осязание?
(Дети затрудняются ответить).
- А как нам можно определить не глядя, где какие бусины находятся?
Дети:
- Надо их потрогать.
Воспитатель:
- Правильно! Когда мы трогаем или щупаем предмет, то чувствуем его форму. Этот орган чувств называется - ОСЯЗАНИЕ.
Давайте не глядя на ощупь определим где находятся круглые ровные бусины.
(Проводится игра-эксперимент «Найди на ощупь». Дети поочередно открывают коробочки, не глядя прощупывают бусины и определяют в какой коробочке лежат круглые ровные бусины. Коробочка с бусинами укладывается в посылку).
Воспитатель:
- Ребята, какие вы молодцы и справились со всеми заданиями Нюши.
Помните, она просила отправить письмо и написать, как мы смогли справиться с заданием.
(Рассматривается слайд №7).
Напомните мне, какие органы чувств вам помогали выполнять их?
(Дети подводятся к тому, чтобы самостоятельно по слайду рассказать про органы чувств, которые помогли им выполнить задания. Мы имеем пять органов чувств. Осязание – это когда мы чувствуем своим телом, кожей или определяем на ощупь что-либо. Обоняние – это когда мы носом вдыхаем и чувствуем различные запахи. Вкус – это когда мы едим или пьем что-либо и чувствуем вкус. Зрение – это когда мы смотрим глазами и видим что-либо. Слух – это когда мы ушами слышим разные звуки (колебания). Ребятам предлагается нарисовать органы чувств).
- Молодцы ребята. Это и будет наше письмо для Нюши. Я его приложу к посылке. Уверенна Нюша будет очень довольна, что мы ей помогли.