Ирина Липатова
Конспект НОД «Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Воспитательные:
- Закреплять знания народных промыслов: дымковской игрушки, филимоновской глиняной свистульки, гжельской, Городецкой, хохломской посуды.
-Побуждать проявлять чувство удовлетворения и радости от успешно выполненной работы.
Развивающие:
-Развивать самостоятельность в выборе посуды и цветовой гаммы.
-Воспитывать интерес к русским народным художественным промыслам. Обучающие:
Публикация «Конспект НОД „Гжель“» размещена в разделах
-Учить самим составлять композицию на объемных формах (ложках, тарелках, стаканчиках) посуды, используя элементы гжельской росписи, ее колорит.
-Совершенствовать умение рисовать концом кисти кайму, ветки, завитки, травку, ягоды.
Цель:
- развитие интереса детей к народному декоративно- прикладному искусству (гжель) .
-Познакомить с росписью на изделиях гжели; художественного творчества в декоративном рисовании.
Предварительная работа:
-Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
-Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций.
-Рисование элементов гжельского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
Материал и оборудование:
- Выставка предметов народно-прикладного искусства: гжельские изделия, иллюстрации с изображением гжельской посуды, таблицы с изображением элементов гжели.
-Гуашь синего, белого, голубого цвета; силуэты ложек, чашек, кувшинов белого цвета;кисти, подставки под кисточки, тычки, банки с водой, салфетки.
Ход НОД:
1. Приветствие
Дети встают полукругом перед воспитателем.
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да).
Тогда слушайте:
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Узором синим в платьях белых,
Русь украшает чудо.
Ответ: Гжель
- Сегодня я приглашаю вас в дивный, волшебный мир гжели, мир музыки и небесно-голубых красок.
- А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счет пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия.
2. Государство гжели.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство ледяной королевы!
Детям демонстрируется выставка гжельских изделий, иллюстраций с изображением гжели.
- Какое настроение вызывает у вас изделия, расписанные гжелью? (радостное, веселое и др.).
– Вспомните, почему роспись называется гжель? (Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины).
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из глины).
- А вы не знаете, ребята, что Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне.
- Какой цвет использует художник в гжельской росписи? Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей.
- Молодцы, ребята!
3. Игра «Угадай-ка»
-А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные виды росписей, а вы должны будете правильно назвать, где гжель. Согласны? (Да).
4. Физкультминутка.
Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки
5. Составь рассказ
Составление описательных рассказов о гжельских изделиях. – Гжельские изделия бывают разные. Назовите те, которые вам знакомы. (Дети называют и показывают гжельские изделия, представленные на выставке).
- Кто хочет выбрать и рассказать о каком-нибудь изделии? Расскажите о нем: какого цвета фон, какими красками расписан, какие элементы на узоре.
По желанию 2-3 ребенка описывают изделия.
- Молодцы!
6. Художественный салон
- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы гости, которые приходят в наш детский сад тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками и расписать вот эти ложки гжельским узором.
- Вы согласны? (Да).
Дети выбирают силуэты ложек и садятся на свои места.
- Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
- Какие цвета будете использовать?
- Молодцы, ребята, все знаете! - А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
7. Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои,
их как хочешь, поверни:
И вот этак, и вот так,
не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
8. Расписываем изделия
– Ребята, мы с вами вспомнили особенности гжельской росписи, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и пройдите к столам.
Детям предлагаю на выбор: тарелки, ложки, фигурки и т. д.
– Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза – по изогнутой линии).
– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.
– Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для гжельской посуды. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.
9. Рефлексия
А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд. Работы выставляются на стенд и проводится их анализ.
- Посмотрите, какие чудесные получились наши творения! У каждого получился свой, неповторимый узор.
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались! - А что больше всего понравилось вам, и почему?
- Наш художественный салон закрывается! Спасибо