Лариса Салямова
Конспект НОД «Мы спасатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с воздухом (представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружении).
Задачи:
в ходе экспериментальной деятельности изучить свойства воздуха:
- воздух постоянно нас окружает;
- воздух есть внутри людей;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- воздух не имеет цвета;
- воздух не имеет формы;
-воздух невидим.
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Публикация «Конспект НОД „Мы спасатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
• развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
• воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Словарная работа:
Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
• музыкальное сопровождение;
• мультмедийная установка;
• полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
• пластмассовые стаканчики (200 мл);
• коктейльные трубочки;
• вода;
бумажные салфетки;
• чеснок, корка апельсина;
опорные картинки с изображением свойств воздуха;
маленькие баночки для чеснока, апельсина, воздуха;
воздушные шары разной формы;
мыльные пузыри
Столы, на которых лежит все необходимое для проведения опытов Около столов расставлены стулья по количеству детей.
На полу полукругом подушечки по количеству детей
Планируемый результат:
В ходе экспериментальной деятельности изучить свойства воздуха
Ход занятия:
Слайд № 1
Оргмомент
Дети встают полукругом
Слайд №2
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся. А теперь посмотрите все на меня, я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям, чтобы у нас у всех было хорошее настроение.
Создание проблемной ситуации (загадка).
Воспитатель:
Ребята, теперь послушайте интересную загадку и попробуйте угадать, о чем здесь говорится:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Он не ощутим для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Ребята, попробуйте на несколько секунд задержать воздух. Очень неприятное ощущение, правда? Теперь понимаете, что действительно, без воздуха нам не прожить.
А еще воздух наш помощник, расскажите, где он работает?
Слайд № 3 «Где работает воздух?»
Слайд №4
(слышен звук)
Видеописьмо от злой королевы Химиозы.
«Здравствуйте! На моей планете воздуха совсем мало, а на вашей Земле его предостаточно! Я, королева Химиоза и мои подданные, решили лишить вас и вашу планету воздуха! У вас есть шанс спасти свою планету, но для этого нужно знать свойства воздуха именно в той последовательности, в какой расположены мои карточки. Времени у вас совсем немного. Я уверена, что к тому времени, когда я вернусь, вы с этим не справитесь, и воздух будет нашим! Ха-ха-ха!»
Слайд №5
(карточки – схемы «Свойства воздуха»)
Воспитатель. Ребята, вот карточки королевы Химиозы.
Нам нужно доказать, что воздух невидимый, имеет ли он цвет, имеет ли запаха, можно ли его услышать, есть ли воздух в разных предметах и внутри людей, имеет ли воздух форму.
Но что же нам делать? Мы не можем допустить, чтобы злая королева Химиоза лишила воздуха нас и все живое на Земле. Вы готовы защитить нашу планету?
Ответы детей. Да!
Основная часть
Воспитатель. Молодцы, я думаю, что вместе мы постараемся, и у нас все обязательно получится!
Ребята, скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух? Почувствовать? ( ответы детей: да, нет, воздух невидимый, прозрачный)
Слайд №6
ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи прозрачного пакета.
Воспитатель:Пройдите, пожалуйста, удобно усаживайтесь на подушечки и посмотрите
Что у меня в руках? (пакет).
В нем что - нибудь лежит? ( дети высказывают свои предположения: пустой, в нем ничего нет).
Воспитатель предлагает хорошенько рассмотреть пакет. Воспитатель показывает «фокус» с пакетом:
- показывает со всех сторон,
- складывает в несколько раз,
- взмахивает пакетом, ловя воздух вокруг себя, закручивает пакет.
Воспитатель: Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? (дает потрогать надутый пакет).
Почему пакет изменил форму? (подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух).
Воспитатель: В пакете воздух, он занял все пространство в пакете, пакет стал похож на подушку.
А теперь вы возьмите целлофановые пакеты и попробуйте сами поймать воздух вокруг себя.
(Дети проводят опыты с целлофановым пакетом, кружатся вокруг себя, ловят воздух).
Воспитатель. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке.
Воспитатель.
Что произойдет, если проткнуть пакет? (Дети высказывают свои предположения.)
Что ж, давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете (дует легкий ветерок, выходит воздух).
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? (Почувствовать)Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Ребята, какой вывод можно сделать из этого опыта?
(воздух мы не видим, но мы его чувствуем).
Дети. Воздух прозрачный, бесцветный; чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и закрыли в пакет, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. Воздух можно почувствовать кожей.
ВЫВОД: ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ И НЕВИДИМЫЙ, НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА. ВОЗДУХ ОКРУЖАЕТ НАС ПОВСЮДУ.
Воспитатель: Наш вывод обозначим вот такими схемами (прикрепить на фланелеграф две схемы).
Слайд №7
ОПЫТ 2. Есть ли у воздуха запах?
Воспитатель. Дети, а теперь нам нужно доказать, имеет ли воздух запах.
У меня на столе три баночки. Давайте понюхаем, чем пахнет из каждой баночки? (В банке оранжевой лежит апельсин, в зеленой банке – чеснок, а голубая банка пустая – из нее ничем не пахнет, сначала дать понюхать пустую голубую баночку).
(Дети нюхают банки и говорят, что в одной ничем не пахнет, из другой пахнет апельсином, из зеленой чесноком).
Давайте проверим ваши предположения (открываю баночки после каждой версии, чтобы дети смогли посмотреть, что находилось в баночках).
Посмотрите, из баночки, в которой лежит апельсин, пахнет апельсином, где лежит чеснок – пахнет чесноком, а из баночки, в которой только воздух, шел какой-нибудь запах?
Воспитатель. Ребята, подумайте, какое свойство воздуха мы открыли? ( высказывания детей: не имеет своего запаха, передает чужие запахи).
Воспитатель. Правильно: воздух действительно не имеет запаха.
Воспитатель: Давайте прикрепим на фланелеграф карточку-обозначение этого свойства воздуха
ВЫВОД: ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА.
Молодцы, и это свойство воздуха мы доказали
Слайд №8
ОПЫТ 3. Можно ли услышать воздух?
Воспитатель. Я вам сейчас, ребятки, открою секрет. Воздух имеет разные голоса. Возьмите по одной резиновой игрушке и поиграйте с ними. Кто это у вас сейчас пищал? (ответы детей).
Воспитатель. Да, ребята, это мы сейчас слышали воздух.
ВЫВОД: ВОЗДУХ МОЖНО УСЛЫШАТЬ, (выставляется схема с изображением уха)
Слайд № 9
В какой хорошо знакомой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Дети: Мяч, в котором много воздуха, лучше прыгает.
Воспитатель: А вот, интересно, внутри других предметов есть воздух или он только в мячах? А внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята? (высказывания детей).
Давайте проверим.
Слайд №10
ОПЫТ 4. В каких предметах есть воздух и есть ли воздух внутри людей?
Воспитатель. Посмотрите, сколько разных предметов на столах. Давайте в них поищем воздух.
(садятся за столы)
Рассмотрите губку. Какая она, потрогайте.
Дети. Мягкая.
Воспитатель: В губке, ребята, есть отверстия. Как вы думаете, что в этих отверстиях?
Дети: Воздух.
Воспитатель. Проверим. Опускаем губку в воду. Есть воздух?
Дети. Да.
Воспитатель. А как вы догадались?
Дети: Пузырьки выходят.
Воспитатель: Значит, в мягких предметах есть воздух. А в твердых? Найдите у себя на столе твердый предмет.
Дети: Кирпич.
Воспитатель: Проверьте, есть ли в кирпиче воздух (бросают кирпич в баночку с водой и опять появляются пузырьки в воде)
И в кирпиче есть воздух.
(Обратить внимание детей на пузырьки на стенках баночки) Это о чем говорит?
Дети: Воздух есть в воде.
Воспитатель: Ну что же, ребята, где мы его нашли?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: Воздух всюду вокруг нас. А только ли вокруг нас, а в нас самих нет?
Дети: Есть.
Воспитатель: А зачем он живет в нас?
Дети: Мы им дышим, вдыхаем и выдыхаем.
Слайд №11
Дыхательная гимнастика
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко
(медленный вдох-выдох на 4 сек).
Подыши одной ноздрей,
Подыши другой ноздрей –
И к тебе придет покой
Слайд №12
Воспитатель. Ребята, посмотрите, стоят стаканчики с водой и трубочки.
Воспитатель. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?
Дети. Пузырьки появились.
Воспитатель. Откуда они взялись?
Дети говорят свои версии (Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.)
Воспитатель: Значит, внутри нас тоже есть воздух? (высказывания нескольких ребят-ученых)
Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит, воздух находится в нас.
ВЫВОД: ВОЗДУХ ЕСТЬ ВНУТРИ ПРЕДМЕТОВ И ВНУТРИ НАС. ЧЕЛОВЕК ДЫШИТ ВОЗДУХОМ.
Воспитатель: Давайте прикрепим на фланелеграф карточку -обозначение свойства «Воздух внутри нас. Человек дышит воздухом».
Ребята, а какие еще пузыри можно пускать?
Дети: Мыльные!
Воспитатель: Я буду надувать пузыри воздухом, а вы будете воздух из пузырей выпускать. (лопать пузыри)
Слайд №13
Физминутка «Мыльные пузыри» (под музыку из м/ф «Осторожно, обезьянки!»)
Слайд №14
ОПЫТ 5. Имеет ли воздух форму? (воздушные шары разной формы)
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете имеет воздух свою форму или нет? (высказывания детей).
Давайте проведем еще один опыт. У меня на столе лежат воздушные шарики.
Посмотрите, шары наполнены воздухом. Ребята какой формы шары? (разные)
Форму чего принял воздух? (форму шара).
Сделайте вывод, имеет ли воздух свою форму? (дети высказывают свои выводы)
ВЫВОД: ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ СВОЕЙ ФОРМЫ. ОН ПРИНИМАЕТ ФОРМУ ТОГО ПРЕДМЕТА, В КОТОРЫЙ МЫ ЕГО ПОМЕЩАЕМ. (повторение детьми)
Воспитатель: Давайте прикрепим на фланелеграф карточку – обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет своей формы»
Итог
Слайд № 15 включить звук
Снова появляется Химиоза – запись голоса на слайде:
Химиоза. Ну что? Ваше время вышло! Я уверена, что вы не справились с моим заданием!
Воспитатель. Остановись, королева Химиоза, мы все выполнили Ребята, давайте ей расскажем о свойствах воздуха
Игра «Раз, два, три – свойство воздуха назови!»
(воспитатель показывает схемы-карточки на доске, а ребята называют свойства воздуха)
- Воздух бесцветный и прозрачный (воздух не имеет цвета).
- Воздух окружает нас повсюду.
- Воздух не имеет своего запаха -только передает чужие запахи.
- Воздух может есть в разных предметах.
- Воздух можно услышать.
- Воздух внутри нас - человек дышит воздухом.
- Воздух не имеет своей формы.
- Воздух невидимый.
Химиоза исчезает со звуком - грохотом
Воспитатель.
Теперь подведем итоги сегодняшнего дня.
Что вас, ребята, сегодня удивило, чему сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)
– Вы с помощью опытов и экспериментов смогли изучить свойства воздуха, и тем самым спасли нашу планету от злой королевы Химиозы.
Меня очень порадовало, что вы умеете договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту.
Я надеюсь, что мы с вами продолжим наблюдать за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания!
Слайд №16
На память о нашем сотрудничестве дарю вам эти воздушные шары.
Включить песенку
Давайте попрощаемся с нашими гостями. До новых встреч!
Используемая литература
1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М. : Просвещение, 1986.
2. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2003
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004
6. Поддъяков Н. М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1998.
7. Равиза Ф. В. Простые опыты. – М., 1997.
8. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – СПб.