Юлия Ероклинцева
Конспект НОД «Моя семья» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление детей о семье, создавать условия духовно-нравственного развития детей.
Задачи:
Обучающие:
формировать представление детей о семье, как о людях живущих вместе;
о родственных связях внутри семьи; об обязанностях членов семьи;
побуждать детей называть имена членов семьи, характеризовать их, используя в речи прилагательные.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Моя семья“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопрос полным предложением; умение эмоционально и выразительно читать речевые игры, регулируя интонацию и силу голоса; обогащать словарный запас детей по теме «Семья»; способствовать развитию познавательной и игровой активности.
Воспитывающие:
вызывать желание детей проявлять заботу о членах своей семьи, воспитывать чувство привязанности к ним; способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.
Предварительная работа с родителями и педагогами:
изготовление дидактических и настольных игр по теме «Моя семья», изготовление лэпбука «Моя семья. Мой дом. Семейные традиции»,
запись видеоприветов «Моя семья»
Предварительная работа с детьми: чтение художественной литературы: Е. Благинина «Аленушка», А. Барто «Помощница», русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Гуси-лебеди»; беседы по сюжетным картинкам «Как хорошо играть всем вместе», «Учимся уступать друг другу», «Мы должны беречь друг друга»;
сюжетно-ролевые игры в игровом уголке «Центр семьи»: «Мама пришла с работы», «Ждем бабушку в гости», «Готовим обед», «Поездка в Городской парк».
Ход НОД:
Дети входят в группу, встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель: Ребята, я сегодня с самого утра улыбаюсь! А знаете почему? У меня сегодня очень хорошее настроение! Хотите, я вам подарю хорошее настроение?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Насте и Владе – в карманчик, Арстану и Эмиру – в кулечки, Саше и Вике – в ладошки, Даше и Стеше – прямо на бантики. Вот и вы теперь улыбаетесь.
Воспитатель: Ребята, а сколько гостей у нас сегодня! Давайте тоже подарим им хорошее настроение. Сделаем ладошками добрые солнышки (соединяют ладони, изображая шар, покажем гостям и отправим им хорошее настроение, скажем «Здравствуйте!» (ладошки раскрываются, пальцы, как лучики солнца направлены к гостям).
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое,
(Ладони показывают круг)
Здравствуй, небо голубое,
(Ладони раскрываются в стороны)
Здравствуй, быстрый ручеек,
(Ладони сложены в замок, руки
выполняют волнообразные движения)
Здравствуй, маленький дубок.
(Ладони перекрещены, шевелим пальцами)
Мы живем в одном краю,
(Показываем руками большой круг)
Всех вас очень я люблю!
(Прижимаем ладони к груди)
Воспитатель: Ребята, а кого вы любите?
Дети: Маму, папу, бабушку, сестренку, братика, дедушку.
Воспитатель: Мама, папа, дети, которые живут все вместе, – это семья. Повторите: это семья!
Дети (хором): Это семья!
Воспитатель: Мы сегодня поиграем, больше узнаем о том, что такое семья и поближе познакомимся с членами ваших семей. Занимайте свои места. Садитесь правильно, на полный стул, спина прямая.
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Есть семьи совсем маленькие. Например, в которых вместе живут только мама и дочка. Есть семьи побольше, в которых живут вместе и мама, и папа, и ребенок, и его братики и сестрички. Есть семьи еще больше, в которых живут вместе и мама, и папа, и дети, и бабушки, и дедушки.
– Вика, кто с тобой вместе живет? (Ответ ребенка)
– Витя, кто самый старший в вашей семье? (Ответ ребенка)
– Дима, кто самый младший в вашей семье? (Ответ ребенка)
– Маруся, как ты ласково называешь брата? (Ответ ребенка)
– Дарьяна, как ты ласково называешь маму? (Ответ ребенка)
Допускаются односложные ответы детей.
Воспитатель: Ребята, познакомьте меня с вашими мамами!
Р/и «как зовут твою маму?»
– Даша, как зовут твою маму?
– Мою маму зовут …
Воспитатель задает вопрос нескольким детям. Дети отвечают полным предложением.
Воспитатель: Посмотрите на фотографии своих мам! Какие мамы красивые, какие у них добрые лица, ласковый взгляд, приятная улыбка. А еще, ребята, все дети немножко похожи на своих мам, пап, братиков и сестричек, потому что все они родственники – родные люди, семья. Родные люди всегда помогают друг другу, заботятся друг о друге, любят своих родных и всю свою семью.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в «Семью», кто хочет быть мамой? Аня, давай ты будешь мамой, а мы будем детьми, дочками и сыночками. Вот мама надела фартук и идет готовить и накрывать на стол. А дети взяли игрушки (музыкальные игрушки) и устроили веселый концерт.
Ребенок – мама «готовит, накрывает на стол». Дети играют на музыкальных инструментах. Игру можно повторить 1-2 раза с изменением темпа или изменением силы голоса (тихо, громко).
Музыкальная игра «Мы гуляем»
Мы гуляем по дорожке
И шагают наши ножки (маршируют и отстукивают ритм).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (бегут на месте).
Через лужи прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).
А теперь на бугорок
Прыжок (прыжок на двух ногах!
Стоп (притоп!
Надоело нам стоять,
Лучше мы пойдем гулять (пружинка!
Воспитатель: Послушайте, кто-то плачет. Может это наша малышка? Аленушка? Давайте уберем музыкальные инструменты и тихонечко посмотрим, а мама возьмет Аленушку на руки. Только близко не подходите, а то малышка испугается.
Дети убирают инструменты. «Мама» берет куклу на руки.
Воспитатель: Наша младшая сестренка, не умеет ходить, говорить, она очень маленькая, беззащитная. К малышам нужно относиться бережно, заботиться о них. Что же сделать, чтоб малышка успокоилась?
Дети:
– Надо ей добрые слова сказать.
– По головке погладить.
– Надо ее покачать.
– Колыбельную спеть.
Воспитатель: Правильно, нужно сказать ласковые слова и погладить, обнять Аленушку. Если мы погладим или обнимем кого-то, то как будто скажем ему доброе слово. Давайте мама ее обнимет, погладит, а мы ласковым тихим голосом скажем.
Воспитатель говорит, дети повторяют:
Воспитатель и дети: Малышка, крошка, солнышко, умница, зайчонок, голубка, деточка, лапушка.
Воспитатель: Посмотрите, малышка успокоилась, улыбнулась. Клади, мама младшую дочку в колясочку. А старшие братики и сестрички будут играть тихо-тихо. Вставайте в кружок!
Физкультурная минутка "Мама спит".
Дети (дочки и сыночки) образуют круг.
Девочка-мама становится в центре круга.
Говорят вполголоса:
Мама целый день стирала,
Суп варила, подметала.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
(имитация движений)
Я на цыпочках хожу,
(ходьба на носках на месте)
Маму я не разбужу.
(грозят пальцем)
Даже сердца слышен стук:
(прижимаем руки к груди)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
(ритмично стучат кулачками)
Мои ножки идут –
Прямо к мамочке ведут.
(ходьба с продвижением вперед)
«Дочки-сыночки» обнимают «маму».
Воспитатель: Вот какая замечательная игра получилась! Ребята, кем была Аня?
Дети: Мамой.
Воспитатель: А мы кто с вами были?
Дети: Братики и сестрички, сыновья и дочки.
Воспитатель: А Аленушка кем была в игре?
Дети: Младшей сестричкой.
Воспитатель: А все вместе мы были большая семья! Скажите, ребята, а в ваших семьях мамы много работают?
Дети: Да!
Воспитатель: А что он и делают?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, стирают, убираются, готовят кушать, гладят белье, лечат, купают, причесывают детей, гуляют и играют с детьми, покупают одежду, дарят подарки. И им очень приятно, когда их дети говорят им добрые слова. Давайте для наших мам соберем «волшебный сундучок комплиментов». Каждый выберет самый красивый камушек, скажет комплимент маме и положит его в сундучок.
Д/и «Волшебный сундучок комплиментов»
Дети берут по очереди камушки Марблс, складывают в «волшебный сундучок», говорят комплимент маме. И садятся на стульчики.
Дети:
– Моя мама самая красивая!
– Моя мама самая добрая!
– Моя мама самая умная!
– Моя мама самая ласковая!
– Моя мама самая нежная!
– Моя мама самая модная!
– Моя мама самая обаятельная!
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много комплиментов собрали! А вы знаете, в семье есть еще один очень важный человек. Он и сильный, он и строгий, и гвоздь забить может, и машину водить умеет. Как вы думаете, кто это?
Дети: Папа!
Воспитатель: Ребята, а ваши папы какие?
– Мой папа самый сильный!
– Мой папа самый веселый!
– Мой папа самый спортивный!
– Мой папа самый добрый!
– Мой папа самый умный!
– Мой папа самый трудолюбивый!
Воспитатель: Какие у вас папы хорошие! А еще, ребята, все папы умелые – они многое умеют делать. Давайте поиграем и соберем большой мешок папиных дел.
Д/и «Большой мешок папиных дел» (Что умеют папы)
Воспитатель показывает предмет, например, футбольный мяч, дети должны сказать, что папа умеет играть в футбол., и т. д. Воспитатель складывает предметы в большой мешок. Допускаются хоровые ответы.
Мяч – играть в мяч;
пила – пилить;
молоток – забивать гвозди;
пылесос – пылесосить;
машина – водить машину;
компьютер – работать на компьютере;
гантели – заниматься спортом;
чайник – готовить чай;
гитара – играть на гитаре.
Воспитатель: Вот какой получился большой мешок папиных дел!
Но иногда папы бывают рассеянными и забывают, где эти предметы должны храниться! Давайте поможем папам: разложим все предметы по местам.
М-п/и «Каждой вещи свое место!»
Дети берут по одному предмету из мешка и убирают на место.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Выручили папу! Давайте посмотрим на доску и найдем картинку, на которой изображен папа. Саша, бери указку, покажи, пожалуйста. Ребенок показывает.
– Это папа.
Воспитатель: Назовите, кто еще изображен на картинках.
Дети по желанию выходят к доске и называют.
– Это мама.
– Это дочка.
– Это сынок.
– Это бабушка.
– Это дедушка.
Воспитатель: А все вместе – это одна большая семья. А как вы думаете, кто в этой семье самый старший?
Дети: Бабушка, дедушка.
Воспитатель: Давайте с вами еще поиграем и «поедем к бабушке в гости». Поедете?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я буду бабушкой (воспитатель накидывает платок, перевоплощаясь в бабушку). А кто хочет быть дедушкой? Эмир хочет быть дедушкой. (Воспитатель одевает кепку «дедушке»). А вы будете братики и сестрички – наши внучата. Дедушка, бери руль, повезешь внучат на «микроавтобусе». Пока звучит музыка, «микроавтобус» едет. С окончанием музыки «микроавтобус» останавливается.
Дети встают парами за «дедушкой» - водителем. Под музыку «микроавтобус» двигается, с окончанием музыки останавливается. Всех встречает «бабушка».
Воспитатель (бабушка): Мои дорогие внучата приехали! Как я вас рада видеть! (бабушка обнимает, гладит детей) А я для вас оладушки испекла!
Словесная игра с движениями «Оладушки»
Дети:
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
(Имитация движений)
Бабушка:
Маше – два,
Саше – два,
Тане – два,
Ане– два…
Дети поднимают открытые ладошки вверх, воспитатель-«бабушка» кладет свои ладони поверх детских, как будто раздает оладышки.
Бабушка: Всем дала?
Дети: Да!
Вкусные оладушки
У нашей бабушки!
Бабушка:
Вы за столом сидели,
Оладушки ели,
Бабушку хвалили,
Спасибо говорили!
Воспитатель: Давайте скажем: «Спасибо, бабушка!»
Дети: Спасибо, бабушка.
Воспитатель: Давайте назовем бабушку ласково, ей будет приятно.
Дети: Бабуля, бабулечка.
Воспитатель: А вы знаете, что бабушки и дедушки – это старые люди, они часто болеют, быстро устают. Им нужна ваша помощь. Посмотрите, и тарелки грязные и мука по полу рассыпана, и полотенца испачкались. Как мы можем бабушке помочь?
Дети:
– Помыть посуду.
– Подмести пол.
– Постирать полотенца.
Игра-имитация «Помогаем бабушке»
Дети вместе с бабушкой имитируют мытье посуды, подметание пола, стирку полотенец.
Воспитатель (бабушка): Вот спасибо вам, внучата. Но пора вам домой возвращаться. Дедушка, бери руль, повезешь внучат в детский сад. А вы ребята, пришлите мне свои видео приветы. Я буду их смотреть и вас вспоминать.
Дети встают парами за «дедушкой» - водителем. Воспитатель снимает костюм бабушки. Под музыку «микроавтобус» двигается, с окончанием музыки останавливаются около стульчиков. Всех встречает воспитатель.
Воспитатель: Вот ребята приехали! Куда же вы ездили?
Дети: К бабушке!
Воспитатель: Вам понравилось, как мы играли?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, кем был Эмир?
Дети: Дедушкой.
Воспитатель: А я кем была?
Дети: Бабушкой.
Воспитатель: А вы кто были?
Дети: Внучата, братики и сестрички.
Воспитатель: А все вместе мы были родственники, родные люди, семья! Мы сегодня играли и помогали друг другу, заботились друг о друге и говорили добрые слова, как настоящие родственники, как члены одной большой семьи.
А чтоб вы помнили о том, какое большое место в жизни каждого человека занимает семья, бабушка подарила необычную книгу. Она так и называется «Моя семья». Воспитатель показывает детям лэпбук «Моя семья. Мой дом. Семейные традиции».
Деятельность вне НОД:
Воспитатель: А теперь я приглашаю всех посмотреть видеоприветы, которые ребята вместе с родителями приготовили для бабушки.
Просмотр видеоприветов «Моя семья».