Елена Тимошенко
Конспект НОД для старших дошкольников «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Цель: воспитывать любовь и уважение к родным и близким, чувство гордости за свою семью.
Задачи:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
Публикация «Конспект НОД для старших дошкольников „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям;
- воспитывать желание заботиться о своих близких,
Предварительная работа: беседа о членах семьи, которые живут вместе с детьми, составление рассказов на тему: «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, чтение художественной литературы, рисование портретов.
Оборудование: семейные фотоальбомы детей, дидактическая игра «Кто кем кому приходится?»
1 этап: Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывания детей / примечание
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас, и я рада, что у вас хорошее настроение. А чтобы настроение нас не покинуло, я предлагаю поиграть. Кто за?
Как здорово, что вы согласны.
Пальчиковая игра «Моя семья»
Раз-два-три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я – вот и вся моя семья! Весело у вас получается.
- Друзья, я услышала такое интересное стихотворение но не могу разобраться в нем. А вам это интересно? Если дети соглашаются:
Уверена, что вам понравится.
Если дети не соглашаются:
Может быть, сначала послушаем.
Чтение стихотворения «Родня»
Стихотворение «Родня»
Мама с папой – моя родня, нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка, и щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю, скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка, маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий – братишке, мяч – сестренке, конфета – Тишке.
А еще есть друг у меня, друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра, без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю, все на свете ему подарю.
(Я. Аким)
- Я очень хочу понять, все ли родственники в этом стихотворении? Предлагаю начать расследование. Вы согласны?
Если дети соглашаются:
Я знала, что вы меня поддержите.
Если дети сомневаются:
Мне кажется, надо попробовать
2 этап: Способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывания детей / примечание
- Как же нам разобраться, кто родственник? Какие будут предложения? Если дети предлагают правильный вариант:
- Замечательная идея.
Если дети предлагают не правильный вариант:
- Необычное предложение. Друзья, давайте еще немножко подумаем.
Если дети затрудняются:
- Я предлагаю ответить на такие вопросы:
1. Что такое семья?
2. Чем отличаются разные семьи?
3. Кто самый старший в семье?
4. Кто такие родственники?
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
Обратная связь на высказывания детей / примечание
- А вы знаете, кем члены семьи приходятся друг другу?
Игра «Кто кому кем приходится?»
Цель: закреплять знания детей о родственных связях. Развивать память, внимание.
Ход:
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
- Отлично.
- Так как мы называем одним словом этих людей: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь?
- Здорово. Вы и это знаете.
- Раньше мужчины, женщины и дети жили все вместе небольшими группами. Вместе люди защищались от диких зверей и хранили огонь. Эти семьи не были похожи на современные. Время шло, менялся образ жизни, и стали появляться семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. Отец приносил пищу, а мать заботилась о муже, детях и доме. Вдвоем было легче вести хозяйство и воспитывать потомство. Дети, подрастая, начинали помогать родителям. Примерно так же распределяются обязанности и в наших семьях. Человеку на земле семья нужна больше, чем другим живым существам. Потому что новорожденный ребенок самый беспомощный. Его надо накормить, защитить. И все это делает семья.
- А кто обычно заботится о малыше?
- А как она заботится?
- Я предлагаю проверить, как наши девочки справятся с ролью «мамы».
Игра «Одна дома»
Цель: закреплять знания детей об уходе за маленькими детьми. Развивать внимание, память.
Ход: на большой карте изображен плачущий малыш. Нужно отобрать и расположить вокруг нее маленькие карточки, с нарисованными предметами, с помощью которых можно его успокоить (игрушка, еда для малыша, молочный рожок, тарелка с кашей, одежда, ползунки).
Я с вами согласна.
Как ловко у вас получается.
_ А как вы считаете, кто может научить мальчиков быть настоящими мужчинами?
- А кто такие «настоящие мужчины»? Замечательно.
Какие вы внимательные. Верно.
-Дедушки и бабушки могут жить далеко или вместе с вами, но вы должны знать, что они дали жизнь вашим родителям, а, значит, и вам. Пока вы маленькие, родные заботятся о вас. Когда вы подрастете, то вы будете заботиться о них.
Дидактическая игра «Семейные обязанности»
Цель: закрепить знания детей об обязанностях в семье. Воспитывать
Ход: на доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребенка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети размещают под изображением нужную карточку
Я предлагаю проверить, у всех в семье такие обязанности?
- А что вы знаете про своих родных, какие они у вас?
Дидактическая игра «Подбери признаки»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход:
Мама (какая) – добрая, красивая, терпеливая, умная, нежная, ласковая, требовательная…
Папа – строгий, сильный, смелый, ловкий, выносливый, трудолюбивый…
Бабушка - старенькая, седая, добрая, отзывчива, ласковая…
Дедушка – мудрый, старый, седой, уважаемый…
Брат – старший, младший, сильный, большой, драчливый, веселый, смелый…
Сестра –младшая, задорная, непоседливая, маленькая… Если дети затрудняются воспитатель помогает:
- Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, бабушке, дедушке и т. д.
Отлично вы справились с заданием
- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Может он в футбол играть («пинают» мяч)
Может книжку почитать (складывают руки, как книжку)
Может суп мне разогреть (сжимают и разжимают пальцы)
Может мультик посмотреть (прыгают на месте)
Может поиграть он в шашки (повороты туловища)
Может даже вымыть чашки («моют» посуду)
Может прокатить меня (скачут как лошадки)
Вместо быстрого коня
Может рыбу он ловить, («ловят рыбу»)
Кран на кухне починить (хлопают в ладоши)
Для меня всегда герой - (маршируют по кругу)
Самый лучший папа мой!
- Так для чего создают семью? Если дети отвечают правильно:
Верно.
Если дети отвечают не верно:
- Все так думают?
- А чем отличаются все семьи? Если дети отвечают правильно:
Точно. Именно так.
Если дети затрудняются:
У каждой семьи есть фамилия.
- У меня есть вот такая шляпа, я предлагаю вам примерять ее и называть свое имя и фамилию.
Очень хорошо!
- Ребята, мы с вами рассматривали ваши семейные альбомы и в них были фотографии сестер и братьев ваших родителей.
- А вы знаете, кем они приходятся вам?
Если дети затрудняются, воспитатель помогает:
- Вам они дяди и тети.
- Все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях.
- Я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить определить лишнего человека. Объяснить, почему он лишний.
Ход:
Воспитатель дает четыре названия, ребенок должен выбрать лишнее:
- мама, папа, соседка, дочь;
- бабушка, подруга, сестра, мама;
- дворник, брат, папа, дедушка;
- сестра, продавец, бабушка, брат;
- брат, мама, друг, сестра;
- папа, мама, дочь, бабушка.
Какие вы внимательные.
- Друзья, теперь, я думаю, мы можем сказать все ли родственники в стихотворении?
Повторное чтение стихотворения «Родня»
Прекрасно справились с заданием.
- О семье есть очень много пословиц, я предлагаю их вспомнить.
Пословицы о семье, доме
1. Вся семья вместе, так и душа на месте.
2. Семьей дорожить – счастливым быть.
3. Семья без детей, что цветок без запаха.
4. На что и клад, если в семье лад?
5. Человек без семьи, что дерево без плодов.
6. Для внука дедушка – ум. А бабушка – душа.
7. Братская любовь крепче каменной стены.
8. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
9. Отца с матерью почитать – горя не знать.
10. При солнышке тепло, при матери добро.
- Я очень рада, что вы так много знаете.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывания детей / примечание
- А сейчас я хочу взять у вас интервью.
- Что было вам интересно?
- Что вам было трудно?
- О чем и кому вы расскажете?
-Что такое семья?
-Кто такие родственники?
-Как другими словами можно назвать папу и маму?
-Как люди должны жить в семье?
-Я предлагаю пройти к нашей фотовыставке, которую мы сделали с родителями и посмотреть на ваши дружные семьи.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! В ваших семьях все любят друг друга и заботятся друг о друге. Неважно, какая семья - маленькая или большая. Главное, чтобы в семье были мир, дружба, уважение и любовь друг к другу.
Как здорово, что вам понравилось и вы все запомнили.