Наталья Васенина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мир полон звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
ознакомление с принципами образования звуков, воспитание интереса к звучащему миру, развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку; развитие навыков и умений творчески ориентированной личности, обладающей музыкальными способностями.
Задачи:
Дать знания о различных видах звуков и звукоизвлечениях.
Использование творческих заданий в различных видах музыкальной деятельности для развития у дошкольников творческого воображения и фантазии.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Мир полон звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Побуждать детей к активной импровизации на знакомом материале, воспитывать самостоятельность, творческую инициативу, учить не бояться выражать свое мнение, передавать свои чувства и эмоции.
Воспитывать доброжелательное отношение ребенка к окружающему миру, самому себе, сверстникам
Оборудование:
1. «Волшебный» сундучок, внутри которого: стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, лист бумаги, емкость с водой.
2. Искусственные цветы – светильник.
3. Большие бутафорские карандаши по числу мальчиков.
4. Бабочки на резинке по две на каждую девочку.
Аудиозаписи:
1. «Шутка», И. С. Баха.
2. «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто» Дж. Верди «Сердце красавицы склонно к измене».
3.«По полю» р. н. песня в исполнении гр. «Ариэль».
4.«В коробке с карандашами» муз. Г. Гладкова
5.«Живет повсюду красота» муз. Ю. Антонова
Нотный материал:
1. «Бубенчики» муз. Тиличеевой
2. «Во кузнице» рус. нар песня
Ход НОД:
Муз. рук-ль:
Ребята, проходите в наше музыкальное царство-государство. Усаживайтесь поудобнее. Сейчас у меня будет для вас необычное задание. Я попрошу вас устроить шум. Хорошо. А теперь прошу создать тишину. Видите, как легко устроить шум и гам, и как нелегко хранить тишину в мире, полном звуков.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А. Усачев «Звуки»
Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. У меня есть «волшебный» сундучок. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит.
(Дети угадывают звуки: стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды).
Муз. рук-ль: Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:
Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).
Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).
Самолет, салют, карусель, колокольный звон: (Улица).
Муз. рук-ль: Замечательно! Теперь задание другое,
Тоже очень непростое.
Я буду звуками чему-то подражать,
А вас прошу я эти строчки продолжать.
а) мяу, ку-ка-ре-ку, …б) тук, щелк, хлоп, …
Муз. рук-ль: Ах, молодцы, друзья, вы, право,
Так хочется вам крикнуть: «Браво!»
Теперь еще минуточку внимания.
Мне подберите звукоподражание
К предметам разным, тем, что назову.
Да не стесняйтесь, я вам помогу.
а) часам (тик-так) б) шагам (топ-топ); и т. д. ; в) воде; г) молотку; д) мячу; е) кукушке; ж) собаке.
Муз. рук-ль: С заданьем справились на пять!
Друзья, готовы танцевать?
Живут, не зная скуки,
В веселых танцах звуки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю танцевать!
Звуков в танце – вереница,
Приглашают веселиться.
Кувырочки и хлопки,
И шажочки и прыжки.
Если в нашем танце
Галоп, поскоки только-
Значит этот танец называем… «полька».
Если танец плавный закружит сейчас,
Назовем мы славно этот танец… «вальс».
Ну, а если заведем дружный, хороводный,
Этот танец назовем мы с тобой…»народный».
Дети исполняют танец «По полю-полю…»
Муз. рук-ль: Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ. Духовой инструмент флейта может передать голос птички, струнный инструмент контрабас – тяжелую поступь медведя, а скрипка – элегантную грацию кошки. А может звук спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении? Конечно. Когда оно хорошее, мы представляем веселую, радостную мелодию, а если плохое – слышим грустную, печальную музыку.
Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах написал пьесу «Шутка». Послушайте ее.
Слушание «Шутка», И. С. Баха
(включаю искусственные цветы - светильник).
Муз. рук-ль: Даже цветы распустились от такой замечательной музыки. Вот кому я подам цветок, тот и скажет какая эта музыка по характеру (передаем цветок).
Скажите, если у вас плохое настроение, и вдруг вы услышите звуки веселой, задорной, игривой, солнечной музыки, настроение изменится? (Ответы).
И от грусти, и от скуки,
Могут вылечить нас всех,
Озорных мелодий звуки,
Песни, шутки, пляски, смех.
Муз. рук-ль: В нашем зале много музыкальных инструментов, но вы их слышите? А вы их видите (Нет).
Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, и при благоприятных условиях развития он становится музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а еще лучше… петь!
Сейчас предлагаю творческое задание: определите образ человека по поющему голосу
(звучит «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди «Сердце красавицы склонно к измене»).
Определяем: пол поющего (мужской или женский,
возраст,
характер,
действия,
желания,
внешние данные,
на каком языке поет – понятном (русском) или нет.
(Герой поет на самом музыкальном языке – итальянском. Он беспечный, беззаботный, думает только о себе, а не о других).
Муз. рук-ль: Ну, а теперь и нам запеть пора. Занимаем певческую установку. Разогреваем голос, поем песенку-распевочку.
Дети исполняют распевку «Бубенчики» муз. Тиличеевой.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку,
Что такое эта музыка,
Расскажите мне скорей…
Такие стихи сочинила девочка – школьница, а композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня. И у нас с вами получится очень красивая, задорная народная песня.
Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице».
(муз. рук-ль дирижирует, уделяя внимание динамическим оттенкам песни)
Муз. рук-ль: Ребята, посмотрите. У меня в руках обычная палочка. С помощью этой такой палочки дирижер руководит оркестром, как я сегодня руководила нашим хором, чтобы звуки были дружными, ладными да складными. А вот палочка побольше. На что она похожа? Какие действия можно изобразить с помощью этой палочки?
(Подвести детей к ответу – палочка похожа на большой карандаш. Предложить мальчикам исполнить упражнение-импровизацию с карандашами).
Импровизация с предметами «В коробке с карандашами»
(муз. сопровождение –одноименная песня Гр. Гладкова)
Муз. рук-ль: Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой. Звуки музыки исцеляют больных, поддерживают тех. Кому грустно и радуются вместе с веселыми и добрыми людьми. Как же это здорово – слышать звуки окружающего мира! Есть люди, которым об этом приходится только мечтать. Музыка учит повсюду находить красоту, не только пользоваться самим, но и дарить радость другим.
Мальчики нарисовали нам чудесную картину. А девочкам я предлагаю тоже поимпровизировать, представьте, что за окном нет сугробов, а зеленеет травка, на лужайке распускаются цветы, а над ними порхают легкие, красивые бабочки.
Танцевальная импровизация девочек «Танец с бабочками»
(на музыку Ю. Антонова «Живет повсюду доброта)
Дарите музыку друг другу,
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас!
В. Степанова
Давайте возьмем музыку из своего сердца, и подарим нашим гостям. Спасибо тебе, музыка!
Под спокойную мелодию дети уходят из зала.