Айжан Алиева
Конспект НОД «Маленькие исследователи» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Основная общеобразовательная программа ДОУ: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. «Детство».
Возрастная группа : старшая.
Тема НОД: «Маленькие исследователи» (с использованием ТРИЗ-технологии).
Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.
Публикация «Конспект НОД „Маленькие исследователи“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Образовательная: - Сформировать знания детей о том, что все эти свойства стекла учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала; Формировать знания детей о технике безопасности: со стеклянными предметами надо обращаться осторожно, они очень хрупкие, осколками стекла можно пораниться, нельзя брать в рот.
Развивающая: Развивать внимание, любознательность, умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление.
Воспитательная: Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения.
-Воспитывать уважение к труду взрослых.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование: Изделия из стекла: вазочки, салатницы, стаканы, бутылочки, флакончики, пробирки, линзы для очков, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, коробка-копилка; журналы с таблицами, карандаш и ластик, пластинка стекла (с обработанными краями, стакан, салфетка бумажная, пластиковая ложка халат (на каждого, столы и стулья, паззлы с окошками для картинок и картинки, термос с горячей водой, калейдоскоп, медали.
Методы и приё мы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково – исследовательская деятельность.
Предварительная работа: дидактические игры, упражнения, наблюдения и беседы в совместной деятельности, чтение художественной литературы, загадывание загадок, просмотр презентаций.
Ход ИОС
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Вводная часть (мотивация)
Введение в игровую ситуацию. Ребята, назовите объекты, в которые можно складывать и хранить, собирать предметы, общие по какому-то признаку.
У меня тоже есть коробочка. Хотите заглянуть в нее?
Посмотрите внимательно и назовите общий признак у всех объектов. Правильно. Из какого материала сделаны все объекты? Ответы детей: копилка, альбом, коробочка, музей, склад, галерея, контейнер, библиотека, база, и др.
Да. ( дети достают и называют: стакан, ваза, салатница, чашка, бутылочка с йодом, градусник, очки, елочная игрушка).
Материал.
Из стекла.
Основная часть
-Ребята, есть такая профессия: исследователь. Может кто-то из вас что- то знает или слышал о ней, кто такие исследователи?
Исследователи –это ученые, которые изучают, делают наблюдения, проводят эксперименты, ставят опыты и свои наблюдения записывают в журнал.
Предлагаю вам сегодня стать исследователями, хотите?
У каждого будет своего журнала, карандаш и объект исследования- стекло и его свойства. А свои наблюдения и результаты исследования вы отметите в журнале. Проходите за столы, надевайте халаты, открываем журналы.
Первая таблица.
Как вы думаете, какие сведения вы занесете?
Правильно, заполните таблицу, какие помощники-анализаторы помогают нам изучить объект.
Ребята, как называется профессия человека, который изготавливает стекло?
Предлагаю рассказать и показать о них.
Физминутка: «Стеклоделы»
Мы, ребята-стеклоделы,
Принимаемся за дело!
Массу в печи помещаем,
Очень сильно нагреваем.
Долго мы стекло варили
И за качеством следили.
Нами сварено стекло,
Светлым быть оно должно.
Стеклодувы-мастера,
Формы выдувать пора!
Брака мы не допускаем,
Все бутылки проверяем.
Все в порядке, ставим 5!
Можно смело отдыхать!
Продолжим наши исследования.
На следующей станице журнала есть еще таблица. Как вы думаете, какие сведения вы занесете? Есть признаки, надо поставить значок-символ рядом в пустом окошке.
Возьмите объект (стекло, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?
А могут ли быть другие объекты стеклянные другими по рельефу?
Посмотрите на стакан, вазу.
Правильно, предметы, сделанные из стекла, могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми, выпуклыми, ребристыми.
Дети, возьмите объект и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?
А если я добавлю воды теплой, потрогайте теперь, какой стал объект?
Вытекает вода из стакана?
Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое.
Дети, возьмите с подноса и положите под стекло ластик. Что вы видите?
Если под стеклом вы видите ластик, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?
Приведите примеры, где используется это свойство стекла?
Могут ли быть стеклянные объекты цветными? (непрозрачными)
Посмотрите на вазу, очки.
Правильно, стекло может быть цветным. Подумайте и приведите примеры, где используют цветные стекла?
А сейчас возьмите карандаш и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?
Правильно.
От удара стекло начинает медленно и часто дрожать, эти колебания передаются воздуху вокруг вазы. В конце концов дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим – «Дзинь»! Когда вы будете учиться в школе, вы узнаете об этом поподробнее.
Возьмите в руки стекло. Попытайтесь его согнуть. Получается?
Определить еще одно качество стекла и стеклянных предметов поможет игра «Причина-следствие». Проходите к столам, вы видите паззлы с окошками, картинки и картинку следствия – стеклянный предмет разбился. Составьте из картинок ситуации.
Какое качество, свойство стекла можно выявить?
Дети, посмотрите, у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук, что с ней произойдёт?
Воспитатель: Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться.
Стекло хрупкое, может разбиться. При использовании стекла и стеклянных предметов надо помнить об этом.
Как же быть, игрушки нужны, а свойство стекла –хрупкое, может разбиться, что делать с таким противоречием?
Молодцы, предлагаю проверить ваши таблицы друг у друга, как заполнены.
Приглашаю поиграть в игру «Хорошо-плохо» Секло- хорошо….
Секло- плохо…
Ответы детей
Ответы детей:
Надевают халат, садятся за стол, берут карандаш, открывают журнал, рассматривают.
Ответы детей:
Есть анализаторы, надо поставить значок-символ +, если мы можем исследовать объект с их помощью.
Заполняют таблицу.
Ответы детей: стеклодувы.
Марш
Присед и встать
Круговые движения руками
Руки в стороны
Вдох, выдох
Наклоны
Кулак с пальцем большим вверх, растирание ладоней.
Ответы детей:
Есть признаки, надо поставить значок-символ.
Стекло скользкое. Стекло гладкое.
Ответы детей:
Чувствуем грани стакана,
ребристое.
Стекло холодное.
Теплым.
Нет
ластик.
Дети: Прозрачное.
Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, лампочки, витрины и др.
Ответы детей:
Ответы детей: флаконы для лекарств, очки, вазы, посуда, бусы, мозаика.
Дети: Мы слышали звон.
Не гнётся.
Подходят к столам с паззлами и картинками, составляют ситуации и рассказывают:
Была хорошая погода, поэтому дети решили поиграть на улице, сильно ударили по мячу, мяч попал в окно, поэтому окно разбилось.
Семья поздравляла маму с праздником, поэтому папа подарил маме цветы, поэтому дочка решила достать вазу, не удержала, поэтому ваза разбилась.
Мама пришла с работы и очень устала, поэтому дети решили помочь маме и помыть посуду, они очень старались, поэтому было много пены, посуда выскользнула, поэтому разбилась.
Стеклянные предметы не прочные, легко бьются
Дети: Игрушка разобьётся.
Думают, высказывают варианты ответов. Из другого материала сделать –пластмассы, дерева и др., сделать сверхпрочным.
проверяют таблицы друг у друга, как заполнены.
(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)
Положительные: стеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие, удобные в применении и т. д.
Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могут разбиться, когда будешь убирать осколки - можно пораниться.
Заключительная часть (рефлексия)
Молодцы, в моей коробочке есть сюрприз для вас. (калейдоскоп и медали) Сегодня вы были настоящими исследователями и сами определили свойства стекла и стеклянных изделий, награждаю вас медалями «юный исследователь».
Список используемой литературы:
Основная общеобразовательная программа ДОУ: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. «Детство».
«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Старшая группа, Алешина Н. В., Москва, 2005.
МК «Я познаю мир», Сидорчук Т. А., ООО «Вектор-С», 2014г.