Татьяна Петрова
Конспект НООД логопедической. «Зимующие птицы. Буква В, звуки [В], [В’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НООД логопедической (фронтальной)
по формированию лексико – грамматической системы языка, звуковой культуры речи и обучению грамоте
"Зимующие птицы. Буква В, звуки [В], [В’]»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Цели:
Коррекционно – образовательные:
Публикация «Конспект НООД логопедической, „Зимующие птицы, Буква В, звуки [В], [В’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
- формировать номинативную лексику по теме «Зимующие птицы»;
- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [В], [В’].
Коррекционно – развивающие:
- развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением, чувство ритма;
-развивать зрительный гнозис и конструктивый праксис;
- развивать зрительное внимание;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, образование притяжательных прилагательных, употребление предлогов).
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- обучать детей бережному отношению к природе.
Оборудование: картинки – ворона, свиристель; зеленая, синяя кормушки; деревянная буква В; шнурки на каждого ребенка, картина «Воробьиная стая»; фишки (красная, синяя, зеленая); карточки для игры «Кто спрятался?»; картина «У кормушки»; букварь; музыкальное сопровождение»; ребус.
Содержание организованной деятельности детей:
Логопед: Здравствуйте, ребята. На пороге у нас зима и нам надо подумать о братьях наших меньших. Я вам приготовила загадки, когда вы их отгадайте, узнаете, о ком я говорю
Игра «Подскажи словечко» - развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Птички на деревья сели
Посчитай –ка: раз, два, три…
На зимовку прилетели
С красной грудкой… (снегири)
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты ее узнаешь сразу,
Коль заухает … (сова)
Тук – тук-тук с утра весь день.
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук, тук, тук, - в ответ нам… (дятел)
Серый маленький комочек
Чик – чирик! – замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш … (воробей)
- Кар- кар – кар! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? … (сорока)
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это –… (птицы)
Логопед: Назовите птиц, которые вы угадали. Как называют этих птиц?
Дети: Зимующие птицы. (если дети произносят короткий ответ, нужно попросить их ответить полным ответом)
Логопед: Почему мы называем этих птиц зимующими?
Дети: Они остаются зимовать, никуда не улетают, эти птицы не боятся холода.
Логопед: Посмотрите, к нам в гости залетели вот эти птички. Кто угадал их? (картинки птиц)
Дети: Ворона, свиристель
Логопед: Послушайте скороговорки про наших гостей.
Посмотрите, на вороне Прилетели свиристели
Платье серое, воронье. И в саду засвиристели.
Черненькие перышки Свиристели, свиристели,
На хвосте и горлышке Вмиг рябины опустели
А теперь попробуйте повторить за мной. (повторить скороговорку в медленном, быстром темпе)
Логопед: Ребята, птички к нам в гости прилетели, на улице холодно, голодно, они наверно проголодались, их надо покормить. У меня есть две кормушки синяя и зеленая. Как вы думаете, какая птичка, к какой кормушки полетит? Я вам немного подскажу, в названии этих птиц есть одинаковая буква.
Дети: Ворона в синюю кормушку, свиристель в зеленую кормушку.
Логопед: Давайте произнесем слово ВОРОНА, в названии этой птицы есть звук [В]. Кто даст характеристику этому звуку?
Дети: Это согласный твердый звонкий звук [В], обозначается синим цветом, поэтому ворона полетит в синюю кормушку
Логопед: Молодцы, а теперь слово СВИРИСТЕЛЬ, в названии этой птицы есть звук [В‘]. А этот, какой звук?
Дети: Согласный мягкий звук [В‘], обозначается зеленым цветом, поэтому полетит в зеленую кормушку.
Логопед: Звуки [В] и [В‘] обозначаются буквой В. Вот с ней мы сегодня и познакомимся (показывает на азбуке букву В, деревянную)
Логопед: Давайте вспомним с вами, что такое буква, звук?
Дети: Буквы мы читаем, пишем, звуки мы произносим.
Логопед: Какие бывают звуки и чем они отличаются?
Дети: Гласные – мы их поем, нет преграды для воздуха, согласные произносим отрывисто, здесь есть преграда для воздуха.
Логопед: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими.
Логопед: Молодцы, но мы забыли про наших птичек, пора их покормить.
Пальчиковая гимнастика «У кормушки» - развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Ждут воробьи Упражнение «Птичка», ладони повернуть к
себе, скрестить руки и переплести большие
пальцы (головка птицы). Помахать кистями рук
разведенными пальцами (крыльями).
У кормушки кормежки. Складывают ладони «подносом», затем выполняют
движения ладонями к себе (подзывают)
Принес им Сережка Идут по столу двумя пальцами (указательным и
средним)
Зерна и крошки. Руки вытянуть вперед, кисти опустить,
перебирать пальчикам, одновременно касаясь
большим пальцем подушечек остальных пальцев,
как будто насыпая птицам зерно.
Логопед: Молодцы, давайте вспомним про нашу букву В.
Палочка,
Рядом две ровные дужки –
Вот и готовы
Очки… для лягушки. (Е. Тарлапан)
Логопед: Выложите из шнурочка букву В
Игра «Наша буква» - развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, профилактика нарушений письменной речи.
(выкладывают букву В из одного шнурка у себя за столом)
Логопед: Посмотрите на нашу букву (деревянную, в какую сторону смотрят ее дужки. Пока вы выкладываете свою букву я расскажу вам сказку про эту букву.
Сказка про букву В Автор — Дарья Луч
В большом высоком доме с названием Алфавит, жили-были буквы. Самая первая, на самом верхнем этаже, жила буква «А», после неё, этажом ниже, жила буква «Б»; а ниже буквы «Б» проживала буква «В» — третья буква Алфавита.
Буква «В» работала почтальоном. Дело в том, что ребята дружили с буквами и постоянно посылали им письма, посылки и разные подарки.
А буква «В» была самая быстрая. Она переворачивалась и вставала на свои два колёсика, вот так и превращалась в машинку и ехала очень быстро, вот так: В – В – В – В – В – В – В – В – В – В – В. Очень быстро она доставляла все подарки буквам от ребят и ребятам от букв.
И вот однажды буква «В» уехала в отпуск на море.
– Поеду, – говорит, – отдохну, на недельку всего. Посмотрю, что будет?
И уехала.
Прошло всего три дня, и вдруг раздался звонок. Это звонили буквы.
– Буква «В», приезжай скорее! Мы уже так долго ждём тебя! На почте уже нет места, куда ставить письма и посылки. Срочно приезжай!
Буква «В» скорее собрала вещи и приехала домой. Потом бегом, быстро поехала на почту, вот так: В – В – В – В – В – В. А там вся комната была заставлена письмами, посылками, и подарками от ребят. И работники почты уже не знали, куда и что ставить.
– Ох! Сколько работы!
Буква «В» опять встала на свои колёсики и превратилась в машинку и стала быстро развозить вещи по адресам – по буквам: В – В – В – В.
Буква «В» работала очень быстро, и уже к вечеру все письма и посылки были развезены.
– Ух! – утёрла пот со лба буква «В», – Как я устала, но зато дело сделала. Сколько сейчас моих друзей-букв сидят и читают письма от ребят. А я устала и пойду спать, отдыхать.
И буква «В» легла спать.
Ей снилось, как ребята и буквы радовались полученным подаркам. А ещё снились вагоны, полные подарков, волны на море, ветер.
b]Логопед[/b]: Молодцы, у всех получилась красивая буква.
Открывайте Логопедический букварь Е. Косиновой страница 31.
Работа по букварю – знакомство с буквой Вв. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, профилактика нарушения письменной речи.
Помогите червячку отыскать правильную букву, какая она по счету? (четвертая, седьмая)
Читаем по букварю.
Логопед: Молодцы, закрываем буквари, послушайте мою загадку:
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Логопед: К нам прилетели воробьи, посмотрите и все разные, давайте расскажем о них. Будем образовывать слова от названия зимующей птицы воробей (картинка со стаей воробьев)
Игра «Слова одной семейки»- учить образовывать однокоренные слова
Логопед: Как назвать маленького воробья?
Дети: Воробьишко
Логопед: А еще как?
Дети: Воробышек.
Логопед: А как вы назовете большого воробья?
Дети: Воробьище
Логопед: Как можно назвать хвост воробья?
Дети: Воробьиный
Логопед: Стая воробьев
Дети: Воробьиная стая
Логопед: Птенцы воробья
Дети: Воробьята
Логопед: Птенец воробья
Дети: Воробьенок
Логопед: Молодцы, все справились
Логопед: Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях не только воробьиная стая. На улице морозно, зябко, снегу намело много, много и всем птичкам захотелось погреться и подкрепиться. Только посмотрите, наши птички замерзли и от них остались одни силуэты. Кто отгадает свою птичку, у того она оттает. Выбирайте себе птичку.
Игра «Кто спрятался?» - развивать зрительное внимание
(на ковре лежат карточки с одной стороны профиль птицы, с другой сама птица). Логопед: Все угадали свою птичку.
(дети садятся на ковер полукругом, впереди них лежат картинки птиц).
Логопед: Давайте, расскажем о своих птичках. Только слушайте внимательно, я бросаю вам мяч и задаю вопросы, вы возвращаете мне мяч и отвечайте полным ответом.
Игры с мячом:
Игра «Кто как голос подает?» - обогащать и активизировать словарь
Воробей – чирикает Голубь – воркует
Сорока – стрекочет Ворона – каркает
Сова - ухает Дятел – стучит
Синица - свистит Свиристель - свиристит
Игра «Чей, чья, чье, чьи?» - совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных)
Логопед: Дети:
Голова совы Совиная голова
Крылья голубя Голубиные крылья
Клюв вороны Вороний клюв
Гнездо воробья Воробьиное гнездо
Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» - уметь делить слова на слоги, определять их количество, развивать внимание, быстроту мышления.
Логопед: Дети:
Чиж - 1 слог
Клест 1 слог
Снегирь 2 слога
Свиристель 3 слога
Игра «Назови первый и последний звук» - совершенствовать навык звукового анализа и синтеза
Логопед: Дети:
Щегол Первый звук Щ, последний звук Л
Логопед: Молодцы, все справились, наши птички отогрелись, пора их накормить, давайте посмотрим, что у нас происходит у кормушки.
Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики, координации речи с движением с музыкальным сопровождением, развитие навыка хорового пения
«Птички у кормушки» сл. Н. Нищева, муз. Л. Гавришева
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают по
Шесть щеглов и голубей, одному пальчику
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Сжимают и разжимают кулачки.
(садятся за столы)
Игра «Кормушка» - совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов)
Логопед: Ребята, посмотрите на картинку «У кормушки», что делают наши птички? Нужно составить предложение о зимующих птицах. Расскажите, какие предлоги есть ваших предложениях.
Дети:
Дятел сидит на елке. В этом предложении есть предлог НА.
Клест пролетает над кормушкой. В этом предложении есть предлог НАД
Свиристель летит к кормушке. В этом предложении есть предлог К,
Кукушка сидит под веткой. В этом предложении есть предлог ПОД.
Трясогузка скачет от кормушки. В этом предложении есть предлог ОТ.
Снегирь сидит в кормушке. В этом предложении есть предлог В.
Синица выглядывает из – за ветки. В этом предложении есть предлог ИЗ-ЗА.
Логопед: Молодцы, все справились. Наши птички наелись и улетели, но осталось после них вот это послание, оно зашифровано. Давайте попробуем его расшифровать. Вот здесь написано, что надо спасти одного друга. Поможем? Кто справится?
Ребус «Сова» - развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.
Логопед: Молодцы, это сова попало в беду и нам надо ее спасти. Нужно выложить это слово
Игра «Собери слово» - совершенствовать навык звукового анализа и синтеза
Логопед: У вас есть фишки, нужно выложить слово СОВА (сначала делают самостоятельно, потом все вместе). Скажите в этом слове есть буква, с которой мы познакомились
Дети: Да, буква В.
Логопед: Послушайте, я произнесу слово СОВА. Давайте определим, какой звук, место его расположения.
Дети: В слове СОВА, звук [В] согласный твердый звонкий, стоит в середине слова, во втором слоге ВА.
С – первый звук согласный твердый звук [С], синяя фишка
О – второй звук, гласный звук [О], красная фишка.
В – третий звук, согласный твердый звук [В], синяя фишка.
А – второй звук, гласный звук [А], красная фишка.
Логопед: Все справились, наша сова спасена и она отправится в лес.
Организация окончания
Логопед: Что мы сегодня делали?
Дети: Мы вспомнили зимующих птиц, помогли им, обогрели, накормили, спасли сову. Познакомились с буквой В.
Логопед: Вы все сегодня занимались хорошо, наступила зима и надо помнить о братьях наших меньших. Вы все приготовили разные кормушки для птичек, сейчас пойдем гулять, повесим ваши кормушки и накормим всех птиц.