Екатерина Рыкова
Конспект НОД по лексической теме «Цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Расширение и активизация словаря по теме «Цветы».
Цель: Формирование устойчивого интереса к речевой деятельности с опорой на сформированные представления.
Задачи.
Коррекционные:
- расширение и активизация словаря по данной теме;
- развитие грамматических представлений;
- формирование навыков словообразования;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие мимических мышц;
- развитие диафрагмального дыхания;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- развитие просодической стороны речи;
- развитие звукового анализа слова;
Публикация «Конспект НОД по лексической теме „Цветы“» размещена в разделах
- развитие слогового анализа слова;
- развитие связной речи;
Воспитательные:
- воспитание бережного отношение к природе;
- воспитание любви к природе, к ее красоте;
Оборудование: карточки со слоговыми схемами, картинки с изображениями цветов, листы бумаги с изображением цветка и пчелы, магнитные буквы азбуки, чудесный мешочек, разноцветные прищепки (красные, зеленые, синие, вертушки цветочки для дыхательной гимнастики, пластиковые лягушки.
1. Организационный момент.
Дети входят в группу. На ковре картинки с изображением цветов. Дети встают вокруг ковра.
Л. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как необычно выглядит сегодня наша группа. Она похожа на цветочную поляну. Я предлагаю вам выбрать себе цветы. Девочки возьмут себе цветы, про которые можно сказать она моя, а мальчики - он мой. Дети выбирают цветы (слова мужского и женского рода)
Теперь внимательно посмотрите на свои цветы и попробуйте найти себе пару. Цветы все очень разные, но вы постарайтесь найти сходство. Кто первый найдет сходство и объяснит, в чем оно заключается, займут свои места первыми. (Дети находят сходство по форме, цвету, месту произрастания.)
Сейчас вы можете со своими цветами сесть за стол. Но сначала сядут те дети, названия цветов у кого начинаются с гласного звука, затем с мягкого согласного и потом - с твердого согласного звука. (Дети садятся за столы, называя первый звук в слове)
2. Игра с кубиком «Посчитай свои цветы». Дети по очереди выбрасывают кубик с числом и согласовывают с названием своего цветка на карточке.
3. Артикуляционные упражнения.
Ребята, а давайте вспомним и покажем какие бывают у цветов лепестки.
Выполняют упражнения: “иголочка”, “лопаточка”, “чашечка”, “трубочка”.
Теперь вы готовы!
4. Игра «Сложи цветок»
- Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.
- Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.
- Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)
- Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик - луговой)
5. Динамическая пауза «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
6. Игра «Чудесный мешочек». Дети останавливаются в круге.
- Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек». В мешочке лежат буквы азбуки, нужно опустить руку в мешочек, взять одну букву, определить название этой буквы и показать нам, как только все дети определят и достанут букву, нам нужно будет из этих букв составить название знакомого нам цветка. Дети составляют название (Роза)
7. Звуковой анализ названия цветка. Дети возвращаются за стол. На столе контейнер с разноцветными прищепками. У логопеда в руках карточки с разными цветами, картинками вниз.
Л. - Сейчас я предлагаю вам взять любую карточку, и правильно определить название цветка, а затем прикрепить на карточку прищепки в соответствии со звуковым составом названия вашего цветка. Л. – Какие вы ребята молодцы и с этим заданием отлично справились!
8. Развитие и совершенствование мелкой моторики. На столе хаотично лежат цветы с разными буквами на обороте, у каждого ребенка лягушка прыгалка.
- А сейчас мы с вами посоревнуемся в меткости и ловкости! Вы запускаете лягушку на понравившийся цветок, на этом цветке есть буква, вам нужно будет вспомнить название цветка, которое начинается с той буквы, которая выпадет, приготовились, начали! Какие вы молодцы, я горжусь вами!
9. Дыхательная гимнастика. У логопеда в руках цветы вертушки. - Какая красота! Сколько цветов! (делает глубокий вдох)
Л. - Ах, как пахнут цветы! Ребята, вдохните аромат цветов, которые растут в саду, почувствуйте, как они пахнут и на выдохе красиво, выделяя интонацией скажите: “Ах, как пахнут цветы!” Вспомните как “правильно нужно дышать”. Делаем глубокий вдох носом (следим, чтобы плечи не поднимались, и надувался животик, а на выдохе произносим: “Ах, как пахнут цветы!”
10. Игра «Посади пчелку на цветок» (развитие двуручной деятельности, межполушарных связей и графических навыков). У детей листы бумаги с изображением цветка и пчелы, с двух сторон которые соединены пунктирной линией, ребенку нужно одновременно двумя руками вести линии от пчелы к цветку.
Л. - Ребята, а кто питается нектаром цветов?
Дети, пчелы!
Л. - Давайте поможем пчелке собрать нектар, для этого нам нужно взять, в правую руку синий карандаш, а в левую зеленый и одновременно посадить двух пчелок на цветок.
Л – Спасибо ребята, пчелки очень благодарны вам за помощь.
11. Психогимнастика. Дети выходят на ковер.
Л. - А теперь представим что мы семечко, которое посадили в землю.
(дети присели, обхватили руками ноги, голову положили на колени)
Прошел дождь и семечко пустило росточек.
(руки складывают вместе, медленно поднимают закрытый “бутон”, затем медленно выпрямляются).
12. Развитие слухового внимания Игра «Доскажи словечко»
Л - Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?
Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются ответы.
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (василек картинки-отгадки)
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (одуванчик)
Цветики — корзинкой
С желтой серединкой,
Белая рубашка.
Хороша. (ромашка)
В лепестки, как в плащ атласный,
Спрятался цветок прекрасный.
Не раскроется никак
В огороде красный. (мак)
13 Игра «Собери букет» На доске 4 вазы с цифрами 1, 2, 3, 4.
Детям предлагается собрать букет для мамы из цветов, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога и 4 слога. Дети собирают и доказывают, что в слове действительно столько слогов, называют гласные звуки в слове.
14. Итог занятия.
Л. – Ребята, какие игры вам сегодня понравились? – Как вы думаете, все ли у нас получилось? – Я горжусь вами, и знаю, что у нас все отлично получится!