Полина Сидорова
Конспект НОД «Квест-путешествие по родному краю» по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Квест- путешествие по родному краю»
Направление: «Познавательное развитие»
Цель: Формирование представления детей о Камчатском крае и его обитателях.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о Камчатском крае. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю. Воспитывать дружеское отношение и умение работать.
Предварительная работа: чтение, беседы, просмотр книг, фотографий о Камчатке.
Методические приемы:
Словесные, наглядные, игровые и практические.
Публикация «Конспект НОД „Квест-путешествие по родному краю“ по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование: видео проектор, макет Камчатского края, колонка, мольберт с мнемотаблицами, лабиринт на каждого ребенка, дидактическое пособие «Юла», игровое пособие парашют
Используемые методы:
1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
2. Наглядно-демонстрационный (макет Камчатки, мнемотаблици, видео слайды);
4. Игровой (путешествие);
5. Методы контроля (наблюдение, уточнение)
Ход мероприятия:
1. Организационный момент «Игра Энергизатор»
(На компьютере звучат звуки SOS)
Воспитатель: Ребята, вы слышали сигнал? А как вы думаете, что это за сигнал?
Ответы детей: Может это кто-то просит о помощи?
Воспитатель: Ребята, нам пришло какое-то видеообращение. Хотите узнать, о чем говорится в этом видео обращении и кто его отправил?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда внимание на экран.
(На проекторе включается видеозапись, на которой изображен оленевод
на фоне тундры)
Оленевод: Здравствуйте ребята, в Камчатском крае случилась беда, дух Кэлэ обиделся на жителей Камчатки, так как они не следили за природой, разбрасывали мусор, плохо относились к животным, уничтожали леса, загрязняли реки и озера. Поэтому Кэлэ решил забрать всё живое. Реки и озера опустели, леса остались без растений и деревьев. А без животных, морских обитателей, деревьев, кустарников, наш край погибнет. Я слышал, что ребята группы «Солнышко» очень активные, умные, отзывчивые, всегда готовы прийти на помощь. Ребята мы очень просим вас вернуть жизнь нашему краю.
Воспитатель: Ребята, ка вы думаете, мы сможем помочь вернуть жизнь Камчатскому краю?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А для того что бы помочь, нам нужно отправиться в путешествие по Камчатке и посмотреть, что же все-таки случалось. Вы готовы отправиться в путь.
Ответы детей: Да, готовы.
Воспитатель: А на чем мы можем отправиться?
Ответы детей: Самолете, вертолете, пароходе, автобусе и т. д.
Воспитатель: Правильно! Ребята, а у нас же с вами есть воздушный шар, я предлагаю вам отравиться на воздушном шаре! Вы готовы?
Ответы детей: Да.
(На полу лежит пособие «Парашют», дети подходят к нему, разворачиваю и выполняют движения согласно тексту воспитателя)
Игра с воздушным шаров
Воспитатель : Ребята наш воздушный шар готов к путешествию но для того чтобы он полетел нам нужно немного поработать. Вы готовы?
Ответ детей: Да
Воспитатель: Держим парашют идем друг за другом поднимаем руки в верх, шар должен высоко взлететь, подул сильный ветер, наш нас сносит, но мы крепко его держим не отпускаем
Воспитатель: Ребята, вижу уже виднеется полуостров Камчатки, мы уже совсем близко приземляемся.
(На столе натянут макет Камчатского края, ребята с воспитателем подходят к макету, воспитатель следит за тем, чтобы дети не толкались и не мешали друг другу)
Воспитатель: Посмотрите ребята, и правда на полуострове ничего не осталось. Я предлагаю рассмотреть наш полуостров. Ребята, что окружает наш полуостров?
Дети: Камчатку окружает Охотское море, Берингово море и Тихий океан.
Воспитатель: Я вижу, что через весь полуостров тянутся возвышенности темно-коричневого цвета с белыми шапками. Может кто – то подскажет что это?
Ребёнок: Это горные массивы и горные хребты и сопки.
Воспитатель: Посмотрите внимательно над горами поднимаются столбы дыма и пепла, что же происходит с природой Камчатки?
Дети: Это извергаются вулканы Корякский и Толбачик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много зеленых пятен на нашем
полуострове. Давайте вместе ответим, что они означают?
Дети: Это камчатские леса, тундра.
Воспитатель: Вся Камчатка покрыта голубыми лентами и голубыми пятнами. Ребята, кто-нибудь знает, что они обозначают?
Дети: Это полноводные реки, озера, малые и большие ручьи.
Воспитатель: Может кто-то из вас знает, чем же богата наша Камчатка?
Ответы детей: животными, растениями …
(Слышится звук бубна и голос духа Кэлэ)
Голос духа Кэлэ: ХА-ХА-ХА, зачем явились?
Воспитатель: К нам обратился оленевод с просьбой вернуть все живое в наш край, вот мы и прибыли, что бы разобраться, что же все-таки случилось.
Голос духа Кэлэ: Так как люди не умеют бережно относятся к природе, я решил забрать у них все, что они имели.
Воспитатель: Уважаемый Кэлэ, мы просим вернуть жизнь на Камчатку иначе мы не сможем здесь жить, обещаем, что люди исправятся, и будут бережно относиться к природе!
Голос Кэлэ: Просто так я вам ничего не отдам, но для того чтобы вернуть жизнь Камчатскому краю, вы должны сыграть со мной в викторину, и если вы ответите на все вопросы, тогда я вам дам карту, на которой указано, где же искать все, что я у вас отнял.
Воспитатель: Ну, что ребята вы готовы сыграть в викторину, как вы думаете мы справимся?
Ответы детей: Да, конечно.
Воспитатель: Ну, что ж Кэлэ, мы готовы сыграть!
(На круглом столе стоит игрушка волчок, к нему прикреплена стрелка, а вокруг разложены картинки, как только волчок останавливается на одной из 8 граней, ребенок выполняет задание)
Кэлэ: Слушайте правила викторины: нужно прокрутить юлу, стрелка укажет вам на одну из картинок, вы должны будете описать, что же изображено на картинке.
(Воспитатель крутит волчок и показывает картинку детям, спрашивает одного из детей, что изображено на картинке, ребенок должен описать картинку)
Воспитатель: Соня расскажи нам, пожалуйста, что изображено на этой картинка?
Ответ ребенка: Тундра, юрта
Воспитатель: А кто живет в юрте?
Ответ детей: Оленевод.
Воспитатель: Ильдар расскажи пожалуйста, а что изображено на этой картинке?
Ответ детей: Красная книга.
Воспитатель: А для чего нам нужна красная книга?
Ответ детей: В красной книге занесены исчезающие виды растений, животных, грибов, ягод.
Воспитатель: А, что изображено на этой картинке нам расскажет Руслан!
Ответ детей: На картинке изображен олень с оленеводом в тундре!
(Звук бубна)
Дух Кэлэ: Ну что ж, со всеми заданиями в викторине вы справились, как и обещал держите подсказку!
(под звук волшебства на экране появляется карта)
Воспитатель: Ребята посмотрите что же это?
Ответ детей: Карта!
Голос Кэлэ: Это карта, на которой отмечены места, где очень ждут вашей помощи. Ваша задача следовать по карте и выполнять все мои задания, справившись с заданием, вы сможете расколдовать лес и всех лесных и морских жителей.
Воспитатель: Ребята как вы думаете мы со всеми заданиями справимся?
Ответ детей: Да!
Воспитатель: Давайте, тогда обратимся к карте и посмотрим, где же ждет нас первое задание!
(Дети смотрят на карту, первое задание находится возле ворона Кутха)
Дети: У Кутха.
Воспитатель: А, где же находится ворон Кутх!
Ответы детей: В патриотическом уголке!
(воспитатель в месте с детьми отправляются к Кутху, возле ворона лежит записка с загадками, педагог берет записку и читает детям)
Воспитатель: Ребята здесь лежит конверт с заданием!
Ты загадку прочитай и растение отгадай!
Ствол белеет,
шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки.
(Берёза)
Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника.
Ищем что мы?. (Голубику)
На вид зеленый лук,
на вкус чеснок,
Занесен в красную книгу (черемша)
По легенде мой цветок
Клады открывает.
Говорят, что раз в году
Чудо то бывает.
Но скажу начистоту:
Я вообще-то не цвету!
(Папоротник)
Воспитатель: Ребята посмотрите, а вот и все наши растения давайте, давайте аккуратно возьмем их и вернем на наш макет.
(Дети с воспитателем берут растения и возвращают на макет Камчатки)
Голос Кэлэ: Ах, какие молодцы, загадки отгадали и растения нашли. Ну, что ж следующие задание я приготовил посложнее, посмотрим справитесь вы с этим заданием!
Воспитатель: Ребята как вы думаете, а сможем ли мы выполнить следующее задание духа Кэлэ?
Ответ детей: Да!
Воспитатель: Тогда нам нужно, обратиться к карте, и рассмотреть где же находится следующее задание!
(Дети рассматривают карту на следующей станции изображен мольберт с мнемотаблицами.)
Воспитатель: Давайте посмотрим вокруг, где же находится мольберт!
(Ребята смотрят вокруг, подходят к мольберту, на котором прикреплено задание, воспитатель зачитывает его)
Воспитатель: На таблицу посмотри, и животное найди! Ребята, на мольберте у нас расположены схемы заколдованных животных, нам нужно их расколдовать. Для этого, нужно внимательно посмотреть на схемы и догадаться, какое животное на нем заколдовано.
(Воспитатель по очереди спрашивает детей, после выполнения задания дети находят животное, возвращают их на макет.)
Воспитатель: Животных мы с вами нашли, растения вернули, кого-то ещё не хватает.
Ответы детей: Морских животных, рыб.
Воспитатель: Давайте еще раз обратимся к нашей карте!
(На карте изображен стол, на котором лежат лабиринты на каждого ребенка)
Воспитатель: Ребята давайте внимательно посмотрим, и найдём это место.
Воспитатель: А, вот и третье задание!
(Педагог читает задание)
Воспитатель: На лабиринт ты посмотри, дорогу рыбке в море ты найди. Ребята вам нужно помочь рыбке выбраться в море. Для этого возьмите рыбку и ведите ее по правильному пути, будьте аккуратней, неправильный путь может привести в тупик.
(Дети выполняют задание, после выполнения задания дети берут морских животных и расставляют их на макете)
Дух Кэлэ: Все задания выполнили молодцы, жизнь Камчатскому краю вернули, ну что ж мне пора, а вы берегите свою природу.
Воспитатель: -Дети, мы с вами хорошо потрудились, помогли снять колдовство с леса и его обитателей, и в наш край снова вернулась жизнь. А нам пора возвращаться в детский сад, я предлагаю вам занять свои места на воздушном шаре!
(Дети вместе с педагогом подходят к «Парашюту»)
Воспитатель: Вот мы и дома
(Звучит бубен, педагог предлагает детям подойти к проектору, на экране появляется оленевод в ярко раскрашенной тундре)
Оленевод: Ребята, какие вы молодцы, я рад, что не ошибся в вас! Вы помогли вернуть жизнь нашему краю. Теперь вся природа Камчатки ожила. Реки, озера, моря, океаны наполнены морскими жителями. Все животные вернулись в леса, тундры, а самое главное в лесах ожили растения. Ну, а за то, что вы вернули жизнь родному краю, жители Камчатки приготовили для вас гостинцы. Спасибо большое за помощь! До свидания!
Воспитатель: Кто помнит, для чего мы с вами отправились в путешествие? Кому мы помогали? Для чего нужно беречь природу?
Ответы детей: Природу нужно беречь и охранять, чтобы мы могли дышать свежим воздухом, пить и купаться в чистой воде, наслаждаться красотой полей, лугов, лесов.
Воспитатель: Ребята, а как можно сохранить природу?
Ответы детей: Нужно соблюдать правила поведения в природе.
Воспитатель: С кем вы можете поделиться новыми знаниями?
Ответы детей: С мамой, папой, бабушкой и т. д.
Воспитатель: Вы сегодня были такие молодцы! Я вами очень довольна!
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, и друг другу на прощанье мы подарим обещанье: Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!
Самоанализ непрерывно образовательной деятельности в
старшей группе по познавательному развитию
Нравственно-патриотическое воспитание детей – важное звено
воспитательного процесса в формировании гармоничной личности,
воспитанию и развитию у ребенка нравственных чувств,
гражданственности и патриотизма, поэтому я решила провести
открытый показ по теме: ««Квест- путешествие по родному краю»».
Задачи:
Образовательные:
• Обобщение и систематизация знаний детей о Камчатском крае.
• Обогащение лексико-грамматического словаря по теме занятия «Квест- путешествие по родному краю»
Развивающие:
• Создание условий для развития памяти, внимания, мышления
Воспитательные:
• формирование уважительного отношение к родному краю
• Воспитание любви к родному краю.
Структура НОД
Занятие проводилось с группой детей старшего возраста, состояло из нескольких взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Все элементы занятия логически объединены общей темой. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных задач.
В вводной части детям было предложено отправиться в путешествие на спасение Камчатского края. Во время путешествия, ребятам пришлось справиться с разными заданиями, выполнение которых требовало определенных знаний.
В ходе занятия работала над развитием речи воспитанников, добивалась распространенных ответов в высказываниях детей. Закрепила знания детей родном крае, растениях, животных и водных обитателях.
В заключительной части занятия. Закрепила результаты занятия правило поведения в природе. Были сюрпризные моменты Оленевод отблагодарил детей угощением.
Для реализации каждой задачи, я подобрала соответствующие приемы работы. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.
Материал для занятия был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
В процессе занятия применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.
Методы:
1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
2. Наглядно-демонстрационный (макет Камчатки, мнемотаблици, видео слайды);
4. Игровой (путешествие);
5. Методы контроля (наблюдение, уточнение)
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия детей была достаточно эффективной, т. к игра ведущая деятельность детей. Считаю, что поставленные мною задачи были выполнены!